Живое и мёртвое - 3. Сила и уязвимость "Бессмертного полка"

May 16, 2016 18:12




Так вышло, что уже третий год подряд после 9 мая я пишу о "Бессмертном полке". Первый раз, в 2014 году, ощущение было сродни радостному шоку - неужели это возможно?!
Два прошедших следом Дня Победы я ждал со внутренним напряжением - а вдруг сказка кончится? Нет, к счастью, она не кончается. Потому что не является сказкой.

Представляю себе всю ярость в некоторых очень специфических кабинетах на Западе: "как же так, этого не должно быть, они должны быть мертвой биомассой, эти русские!!! Мы же несколько десятилетий разрывали их связь с их Историей и предками, а они по-прежнему им верны!"

К сожалению, далеко не уверен, что мы сами (я имею в виду себя и всех тех из наших сограждан, кто считает себя русскими) до конца осознаём, что произошло. Мы неуклонно, год за годом, возвращаем себе Праздник.

Кто-то скажет: но ведь мы и так праздновали День Победы каждый год! Да. И о том, чем празднование прошлого (уже можно добавить - и этого!) года отличалось от всех предыдущих я размышлял год назад.

Ведь это же не просто циклически повторяющаяся из-за вращения нашей планеты вокруг Солнца дата в календаре, правда?
И даже не просто "тот самый день, в который Н лет назад наши предки победили в самой страшной войне". И он тоже, конечно. Но чтобы этот день был Праздником - требуется нечто большее.

Зачем, на мой взгляд, нужны праздники?
Человек - очень своеобразное существо. У него есть память о прошлом, и это может быть как огромным счастьем, так и великим проклятьем. У него есть способность строить планы на будущее или мечтать о нём, что тоже далеко не всегда благо. Но живёт человек всегда в настоящем. Так он устроен.
Можно конечно, пребывая физически в нашем бренном мире, обращать своё сознание всё время только в прошлое и жить им, либо только грезить о непременно светлом будущем (которое едва ли будет когда-то воплощено, поскольку для этого надо менять настоящее, а им заниматься некогда из-за мечтаний). Вот только это такое "можно", которое, очевидно, "нельзя".

И настоящие праздники - это те самые, подаренные нам предками и вовсе неслучайные, моменты, когда одновременно надо встречаться как с прошлым, так и с желаемым будущим, которое предстоит воплощать. Снова и снова прояснять для себя - кто ты, как ты оказался в этой точке, с чем пришёл. И куда из неё пойдёшь.

Может показаться, что это очень простая и грубая формула, но на самом деле тут всё сложнее.
"Кто ты?" нельзя ответить, если у тебя нет истории, если ты её не знаешь. Если тебе не на что опереться в прошлом.
"Как оказался?" - это и твой путь, и нечто большее. Ведь ты же не один движешься. Ведь кто-то двигался до тебя, кто-то двигался рядом с тобой - и это опять вопрос об истории.
"С чем пришёл?" - это то самое настоящее, в котором проходит жизнь.
Ну и, наконец, "куда пойдёшь?" - это планы и мечты. Которые не могут не включать осознания, что через год для тебя снова наступит "этот день" и надо будет отвечать перед самим собой и своим прошлым за то, что было сделано.
Желающим упрекнуть меня в том, что я пытаюсь ограничить горизонт планирования одним годом отвечу - нет, но если планы рассчитаны на более длительный срок - праздник будет вехой на пути.

Причём, по-моему, так всё устроено не только и не столько для отдельных людей, а именно для народов.
Потому что Праздник - это всегда взаимодействие с чем-то большим, чем ты сам.

А ещё, кроме вышеперечисленного, во всём этом должна обязательно присутствовать составляющая, которую верующие люди (я сам человек светский, но лучшей метафоры я придумать тут не могу) называют "таинство". Иначе Праздника не будет.
Думать о том, кто ты есть и чего хочешь можно хоть каждый день, хоть чаще. Но Праздник нужен не для того чтобы просто думать об этом. Он обеспечивает взаимодействие народа с Историей. Обновляет что-то, что-то исправляет. И, конечно, даёт энергию двигаться дальше.

И тут самое время поговорить про "Бессмертный полк".

Человек, пришедший на "Бессмертный полк" с фотографией своего предка, добросовестно прошедший всю дорогу вместе окружающими, но ощущавший этот процесс как обычное перемещение из точки А в точку Б, например, потому что "так надо, все вокруг приносят" - не праздновал.
И больше того, если бы меня спросили, что является главной угрозой "Бессмертному полку", я бы в числе первых назвал именно превращение огромного коллективного таинства встречи с Историей в "дежурное мероприятие".

Чтобы "Бессмертный полк" стал важнейшей составляющей, сердцем общего празднования Дня Победы - каждый его участник (или, хотя бы, их подавляющее большинство) должен НЕ ПРОСТО пройти с фото своего деда. Во время прохождения нечто должно в его душе совершаться. Опять же, простят меня светские люди (напомню, отношу себя к ним), но должно происходить что-то священное, превращающее слова "это священный день" в реальность.

Я потому и писал год назад, об уязвимости этого начинания, что в любой духовной области (прежде всего, конечно, речь о религиях) подобные таинства не происходят без участия служителей культа - то бишь жрецов. Чьей обязанностью является поддержание процесса в должном виде. Чтобы таинство не превращалось в балаган, отбывание очереди или наоборот - из-за перенасыщения энергией не переходило в некое экстатически-истерическое состояние (хотя некоторые культы наоборот добиваются именно этого, но мы, понятно, не о них).

Да, устроители мероприятия описали свои, вполне резонные, правила. Но по сравнению с тем, что должно выполнять духовное лицо какой-то религии чтобы ритуал прошёл как надо и священнодействие состоялось - это невероятно мало.
И получается, что каждый 9 мая сам себе жрец. А точнее - все друг-другу. Нравится нам это или нет, но все выходящие на марш "Бессмертного полка" - это огромный коллективный священнослужитель, обеспечивающий народу встречу с Историей.

А что даёт эта встреча? Если я прав и всё описанное мной выше действительно реально происходит - невероятно многое. Ведь этот разговор с ушедшими предками - он не только даёт энергию и указывает путь. Он ещё и ко многому обязывает. И очень многое определяет.

Вот Карен Шахназаров на радио в эфире у Владимира Соловьёва рассказывает о своём отце-фронтовике. С глубочайшим уважением отношусь к заслугам его отца. И уверен, он сам тоже эти заслуги чтит.
А вот излучающий радость Шахназаров на передаче "Танцы со звёздами" после просмотра номера, демонстрировавшего "трагическую историю о любви нациста-оккупанта и русской девушки" под американскую музыку.
И как я должен связать почтение к памяти отца, который тоже по праву должен быть там, в "Бессмертном полке", и то, что Шахназаров, улыбаясь, рассуждает о качестве этого танца? Но ладно я. Он сам, Шахназаров, возможно на следующий год пойдёт со своим отцом в "Бессмертном полку" и там, по пути, его отец-фронтовик с фотографии не спросит его об этом?

А что своим, наверняка воевавшим, предкам скажет Николай Цискаридзе, который сидел там же рядом с Шахназаровым?
Я даже не задаюсь этим вопросом об исполнявших "танец с нацистом" актёрах. Противно.

Или вот комментировавший у того же Соловьёва прошлогодний "Бессмертный полк" Никита Михалков. В одном из прошлогодних выпусков своей авторской передачи "Бесогон-ТВ" Никита Сергеевич защищал шествие, говорил, что "с теми, кто в центре, кто искренне идёт" (речь шла о лжи по поводу "постановочности" шествия), "эти люди (наши предки на фото, прим. моё) воскресли из мертвых, смертию смерть поправ, через память тех, кто несёт их портреты" (адресуясь к тому, что в колоннах "полка" происходит естественный синтез взглядов верующих и атеистов). В этом году он опять поминал "Бессмертный полк" в своей передаче.

Решит он пойти в "Бессмертном полку" 2017 года с портретом своего отца (или других воевавших родственников) - и что скажет в ответ на безмолвный вопрос с фотографии отца о печально известных "Предстоянии" и "Цитадели"? "Я так вижу"? "Это взгляд художника"? "Это аллегорическая притча"? Неужели кому-то может показаться, что в том диалоге подобные ответы будут хоть сколько-нибудь значимы??

Я ознакомился с несколькими последними выпусками "Бесогона" и (неожиданно для себя!) практически полностью разделяю высказанное в них Михалковым о Ельцин-центре, нашем недавнем прошлом и причинах майдана на Украине. А что будет, если там, в колонне "Бессмертного полка" Никиту Сергеевича беззвучно вопросят о том, зачем своими "Предстояниями" он вносил "посильный" вклад в организацию майдана в Москве? С таким "уважением" к реальной истории и реальным подвигам наших воинов они сняты.

Кстати, об Украине - там ведь тоже проходили колонны "Бессмертного полка". И, отдавая дань уважения их участникам, поскольку такое сегодня на Украине банально небезопасно, я не могу не задаться вопросом: если они реально не просто шли из точки А в точку Б с портретами предков (а из-за агрессивности внешней среды подобное на Украине объективно куда сложнее) - неужели не осознавали, что предки с фотографий оглядываются вокруг и ужасаются тем, "куда и с чем пришли" потомки?
Неужели украинцы не задумывались, что в ответе перед теми, чьи фото несут, за сотворенное при их, потомков, попустительстве и молчаливом одобрении?

Но если кто-то считает, что я все приведённые выше размышления написал только чтобы "напасть" на отдельных отечественных деятелей культуры или многострадальный братский народ Украины, это заблуждение.

Предки смотрят с фотокарточек и на то как мы распоряжаемся их наследством и куда движемся. Каждый из нас, по всей нашей огромной стране. Ведь уже трудно представить сколь-нибудь значимую её точку, где бы не проходили, несомые нами, их колонны.

Это и есть то главное, что возвращает нам, возможно даже против нашей воли, "Бессмертный полк". Всеобъемлющую и распространяющуюся на каждого ответственность за большее, чем есть мы сами. Мы очень долго жили без неё, отвыкли уже, практически, передоверив кому-то. Потому, наверно, не сразу распознаём. Но это именно она.

И, что меня очень радует, если процесс идёт и Праздник действительно оживает, если таинство воссоединения с воплощённой в памяти о предках Историей, гениально описанное Твардовским в четверостишиях:
"...А гром пальбы в любые торжества
Напомнит нам о той большой разлуке.

И не за тем, что уговор храним,
Что память полагается такая,
И не за тем, нет, не за тем одним,
Что ветры войн шумят не утихая.

И нам уроки мужества даны
В бессмертье тех, что стали горсткой пыли.
Нет, даже если б жертвы той войны
Последними на этом свете были, -

Смогли б ли мы, оставив их вдали,
Прожить без них в своем отдельном счастье,
Глазами их не видеть их земли
И слухом их не слышать мир отчасти?

И, жизнь пройдя по выпавшей тропе,
В конце концов у смертного порога,
В себе самих не угадать себе
Их одобренья или их упрека!

Что ж, мы трава? Что ж, и они трава?
Нет. Не избыть нам связи обоюдной.
Не мертвых власть, а власть того родства,
Что даже смерти стало неподсудно..."

действительно содержит в себе эти "не за тем" - то сущность производимого коллективного священнодействия приведёт к неизбежному финалу:

"...Я ваш, друзья, - и я у вас в долгу,
Как у живых, - я так же вам обязан.
И если я, по слабости, солгу,
Вступлю в тот след, который мне заказан,

Скажу слова, что нету веры в них,
То, не успев их выдать повсеместно,
Еще не зная отклика живых, -
Я ваш укор услышу бессловесный..."

Обращаю внимание на то, что Твардовский предельно точен в своих словах. Невозможно по-настоящему, честно хранить память об ушедших, держать эту связь с ними, если она оживает только в преддверии Дня Победы и сходит на нет почти сразу после него. Настоящей созидающей силой 9 мая сможет наделить нас лишь если мы будем ощущать эту связь неизбывно, если она будет сопровождать нас всегда. Вот тогда мы преодолеем любые испытания, справимся с любыми вызовами и нам будет что сказать предкам, когда придёт наш черёд влиться в их ряды.

Вот, чем нам помогают наши мёртвые, которых мы помним. Вот, к чему обязательно приведёт возрождение Праздника.
Если, конечно, нам хватит смелости пройти этот путь до конца и мы не превратим его в "ежегодную прогулку с фотокарточками фронтовиков и тружеников тыла". Впрочем, вызовы таковы, что долго подобным образом осквернять их память нам не удастся. Начнётся такое рассыпание всего, что страна быстро канет в небытие.

На этом можно было бы и закончить. Но в 2016 году в шествии "Бессмертного полка" была ещё одна, очень опасная новизна. Я имею в виду прохождение прокурора Крыма Натальи Поклонской с иконой Николая Второго. Это ярчайший пример опасностей, которые ждут пока ещё уязвимое начинание.

Сделала ли Полконская это намеренно или же по глупости, отдельный вопрос (хотя для человека в её должности из этих вариантов, как говорится, "оба хуже").

Главное - в огромную и чистую реку общей народной памяти был вылит целый грузовик токсичных отходов. То самое таинство оказалось под угрозой. Встречал в сети неоднократно вопрос "ну вышла, ну с иконой, ну Николай Второй - что тут такого?". Всем, кто так считает и при этом действительно относится с уважением к "Бессмертному полку" предлагаю за ответом обратиться к тем, чьи фотокарточки носили или собираются понести в будущем. Они всё расскажут.

К сожалению, подобные провокации продолжатся, в этом можно не сомневаться. Есть слишком много сил, которым возрождение в русских исторического духа как кость в горле. Они попытаются сделать всё чтобы убить "Бессмертный полк". И сможем ли мы отстоять память наших предков и нашу связь с ними - зависит только от нас. Главные битвы впереди.

бессмертный полк, Победа, праздник, война с историей

Previous post Next post
Up