Уже довольно скоро мы в очередной раз будем праздновать Победу. И, очень надеюсь, обязательной частью празднования по-прежнему будет шествие "Бессмертного полка". Вот только кое-кому очень хочется это шествие переформатировать.
Три года подряд (
2014,
2015,
2016) я пытался осмыслить для себя, что такое "Бессмертный полк". В прошлом году стало предельно ясно, что некоторые силы нашего общества не только осмыслили, но и весьма напуганы результатами осмысления. А потому изо всех сил желают превратить шествие, возвращающее нам Историю и коллективную ответственность за неё, во что-то совсем-совсем другое.
После 9 мая 2016 года была масса споров по поводу выходки прокурора Крыма депутата Госдумы РФ Н.Поклонской, притащившей на шествие вместо портрета своего воевавшего предка икону с Николаем II. И я хорошо помню, как в сетевых спорах видел аргументы поклонников Поклонской - мол, ничего страшного, она хорошая, не надо на неё ругаться, да и вообще - ведь воевали же православные батюшки и просто верующие люди за Родину против немцев - почему бы и не почтить их память вместе со всеми остальными - зачем их "дискредитировать"?
Тогда на это отвечал и сейчас готов повторить: никто не против почтения памяти ветеранов Великой Отечественной, были они коммунистами, беспартийными, воинствующими материалистами, просто атеистами, православными, мусульманами или представителями других конфессий. Все они были советскими людьми, которые сражались против мирового зла за свою Родину. Которая, напомню, называлась тогда Союз Советских Социалистических Республик. Руководила страной, организовывала и вдохновляла народ, ведя его к Победе, напомню, очень конкретная сила - партия большевиков. Во главе которой стоял очень конкретный человек - Иосиф Виссарионович Сталин. На все бредовые разговоры о том, что "победили вопреки" предлагаю заучить отрывок поэмы Твардовского "За далью даль":
Ему, кто все, казалось, ведал,
Наметив курс грядущим дням,
Мы все обязаны победой,
Как ею он обязан нам…
И напоминаю, что написана поэма отнюдь не в 1946 году, а уже после "разоблачения культа личности". И она отнюдь не является "просталинским лубком".
Вот и выходит, что у нас есть конкретное событие - Победа, состоявшееся в конкретную историческую дату - 9 мая 1945 года, осуществлённое народами конкретной страны - СССР, под руководством конкретной партии - большевиков, и её лидера - Сталина.
Можно ли сказать, что Николай Второй не имеет к Победе вообще никакого отношения? Нет, нельзя. Он часть истории нашей страны. Исторический деятель, благодаря "заслугам" которого (в том числе, разумеется, забывать Временное Правительство нельзя) государство российское в 1917 году очутилось именно в той точке и том состоянии, из которых стартовали большевики в Октябре. Так что его деятельность имеет отношение к жизни послереволюционной советской России. Это элементарная, базовая вещь - мы не должны исключать из неразрывной, пускай и трагической, истории нашей Родины никаких периодов.
А можно ли сказать, что Николай Второй имеет отношение к осуществлению Победы? Неужели имеет? А можно поинтересоваться какое?
Но это негативный пример. А позитивный - вот генераллисимус Суворов имеет отношение к Победе? Разумеется. Как его можно убрать из истории развития нашего военного искусства, да и из истории России в целом. Не зря же командирам Красной Армии за успешные действия орден Суворова вручали.
А к осуществлению Победы? Не его блистательных побед над всеми современными ему врагами во всех проведённых им битвах, а конкретной, которая 9 мая 1945 года состоялась?
Это я всё к чему?
Наверно, кому-то казалось, что попытки потомков власовцев впихнуться в "Бессмертный полк", пользуясь недостаточной внимательностью нашего МИДа или демарш Поклонской - это всё мелочи и флуктуации.
Странно было так думать, а теперь это заблуждение ещё более внятно видно. Вот,
любуйтесь:
"В Русской православной церкви (РПЦ) предложили организаторам «Бессмертного полка» позволить участникам шествия почтить память героев не только Великой Отечественной войны (ВОВ), но и других войн, например, Первой мировой. Об этом сообщил руководитель управления по работе с общественными организациям Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Дмитрий Рощин в рамках Международных рождественских образовательных чтений.
«Мы бесконечно не можем выезжать на победе в Великой Отечественной войне. Хоть это и великая веха нашей истории, но прошло очень много лет, и то, что мы этим прикрываемся, говорит о том, что других побед особых не было. А нам нужны новые победы, мы с Николаем Земцовым (руководителем движения «Бессмертный полк» - прим. Агентства «Москва») обсуждали эту вещь, и он это очень хорошо понимает. Мы предлагаем ему расширить «Бессмертный полк» в исторической перспективе, то есть чтобы там стали появляться портреты героев Первой мировой войны, русских героев Отечественной войны 1812 г. и так далее. Чтобы это была некая ретроспектива русской героической истории. И тогда уже, потому что это будет более естественно, там будут появляться некие образы, связанные с этими войнами. Потому что не у всех людей советского времени четко сформулировано, что победа нашего народа в Великой Отечественной войне состоялась, в том числе, благодаря молитве», - пояснил он.
По словам Д.Рощина, обсуждается также возможность поминовения церковью воинов, для чего участникам шествия необходимо будет оставить записки с именами.
«Н.Земцов (руководитель движения "Бессмертный полк") идею поддерживает, но надо до святейшего дойти, чтобы у нас было благословение. И, с одной стороны, мы лезть туда не будем с крестным ходом, а с другой стороны, церковь будет выполнять свою функцию и поминать погибших», - сказал он."
А знаете, как это называется, если без политкорректности? "Душить в объятьях" это называется.
Я не собираюсь отрицать величие нашей истории и заслуги (в том числе, конечно, воинские) наших предков всех эпох. И, разумеется, считаю, что их надо помнить и чтить. Потому что да, без них не было бы Победы. Если бы в какой-то из периодов они не сдюжили - существование страны бы прервалось и история пошла б дальше без нас. Вот только уже 71 год, невзирая на разные политические веяния, 9 мая - праздник памяти тех, кто осуществлял Победу. И именно в таком качестве он является одним основных историко-культурных кодов нашей самоидентификации. И признают это как друзья, так и враги.
Хочется РПЦ творить молебны - это их внутреннее дело, никто не запрещает. Только, при всём моём искреннем уважении к реально верующим людям - я не понимаю, с чего бы я должен "чётко сформулировать" себе, что Победа "нашего народа в Великой Отечественной войне состоялась, в том числе, благодаря молитве". Благодаря тому что и верующие (разных конфессий!) воевали - я и без Рощина прекрасно понимаю. А верить или нет в силу молитвы, извините, личное дело каждого - у нас светское государство. И я, в данном случае, ещё пример весьма лояльного отношения.
Хочется как-то более чётко и явно вспоминать героев прошедших эпох - можно обсуждать как. И я буду не только не против, а всецело за появление дня "всеисторической воинской славы русского народа". Только вот энергетика "Бессмертного полка" - она живая и имеет вполне конкретную окраску.
А вы ещё попробуйте сотворите этот "день славы" в какую-то другую дату так, чтобы он зажил, подобно "Бессмертному полку", своей жизнью и утвердился в общественном сознании! Но только не надо, если не получится (хотя если возьмётесь по-настоящему и с любовью - всё у вас получится, народ у нас отзывчивый, но очень чувствующий в таких делах фальшивку), пытаться сломать "Бессмертный полк", действуя по принципу "Так не доставайся ж ты никому!"(с)
Удастся ли подобными инициативами погасить огонь "Бессмертного полка" будет зависеть только от нашего народа. Я очень надеюсь, что не удастся.
Потому что уже писал и опять повторю - последствия угасания этого огня будут губительны для страны. Безосновательно чаяний инициативных деятелей. Они запросто могут оказаться трагическими и для самих деятелей. Быть может, им кажется, что они пытаются делать прививку к мощному стволу и выращивать новые плоды, а по факту - рубят сук, на котором сидят. А в нашем заповедном лесу не стоит размахивать топором.