Новогодние праздники порадовали российского зрителя сразу двумя кинопремьерами: с одной стороны мюзиклом «Стиляги» Валерия Тодоровского, с другой - антиутопией «Обитаемый остров» Федора Бондарчука по культовому роману братьев Стругацких. Оба фильма интересны по-своему, и, безусловно, каждый из них стоит того, чтобы с ними познакомиться. У них есть нечто схожее - оба режиссера предлагают зрителю познакомиться с альтернативной реальностью своих героев, противостоящих серой массе. Только реализуется это противопоставление в каждом случае по-разному.
«Весь этот джаз»
«Стиляги» - история о жизни компании молодых людей, которые не хотели быть «как все» в далекие 60-е. Режиссер Валерий Тодоровский не ставил своей целью снять нечто исторически достоверное. «Стиляги» - нечто среднее между «Мулен Ружем» База Лурмана и «Старыми песнями о главном». Съемки и подготовка к ним велись достаточно долго, за это время Тодоровский успел снять еще одну картину с теми же актерами - «Тиски», о судьбе парня, который хотел заработать денег, но честным путем сделать это ему не удавалось, поэтому пришлось торговать наркотиками.
В главных ролях в «Стилягах» играют молодые актеры. Их «страхуют» на заднем плане такие мастодонты российского кино, как Янковский, Гармаш, Розанова, Ярмольник. Саратовцам тоже есть чему порадоваться - двое молодых актеров (плюс Янковский в уме) в «Стилягах» - представители саратовской театральной школы.
Сюжет фильма прост - молодой комсомолец Мэлс (его имя - аббревиатура веселой компании Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина) на одной из облав «стиляг» случайно знакомится с Полиной и влюбляется в нее. У Полины тоже своеобразная «кличка» - Польза. Это обыгрывается в фильме: «Проведи время с Пользой», советует она Мэлсу. И тот, отказавшись от влюбленной в него девушки Кати, а также от коммунистических идеалов и морали, бросается во все тяжкие ради того, чтобы добиться любви Пользы.
Про главную особенность фильма говорилось еще в рекламе, поэтому многие знают, что все песни, которые исполняют актеры в фильме, принадлежат по «возрасту» к 80-м, а не 60-м годам. О репертуаре стоит оговориться отдельно. Аранжировкой и подбором мелодий к «Стилягам» занимался Константин Меладзе, продюсер группы «Виа Гра». Логику его понять до сих пор практически невозможно - почему та, а не иная песня исполняется в разные моменты картины, тот вопрос, который задавали себе многие зрители после просмотра. Наиболее запоминающейся стала «Человек и кошка» в исполнении Гармаша. Немного неуместно звучит «Восьмиклассница» после любовной сцены главных героев. Некоторых зрителей эта песня сбила настолько, что в адрес главного героя посыпались обвинения в растлении малолетних.
Любовная лодка разбилась о быт - Мелсу удалось добиться расположения Пользы, удалось стать настоящим стилягой, частью местного «Бродвея» - мира, полного красок на фоне абсолютно серой советской действительности. Роль декораторов и работников по костюмам в этом фильме является одной из наиболее значительных. Именно благодаря ним создается атмосфера душного мира, из которого так нестерпимо хочется выбраться. Безусловно, он не имеет ничего общего и с реальностью 60-х, но не в этом замысел режиссера. Кажется, он очень хотел снять своего «Плаксу», но вместо безусловной звезды Джонни Деппа, главного героя, сместить акценты за пределы главной любовной линии. Ну и что, что ребенок главного героя оказался негритенком? Ну и что, что его жена изменилась до неузнаваемости после родов? Интереснее детали.
Любопытна история сына дипломата Федора-Фреда, благодаря которому собралась компания стиляг. Пока ему нечего было делать, и он учился в престижном университете, одновременно был стилягой и «отрывался» как хотел. Ему не приходилось разгружать мешки по ночам, как Мэлсу, чтобы купить втридорога одежду или музыкальные инструменты, пластинки. Когда же отец предложил ему поехать на стажировку в Америку с возможностью дальнейшей работы там, Федор быстро согласился превратиться в обычного серого советского человека, отрезать волосы и надеть темный костюм, жениться на нелюбимой некрасивой девушке и, фактически, предать все - друзей, свои интересы, идеи, любовь. Так как это мюзикл, в «Стилягах» по этому поводу мало кто переживает, не считая девушек, влюбленных в Федора. Но и для них находится бодрая песня «Ему не нужна американская жена», которую они исполняют с комично потекшей от слез тушью для ресниц на глазах.
Другой относительно драматический момент - арест Боба. Почему-то в версии, которая транслировалась в кинотеатрах, его не было. И тем не менее - через посредника Боб решил купить у американца, настоящего американца, с которым он никак не мог найти общий язык, пластинки любимых музыкантов. Именно в этот момент его поймали и увезли на машине, после чего стало известно, что он получил срок. А забытая всеми пластинка Элвиса Пресли так и осталась мокнуть под дождем.
Когда завершаются эпизоды, связывающие сюжет по смыслу, он начинает отчаянно буксовать. Это происходит хотя бы потому, что главным героям нечего делать вместе - Польза родила ребенка от какого-то приблудного Майкла («Ты понимаешь, это как разговаривать с человеком с другой планеты, так много нужно спросить у него, пока он не улетел», «вешала лапшу на уши» Мелсу она). Мелс активно занялся музыкой. Его исключили из партии и теперь он начал играть в ресторане, таким образом совмещая любимое дело и работу.
Встретив Фреда, вернувшегося погостить домой, Мелс слышит от него невероятное - в Америке нет стиляг. Таких, как они, в таком виде, там бы засмеяли, говорит Федор. В Америке все совсем по-другому, продолжает он. Главное - не яркость костюма, не то, как он выглядит, а лейбл на подкладке. Мелс не понимает друга и прогоняет его прочь. Но Федор, по замыслу режиссера, проговаривает эти слова не для друга, а для зрителей. Ведь мы-то понимаем, о чем речь. Чудовищно другое - Мелс сознательно отказывается верить в услышанное хотя бы потому, что вся его жизнь утратила бы смысл, признай он слова Федора. Ведь в споре с комсомолкой Катей, он доказывает лишь то, что хочет быть собой. Утрачивая же связь с американскими, исконными стилягами, он может потерять смысл всего своего существования. Зачем тогда сидит в тюрьме Боб? Не из-за пластинок же, в конце концов. Похоже, что Тодоровский не знает, что делать со всеми этими вопросами и решает, как герой мультфильма «Падал прошлогодний снег», спрятать «все концы в воду», или оставить зрителю самому решать вопросы, связанные с моралью.
Для этого он доводит сюжетное развитие ленты до высшей степени обобщения, на этом этапе впору выйти из зала и попросить вернуть деньги за просмотр. Фильм завершается песней героя, в которой тот идет по улицам современной Москвы и к нему присоединяются молодые представители различных неформальных течений, больше всего среди них оказывается почему-то панков. Не трудно догадаться, что режиссер таким образом указывает зрителю на то, что исторические рамки у ситуации могут быть какими угодно, а история любви всегда одна - прекрасная и беззаветная. Что характерно, Мелс поет «Шаляй-валяй», и можно предположить, что эта песня - что-то типа прощальной сцены с Онегиным для Тодоровского. Таким образом, начавшаяся как нечто яркое и вполне провокационное, картина превращается в потешные картинки для молодежи. С противостоянием режиму больше повезло ленте Федора Бондарчука, и именно эта идея спасает цирк фейерверков и петард, который он представил российскому зрителю под Новый год.
«Все представители правительственной элиты - выродки»
Далекое будущее. Молодой парень по имени Максим занимался свободным поиском в космосе и наткнулся на очередную планету. Потерпев катастрофу, парень понимает, что спасти его уже ничего не может, и нужно попытаться понять, как жить дальше на этом острове.
Вокруг «Обитаемого острова» еще до его премьеры было много шума. Специально проводились отдельные показы для критиков, блоггеров, а уже после - для остальных людей. По официальной информации, на фильм затрачено около 120 километров пленки. По количеству затраченных денег на производство ленты Бондарчука опережает разве что Михалков с продолжением «Утомленных солнцем».
Федор Бондарчук подготовился к штурму кинозалов и зрительских кошельков основательно. В фильме есть все: и бесчисленное количество драк с шумом и грохотом настолько сильным, что при просмотре хочется либо надеть шапку, либо просто выйти из кинотеатра, и любовная линия, которую режиссер сформулировал как определяющую для поведения и поступков героя.
Потеряв свой корабль Максим пытается найти жителей той планеты, на которой оказался. Столкнувшись с ее обитателями, он понимает, что различия между его родиной и Саракшем просто невероятны. Из рая технологического и гуманитарного прогресса, мира Полудня, он попадает в страну, охваченную военной диктатурой, на которой правит кучка людей, называющих себя «Неизвестные отцы», а контроль над людьми осуществляется путем одурачивания, запугивания и психологического зомбирования. Нетрудно догадаться, в кого метили Стругацкие в свое время. Тем не менее, их слова воспринимаются как раз вовремя.
Если попытаться найти адекватный эталон ситуации, в которую попадает Максим на Саракше, то в голову приходит «Замок» Кафки. Чтобы упростить момент понимания разных языков режиссер придумывает серебристую соплю, которая эффектно втекает в ухо герою и после этого тот начинает понимать инопланетный язык. Момент абсурдности, присущий для романа, таким приемом снимается. Зритель видит мир Саракша глазами Максима - простого, идеального человека. И, это важно, зритель, в отличие от главного героя, все прекрасно понимает - и про коррупцию, и про преступность и про все остальные особенности этой прекрасной планеты, до боли напоминающей нашу. И мы заново вместе с ним изучаем особенности нашего жизнеустройства, и утопичность жизни не кажется настолько преувеличенной, чем она есть на экране. В самые первые дни после праздника в кинотеатрах даже на утренних сеансах яблоку негде было упасть, но смотрели фильм люди внимательно, напряженно, никто не болтал как обычно и особо ничего не ели.
Исследуя жизнь планеты, Максим узнает, что большая ее территория подверглась радиоактивной атаке, вследствие чего жить там невозможно. Да и в обитаемой зоне уровень радиации тоже значителен. Представления людей ограничиваются знаниями о существовании жизни лишь в пределах острова, согласно бытующей точке зрения на Саракше, за его пределами - нет жизни.
Правительство ведет свою борьбу с выродками - людьми, стремящимися свергнуть официальный режим. По официальной версии, повстанцы делают это ради денег, по их собственным словам - ради того, чтобы выжить. Вся планета застроена цепочкой радиоактивных башен, на которых в определенное время, два раза в день распространяется специальный сигнал. Люди со слабым здоровьем, подверженные радиации, очень плохо переносят этот сигнал и у них начинаются сильные головные боли, которые сложно переносить. Так правительство «метит врага». Эти люди объединяются в группы с целью противостоять деятельности правительства для тотального контроля и уничтожения людей. По словам «выродков», как называет их телевидение и вся система преследования и наказания, занимаясь борьбой с ними, правительство отвлекает людей от проблем гораздо более серьезных, а именно - улучшения экономической ситуации, борьбы с коррупцией, преступностью. Как рассказали Максиму повстанцы, выродки есть везде, в том числе и в самом правительстве. Главный прокурор, роль которого исполнил Бондарчук, - как раз типичный представитель выродков: в определенное время, когда должен распространяться сигнал, он принимает ванну, чтобы никто не узнал об этом его секрете.
Оказавшись на чужой планете, Максим знакомится с Радой, официанткой в одном из баров Саракша. Он спасает ей жизнь, справившись с человеком с тростью и его дружками. Завоевав расположение девушки, он узнает, что ее брат - тот военный, что транспортировал его в город в одно из учреждений для изучения. Ее брат Гай оказывается убежденным сторонником государственного строя. Он не вдается в логику собственных действий, ведомый лишь тем, что Неизвестные Отцы, выведшие страну из еще большего кризиса, плохого не посоветуют. Он убеждает Максима вступить в гвардию, чтобы помогать людям и бороться против тех, кто разрушает порядок и покой мирных граждан. Но уже первое задание, на которое отправляется Максим, где он присутствует на пытках ни в чем не повинных людей, ставит под сомнения все слова Гая. Максим отказывается принимать участие в казни женщины и за это капрал расстреливает его. Гая разжалуют и отправят охранять южные границы - место, где обитают самые удивительные мутанты. Максим же, полежав немного, дождется того момента, пока раны не заживут. Для обычных людей - это фантастика, у идеальных существ вроде него, органы имеют свойство восстанавливаться даже после смертельных ран. «Но вот если бы он выстрелил в голову…», - произносит с иронией Максим, герой Степанова. На эту роль Степанов действительно подходит идеально - удивительно красивый молодой человек поражает именно избыточностью собственной красоты, лишающей его притягательности. Идеальный человек не может нравиться, он скорее вызывает интерес, подобно инопланетянину.
Максим находит повстанцев, и те предлагают взорвать ему одну из башен. Он соглашается. В операции гибнет большинство повстанцев, среди них оказывается предатель. Оставшихся в живых отправляют в тюрьму. Максим понимает, что такие мелкие меры не могут принести пользы для спасения многих других людей, которым действительно нужна помощь. Каждый из тех, кто стремится на словах помочь остальным, на деле лишь хочет возвыситься, чтобы в свою очередь захватить власть. Максим отправляется в южные границы, чтобы найти тех, кто сможет ему помочь.
На этом месте заканчивается первый фильм дилогии Бондарчука. История, которая, подобно фильму «Изгой» с Томом Хэнксом в главной роли, должна напомнить людям о том, что человек по натуре все же добр. А также рассказать о преображающей силе любви, способной перевернуть мир наизнанку, с головы обратно на ноги. Экранизация романа Стругацких стала едва ли не первым фильмом в нулевые годы с полноценным оригинальным фантастическим сюжетом. Его основа гораздо сильнее всех «Дозоров». С другой стороны, «гламурность» визуального ряда фильма, напоминающего один большой рекламный ролик, может оттолкнуть многих поклонников романа и привлечь, например, поклонников сериала «Клуб» (Гая сыграл актер, исполнивший там главную роль). Так что, хотим мы того или нет ориентиры для зрителя расставлены четко: поглазеть на потешную зверушку - в одну кассу, подумать и поразмышлять о судьбах человечества - в книжный магазин.