Лысеющий мужчина с бородкой и дефектом речи писал в конце 1899 года, что иные рабочие, находя в себе характер и силу воли, чтобы учиться, учиться и учиться, становятся настоящими героями… А чего бы и не мне погеройствовать? - подумал я, вчитываясь в приглашение от Сбербанка. - Согласный, - отвечаю. Тут, конечно, завертелось - контактные данные, покупка билетов, быстрые сборы и привычное волнение перед дорогой. Полдня пути,
три аэропорта и я на месте…
Итак, открываю в блоге неделю
#sbercamp - первом федеральном образовательном проекте Сбербанка для блогеров. Сей проект собрал полсотни человек из разных уголков страны. Разные люди, известные и опытные спикеры, разные площадки, среди которых YouTube, Instagram и LiveJournal, и невероятная концентрация знаний о трендах видеоблогинга, съемках вирусных видео и эффективных методах продвижения площадок.
Как водится, все началось с приветствия. Две Татьяны - Магера и Иванова - приветствовали участников, самых ленивых ознакомили с программой мероприятия и скоренько разделили участников на 8 команд. Гвоздем программы стало задание каждой команде снять вирусный ролик по теме.
Следом собравшихся приветствовал Александр Анащенко, председатель Западно-Сибирского банка Сбербанка. Он отметил значимость информации, размещаемой в сети, поздравил всех участников с почином и сделал массовое селфи с блогерами :-)
Эстафету приветствий, напутствий и знакомств принял Александр Базиян, начальник Управления по связям с общественностью Департамента маркетинга и коммуникаций Сбербанка России. Он сообщил, что для банка блогеры - новый канал коммуникации и новый формат общения и сотрудничества.
А теперь, к учебе. Первым к собравшимся вышел Дмитрий Абрамов, бренд-амбассадор «Сбербанк Онлайн» с рассказом о «Дизайн-мышлении». Кстати, с первого дня, учебного, практически не привез фотографий, увлекся :-)
Хорошо, когда все хорошо, но всегда может быть еще лучше - вот основной постулат методологии решения инженерных, деловых и прочих задач, основывающихся на творческом, а не на аналитическом подходе. Главной особенностью дизайн-мышления, в отличие от аналитики, является не критический анализ, а творческий процесс, где самые неожиданные идеи ведут к лучшему решению проблемы и реализации идеи.
Постоянное появление новых продуктов/услуг послужило появлению нового подхода к улучшению жизни. Дизайн-мышление, в первую очередь, - здравый смысл, когда во главу угла ставится не заказчик или инвестор, чтоб он был здоров, а конечный пользователь услуги или потребитель продукта. Только он, пользователь, определяет в итоге, реализовал ты идею или нет. Смог ты в реализации идеи совместить творческое начинание и инженерное дело или нет.
В основе дизайн-мышления лежит эмпатия - способ поставить себя на место другого человека и максимально подробно понять его чувства, желания с повседневной жизни. Разработчик или производитель должен четко понимать желания пользователя применительно к конкретному продукту или услуге. Эмпатия не единственная фаза в дизайн-мышлении. Она первая, даже - наипервейшая и наиважнейшая. Чуть ниже я поясню…
Шесть этапов дизайн-мышления:
1 - Эмпатия
2 - Фокусировка
3 - Генерация и выбор идеи
4 - Прототип
5 - Тестирование
6 - Оценка результатов
Не забывая, что главный принцип дизайн-мышления - всегда ставить потребности человека в центр проблемы, которую должен решить новый продукт или услуга, помечаем себе, что эмпатия - основной, даже основополагающий этап, на котором производится кропотливый сбор изрядного количества информации - подробные интервью, работа с фокус-группами, опросы в сети. Без тщательно собранной информации к другим этапам переходить просто нет смысла.
Фокусировка. На этом этапе очень важно систематизировать полученные данные, а их может быть очень много. Длительный и трудоемкий процесс, но при тщательной обработке полученной информации этот процесс позволяет найти крохотное зерно неудовлетворенности продуктом/услугой, ради которого и затевался процесс сбора, систематизации и анализа информации. Тут самое главное - верно интерпретировать полученные данные, чтобы не допустить ошибок в дальнейшем.
Генерация и выбор идеи. На этом этапе главное - грамотный выбор команды! Чем более разноплановая команда будет принимать участие в обсуждении идеи, тем больше шансов придумать что-то действительно стоящее. Максимально междисциплинарная команда позволит взглянуть на идею или проблему под самым разным и, довольно часто, неожиданным углом. Развивая и поддерживая идеи друг друга такая команда в состоянии сгенерировать максимально жизнеспособный продукт/услугу.
Прототип. Самый затратный процесс в финансовом плане, но дизайн-мышление ратует за процесс прототипирования максимально простым способом и самыми доступными материалами - бумага, маркеры, бечевка, скотч. При моделировании некоего «пользовательского опыта» этих материалов будет вполне достаточно. Главное, что создание подобных макетов действий пользователя позволит точно понять - Верно ли задан вектор развития идеи или нет?
Тестирование. Удивительно, но спикер поведал, что на данном этапе любой провал или обнаруженная ошибка - в радость. С первого раза прототипы не заходят почти никогда, исключения, конечно, есть, но они лишь подтверждают правило. Собственно, а для чего еще нужно тестирование? В любом случае, с этого этапа, до представления продукта/услуги широкой публике, еще можно почти безболезненно вернуться на несколько шагов назад.
Оценка результатов. На этом этапе до официального релиза остается совсем немного времени, ударными темпами идут бета-тесты, разработчики внимают каждой претензии тестеров и решают одну единственную задачу - решена ли проблема и стала ли жизнь чуточку лучше и проще? При положительном ответе продукт/услуга с помпой уходят в народ, а при отрицательном - весь процесс дизайн-мышления начинается снова. Где-то что-то пропустили в начале и теперь все переделывать…
Например, в самом Сбербанке дизайн-мышление широко используется еще с 2012 года, а в корпоративном университете даже книга по этой теме была разработана книга. Вообще, книги из библиотеки Сбербанка - отличная вещь, у меня уже парочка в коллекции имеется. Сессии дизайн-мышления проводятся не только для новых продуктов, но и к уже существующим продуктам/услугам применяется данный метод…
Где найти конечного потребителя банковских услуг? Конечно, в отделении этого самого банка. Для улучшения интерфейса и удобства пользования банкоматами и платежными терминалами в отделениях банка проводились сессии дизайн-мышления. Существует целая исследовательская лаборатория, где специальное оборудование фиксирует все действия пользователя при пользовании услугами банка - куда потянулась рука, куда направлен взгляд.
Из последних продуктов, что вышли из лабораторий Сбербанка по философии дизайн-мышления, стали новая функция «Запрос денег» в мобильном приложении и, находящийся на стадии бета-тестирования, совершенно новый продукт «Кошелек» для мобильных платформ. Основной постулат нового продукта - От аналогового кошелька к цифровому...
Кстати, кому лень читать сегодняшнее многобуквие, а сама тема рассказа показалось интересной, то вот вам прекрасная альтернатива, не мой конспект, а оригинал выступления на
видео!
Click to view
А теперь, к благодарностям! В первую очередь, благодарю Западно-Сибирский банка Сбербанка за дивную организацию комфортные условия и несомненную полезность мероприятия! Во-вторых, хочу поблагодарить человеков, которые не пожалели своего времени и поделились толикой своего опыта! В-третьих, теплой ячейке динозавров из ЖЖ я передаю огромный привет, а именно - Айрат
ayrat72, Оля
l_a_m_p_a, Аня
annaloca, Катерина
taylakovaeka, Настя
stasy_sunkissed, Николай
nickmix01, Женя
nau_spb, Настя
skull, Яков
oskanov и Саша
golovko. Надеюсь, что никого не забыл!