И еще о свободе

Jun 04, 2014 18:04

Оригинал взят у t_kasatkina в И еще о свободе
Важен только первый абзац:

Свобода - это когда действия человека не определяются тем, что с ним происходит. Когда он - по настойчивому убеждению Достоевского - не определяется средой, но когда, напротив, начинает определять собой среду. Когда его поведение, в процессе которого он действует, реагируя на то, что происходит вокруг, откликаясь на провокации мира (это когда про него говорят: «Ну, он и не мог поступить иначе, все бы на его месте так поступили»), - когда его поведение, начинающееся извне, - меняется на поведение, в процессе которого человек действует изнутри себя, при котором он определяется своими внутренними установками.
Иными словами: когда он становится не реактивен, но проективен.

И именно эта предлагаемая к освоению проективность есть то, что до сих пор возмущает в Христовых заповедях даже самих христиан, в большинстве своем решительно отказывающихся в качестве ответа на пощечину подставлять под удар другую щеку. А ведь нам тут - поймем это, наконец, - дан вовсе не образец самоуничижения и покорности - нам дан идеальный образ действия, одновременно совершаемого из себя (я делаю не то, на что ты меня провоцируешь, а то, что считаю нужным) и из состояния внутреннего изобилия, (ты думал, что нанес мне ущерб, а я даю тебе еще). Состояние внутреннего изобилия оказывается неизбежным следствием обретения человеком проективности, тогда как неизбежным следствием реактивности является состояние внутреннего ущерба, нехватки и нищеты. В этом месте проповеди [1] все предлагаемые Христом действия строятся не из естественного для нас понятия ущерба - а из идеи изобилия того, кого в соответствии с понятием ущерба мы назвали бы «пострадавшим»: «Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад» (Лк. 6, 30).
Если человек однажды решается осуществить свою свободу от запрограммированных реакций - он вдруг оказывается в эпицентре мгновенного и мощного преображения мира, а не в окружении мира, следующего естественным законам.

[1] «Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас. Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку» (Лк. 6, 27-29). «И кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два» (Мф. 5, 41).

Previous post Next post
Up