Титаник на Оби

Apr 12, 2019 23:00

Фильм «Титаник» наверняка смотрели если не все, то многие, и история этого роскошного судна, успевшего уплыть совсем недалеко, хорошо известна.

В Новосибирске, точнее, тогда еще Новониколаевске, тоже был свой «Титаник», только назывался он «Совнарком», являлся не морским, а речным судном и затонул от столкновения не с айсбергом, а…



Хотя, не буду забегать вперед - расскажу все по порядку.

Дело было почти сто лет назад. Крупнейший пароход Западной Сибири с гордым и почетным именем «Совнарком» отправился в свой первый срочный рейс из Барнаула в Томск. Пароход уже имел за плечами богатый опыт перевозки грузов и пассажиров, только именовался он до революции «Братья Мельниковы» и принадлежал барнаульской купчихе второй гильдии Мельниковой.



В рейсе, о котором пойдет речь, на его борту находилось от 225 до 400 пассажиров (данные расходятся), помимо этого еще почти 15 000 пудов пшеницы и 20 саженей дров.

К Новониколаевску пароход подошел около часа ночи. Пристань находилась за железнодорожным мостом вниз по течению, нужно было пройти между опорами моста - дело вполне обычное. Пароход сбавил ход, пассажиров с верхнего балкона и нижней палубы отправили по каютам.





Капитан должен был определить, в какой пролет моста направить пароход.
Тьма вокруг стояла кромешная, про такую говорят: «Хоть глаз выколи». Не было видно не только пролетов, но и самого моста. Только несколько лампочек белого цвета и одна красноватая виднелись впереди.

Капитан решил, что красноватая лампочка является сигнальной и взял курс на нее. Однако же решил отправить на нос ученика лоцмана и помощника штурвального, чтобы определить, правильно ли пароход идет к пролету.
Отчаянный крик с носа оглушил всех, находящихся на вахте: «Бык! Бык! Держи направо!»

Но спасти ситуацию было уже нельзя: сильным течением «Совнарком» несло прямо на опору моста. Капитан попытался смягчить удар, но уже не смог - устой врезался в корпус судна.

Пароход развернуло и он начал тонуть. Вода моментально залила палубу. Среди пассажиров началась паника, все бросились на мостик, на котором воды пока не было.

Около дымовой трубы деревянная постройка переломилась пополам, носовая и кормовая части образовали две наклонные плоскости и поднимались все выше. Люди, как по горке, скатывались с них в холодную воду (Обь совсем недавно освободилась от льда).

Совнарком» затонул очень быстро - в течение 5 минут. Погиб и весь его груз.



Несколько десятков человек (среди них капитан и его первый помощник), удержались на плаву с помощью дров, которыми был нагружен пароход. Другие спаслись на остатках верхней палубы, которую выловили у села Мочище. Деревянные детали судна и тела людей доставали из воды даже в Колыванском районе.

В катастрофе 10 мая 1921 года по разным данным погибло от 179 до 300 человек.

В 95-годовщину гибели парохода был снят новостной выпуск про "Совнарком", где говорится и о том, когда судно было поднято со дна Оби.

Смотреть видео по ссылке:
https://youtu.be/AiS8UTnsGdQ

Я прожила в Новосибирске до переезда в Питер 11 лет, но о происшествии с "Совнаркомом" не слышала ни разу.

как это было, расскажи мне про Сибирь

Previous post Next post
Up