Барселоооона!

Jun 27, 2019 18:14

Решение съездить в Барселону было продиктовано тремя соображениями. Во-первых, мы там еще не были. Во-вторых, даже если Дэн Браун тупо переписал путеводитель, как гласят слухи, сделал он это достаточно талантливо, и описание Саграда Фамилиа, где очередные рептилоиды пытались грохнуть ГлавГероя, меня зацепило. В-третьих, этот город стал первым, с которым меня эмоционально ничего не связывало. Мы ведь обычно путешествуем по местам моих мечтаний: Верона с давней любовью к Ромео и Джульетте, Румыния и Дракула, Рим и Борджиа, Финляндия и муми-тролли, а про Париж я вообще молчу. А вот о Барселоне я до пресловутого Дэна Брауна знала только что в свое время она обыграла «Челси» со счетом 2:1, чем вызвала лютую попаболь у Абрамовича. Эм... Ну, я отвлеклась.
Наш отель располагался в глубине Готического квартала - это трущобы, это закоулки, это древнее сердце города и самая туристическая его часть. Под окном с одной стороны днем и ночью не умолкала площадь. В светлое время суток она мерно гудела, в темное - разражалась криками молодежи, музыкой фестиваля и колокольным звоном приземистой церквушки. Когда нас на третий день переселили, окна у нас стали выходить на другую сторону. Там была жизнь: чьи-то окна, внизу, под раскидистым деревом, звуки текущей воды - то ли фонтанчик, то ли трубу прорвало, с балкона не видно. Иногда там появлялись женщина, дети и собаки. Вокруг - обычные дома со ставнями вместо жалюзи. Вокруг - пекарни и сувенирные магазины, фруктовые лавки и маленькие супермаркеты. Улицы такие узкие, что машина проезжает, едва не задевая зеркалами стены, а иногда и вовсе не проезжает. Вокруг - классическая готическая архитектура, намекающая, что вот эти ставни легко захлопываются, и дом может запросто переждать небольшое нашествие варваров. Кстати, кто-нибудь объяснит мне, почему в случае соборов готика - это стремящиеся ввысь шпили и каменное кружево, а в случае обычных зданий - маленькие крепости с минимумом украшений? Хотя кое-где и лепнина, и горгульи встречались, но общее впечатление - это массивность, основательность, готовность защищать себя, как черепаха, законопатившаяся в панцире.
Вообще Барселона с первого взгляда поражает контрастностью: здесь вековечный пафос Рима легко смешивается с беззаботной курортностью Геленджика. Среди довольно небольшого количества стандартных китайских сувениров, очень много ярких, симпатичных, замечательно бесполезных вещиц, приковывающих сорочье внимание. Барселона пахнет солью с моря и вкусной едой. Очень много собак - на поводках и в свободном выгуле, больших и маленьких, но в основном маленьких. Воспитанных. Кошек почти не видели. Две сидели возле магазинчика местных диковин и явно осознавали свою рекламную значимость - их активно фотографировали японские туристы. Еще шесть штук вольготно развалились под кустами в углу ботанического сада. Проходящие мимо парень и девушка назвали эту кошачью сходку «кочичиариум» и, хохоча, покатили на велосипедах дальше.

Саграда Фамилия
Главная достопримечательность Барселоны - города хоть и древнего, но относительно недавно застроенного - Собор Святого Семейства. На самом деле, собором это здание называть неправильно, поскольку это не главный храм города, но название прижилось. Не буду давать информацию из путеводителей - вся она есть в Википедии, причем изложена гораздо лучше, чем запомнила я. Строится собор чуть более сотни лет, из которых 43 года в работе активно принимал участие создатель проекта Антони Гауди. Строительство продвигается не очень быстро, поскольку спонсируется пожертвованиями и продажей билетов, но поток туристов не иссякает, поэтому Саграда Фамилия - долгострой, а не недострой.
Мы подошли к собору со стороны сквера с видом на фасад Страстей. Правда, самих страстей оттуда не видно, зато бросаются в глаза шпили. Такое впечатление, будто диснеевский замок захватила ведьма из пряничного домика - везде сахарная глазурь, подтаявшее мороженое и бубль-гум. Я честно ждала, что внутри нас встретит Дружище Христос под регги или кантри.


Вход расположен со стороны фасада Рождества. Отсюда собор напоминает песчаную кучу, из которой кто-то начал создавать шедевр, кропотливо вылепливая фигурки, но бросил работу на середине. Чем ближе подходишь к собору, тем больше усиливается впечатление некоей абсурдности и нереальности. «Песчаный» фасад Рождества выполнен в классическом стиле с обилием фигур, жанровых сцен из первых лет жизни Спасителя, растительных орнаментов и деталей. На противоположном «глазурованном» фасаде Страстей фигур меньше, они огромны, тяжеловесны, и все словно вырублены топором, лица едва намечены, хотя позы живые, насколько это возможно в таком примитивно-постмодернистском стиле. Этот фасад делал преемник Гауди (фасад Рождества делал сам Гауди), и меня не оставляет мысль, что учитель сильно удивился бы, увидев, как ученик воплотил его идеи...

Кроме того, внешние стены собора украшены разноцветными, как реклама баров, надписями, ящерками, листочками и всякими явными символами типа «магического квадрата» на фасаде Страстей и змеи у ног Иуды.
Внутри еще чудесатее: все лаконичное и излишнее. Обычно это место сравнивают с лесом, но у меня, ребенка, покусанного биологами, в голове вертятся кораллы и нервные клетки с их аксонами и дендритами. Потрясающей насыщенности витражи на фасаде Рождества, ориентированном на восток, окрашены в сине-зеленую рассветную гамму, а на фасаде Страстей - в закатную красно-оранжевую. Их яркий, но мягкий свет, странно сочетается с натуральными прожекторами над апсидой. На алтаре традиционное распятие, а по правую и левую сторону от него в нишах классические фигуры Марии и Иосифа. Что делает назгул напротив всего этого великолепия и что он под собой подразумевает, я так и не поняла, а аудиогид не дал ответа. В храме живет тишина и биология. Орган играет, конечно, не регги, но и не то, что обычно звучит в соборах.
Жаль, но башни в этот день по техническим причинам были закрыты. Внизу, в подвале, расположен музей, где можно посмотреть все примеры из живой природы, которыми вдохновлялся Гауди при создании проекта.

Торжество живой природы
С некоторых пор мы с благоверным разлюбили ходить по музеям. Вернее, я разлюбила, а благоверный на все согласен. Поэтому наша культурная программа включала в себя много хаотичных прогулок по улицам, Океанариум и зоопарк, а еще парк Гуэля, Дом Мила, Дом Батльо и катание на туристическом автобусе.
Океанариум мне понравился, хотя питерский побогаче будет. Я люблю живую природу почти во всех ее проявлениях. Акулы, скаты, пингвины, осьминоги, кораллы и ракушки - это все захватывающе интересно. Но о чем здесь писать, я не знаю. Каждый, кто бывал в океанариуме, и сам понимает эту молчаливую торжественную атмосферу восхищения природной мощью и изобретательностью.


В зоопарке было интереснее. Большинство животных там сидят не в клетках или за стеклом, а в загончиках с невысокими стенками. Гиббонов вообще сторожит электропастух, установленный в небольшой канавке с водой. Обезьяны живут на островке, где у них собственный веревочный парк, по которому они свободно бегают. А вот канавку не переходят. Павлины и цапли свободно разгуливают по дорожкам и перелетают с места на место. Мы видели табличку, что злые павлины при попытке погладить кусаются. Но от нас они просто улепетывали. Курицы. Еще в зоопарке бесплатно столуются чайки. Их сотрудники подкармливают тем, что не доели пингвины. У попугаев мы отжали потрясающей красоты красно-синее перо. Оно очень заманчиво застряло в сетке на уровне головы, и его просто нельзя было не взять.
На дорожках видны следы лап и копыт, выдавленные в бетоне. Выглядит забавно, хотя, они, конечно, не настоящие.
На четвертом десятке лет Сашенька наконец увидела живого слона. Слону было жарко, он бултыхал хоботом в воде. Еще два его товарища бродили рядом. Неподалеку в загончике из булыжников и вековых дубов хрупал сеном носорог Педро, а за соседней стенкой торчали ноздрями из воды бегемоты. Между песочными норами носились сурикаты, с любопытством поглядывая на проходящих мимо. А в небольшом бассейне носились по кругу и радовались жизни морские котики. По полянкам ползали огромные, как куски скалы, комодские черепахи, а жирафы лениво посматривали на туристов из окошка и выходить не спешили. Я люблю зверюшек.

Куда ни глянь - Гауди
Опознать творения Гауди в Барселоне несложно: если видишь битую керамическую плитку веселенькой расцветки, отсутствие углов и всяческие природные мотивы - это он, родной. Таковы Дом Мила (Casa Mila), за что-то прозванный Ла Педрера, и дом Батльо, и парк Гуэля. Я не большой любитель современной архитектуры и архитектуры в целом, но его постмодернистские идеи мне чем-то нравятся. Они придают городу своеобразный шарм и выделяют его, как яркие бусы на кокетке. По большому счету, не будь Гауди, и Барселоне нечем было бы похвастаться вообще.
А вот современная «экологичная» архитектура, на мой вкус, так себе. Похожее… кхм… на сигару здание Акбара вызывает уж очень навязчивые ассоциации по Фрейду. Да и просто нет в ней того полета фантазии, смелости и неординарности, везде «ввысь этажей десятки вознесутся - бетон, стекло, металл»


Поющий фонтан
Ах да, поющий фонтан Барселоны. Сейчас они есть почти в каждом городе, даже нам Сбербанк презентовал такое чудо. Но этому фонтану уже около сотни лет. Его включают три раза в неделю на час, и все окрестные ступени, парапеты и каждый метр свободного пространства оказываются заполнены туристами. Это действительно стоит видеть. Фонтан начинает со знаменитого дуэта Фредди Меркьюри и Монсеррат Кабалье, а затем продолжает классикой и чем-то умеренно попсовым. Оторваться от этого зрелища решительно невозможно. Хотя уже к концу второй песни начинаешь понимать, что вариации водной картины (это умное выражение я подцепила из инструкции к нашему фонтану) и светового оформления довольно ограничены, они все равно так грамотно вписаны в музыкальную канву, что смотришь целый час, затаив дыхание. В тишине теплого вечера под полной луной это незабываемо.

Долгой долгою дорогой, Рамочки для фотографий

Previous post Next post
Up