Назад в будущее
5 февраля в общероссийский прокат выходит фильм «Загадочная история Бенджамина Баттона» - главный претендент на премию «Оскар» в этом году. По непонятным, думаю, не только для меня, причинам, в саратовских кинотеатрах эта картина демонстрироваться не будет.
Обратить внимание на него стоит не только потому, что «Баттон» получил 11 номинаций Британской киноакадемии, 5 номинаций на «Золотой глобус» и 13 номинаций на «Оскар». Фильм снят по рассказу Френсиса Скотта Фитцджеральда, его режиссером стал Дэвид Финчер, столь любимый россиянами за «Бойцовский клуб». В главных ролях в «Баттоне» заняты звезды кино - Брэд Питт, Кейт Бланшетт, Тильда Суинтон, Эль Фэннинг, Джейсон Флеминг, Джулия Ормонд, Элиас Котеас. В разное время над сценарием поочередно работали Рон Ховард, Спайк Джонз и Стивен Спилберг.
У слепого часовщика на войне убили сына. Это потрясло его настолько, что он создал особенные часы - идущие в обратном направлении, в надежде, что можно вернуть потерянное и исправить ошибки прошлого. Часы висели на вокзале, и ничего не происходило до той поры, пока одна из жительниц города не родила старого младенца. Отец, испугавшись урода, подбросил ребенка к дому престарелых. С этого момента начинается история Бенджамина Баттона - человека, чьи физические «часы» идут в обратном направлении, от старости к молодости.
Картину можно назвать полноценным технологическим прорывом - обоих главных героев с самого детства до глубокой старости играют два актера (Брэд Питт и Кейт Бланшетт). Их внешний облик изменяется настолько сильно, что начинаешь понимать - сегодня совершенно не важно, как выглядит актер и сколько ему лет, современные компьютерные технологии способны состарить его, сделать карликом, ребенком, разве что не женщиной. Хотя, думаю, и это вполне возможно.
Спрятанная в такую привлекательную оболочку, лента содержит в себе не менее любопытную начинку. Смысловое наполнение создает прежде всего сама идея движения времени вспять, фактическая реализация этой возможности. Ведь одно дело представить, каково это - движение от старости к молодости, другое дело, когда тебе показывают, как такое случилось на примере жизни конкретного человека.
На протяжении всего просмотра меня не оставляла мысль о том, что «Баттон» напоминает другой популярный голливудский проект - «Форрест Гамп». Было что-то удивительно близкое в смаковании подробностей жизней этих в чем-то схожих людей, не похожих на остальных. Позже я прочла, что человек, подготовивших адаптированный сценарий к «Истории» и сценарист «Гампа» - один и тот же человек. Думается, это будет иметь значение для тех, кто считает себя фанатом «Гампа» при выборе - смотреть «Баттона» или нет.
Другим поводом для удивления - почему в Саратове не будут показывать фильм на широких экранах, а в России нет никакого шума вокруг него, стали несколько эпизодов из фильма. В них главный герой служит в Мурманске, где знакомится с женой посла (ее роль играет Тильда Суинтон). В кои-то веки русские в фильме говорят без акцента, герои Питта и Суинтон едят черную икру и запивают ее водкой в гостинице под названием «Зимний дворец». При этом Суинтон очень мило, так до боли знакомо произносит по-русски: «На здоровье».
Но, если перестать ерничать, и вернуться к тематическим доминантам ленты, то главной темой, из которой все исходит и к которой возвращается, является смерть. Как говорится в фильме: «Мы все теряем близких. Ведь как иначе понять, что они нам дороги?». Способность пережить горе, принять его - одна из тех вещей, которой можно научиться и которой учится практически всю жизнь Баттон. Можно ли привыкнуть к смерти? Создатели фильма не дают однозначный ответ на этот вопрос. Парадоксально другое - точность, с которой в картине демонстрируется, что люди боятся не столько смерти, сколько самого процесса старения, осознания себя старым, распада организма. В одном из эпизодов героиня Бланшетт спрашивает у Баттона: «Тебе нравится молодеть?», на что тот отвечает: «Не знаю, я все время смотрю лишь на глаза». Только у него старость не вызывает страх.
История жизни одного человека, не вписавшегося в традиционные нормы существования остальных, доказывает привязанность человека ко времени, не только физическую, но и психологическую. Плохо быть старым, потому, что скоро смерть, а все ее проявления - лишь намеки на приближающееся и неизбежное.
И в этот момент режиссер приводит зрителя к другому, думаю, главному для него вопросу - ограничивается и определяется ли жизнь развитием тела или жизнь - это нечто большее, чем совокупность физических навыков? Ответ на него дает главный герой в фильме: «Нет ограничений быть тем, кем ты хочешь. Начать можно когда угодно. Ты можешь измениться или быть тем же - здесь нет правил». Идея, по сути, элементарная - восприятие жизни зависит лишь от отношения к ней.
В доме престарелых, где живет Баттон, ему встречается множество стариков. У каждого или каждой из них своя история. Финчер акцентирует внимание на одном, самом забавном. В течение фильма тот рассказывает Баттону все семь случаев, когда его ударила молния. Все эти случаи режиссер иллюстрирует в стиле старых лент с Бастером Китоном или Чарли Чаплиным, смешно, и, кажется, так, просто для забавы. В этот момент не задумываешься о том, что они испортили старику здоровье, обоняние, слух. Пока тот не произносит, что несмотря ни на что, он все равно рад, что жив на свете. И эта небольшая история тоже становится частью общего сюжета, лишь подчеркивая главную идею - все зависит лишь от отношения к происходящему.
Имеет значение лишь то, как ощущает себя человек, что он может дать другим людям - любовь, понимание, дружбу, поддержку. Как он это сделает, зависит от человека, и от возможностей, которые ему даются. Именно возможностями, даже упущенными, определяется жизнь, считают создатели фильма. Ведь жизнь каждого находится во взаимосвязи между всеми мельчайшими подробностями жизней других людей и ситуаций, которые складываются из сочетаний этих взаимосвязей.
Вряд ли стоит пытаться уловить эту воздушную конструкцию, которую предлагают создатели ленты. Пусть в ней копаются любители фильма «Амели». Стоит лишь отметить, что, делая ставку на возраст, режиссер не прогадал - эта категория касается каждого и любой смотрящий задумается о своем отношении к времени, старении, смерти. Нельзя сказать, что нам открывают в очередной раз Америку или изобретают велосипед. Но режиссер находит новую оболочку, более интересную, чем прежде, чтобы у каждого появилась возможность разобраться своими страхами и решить, наконец, что с ними делать.