Пожалуй, мало есть в американской культуре столь же символичных предметов, как зажигалка Zippo. Она - свет родного окна для американского солдата во Вьетнаме, тепло очага для путешественника, она абсолютно демократична и надёжна как американский закон (правда, для слишком уверенного в этом владельца зажигалки из «Четырёх комнат» всё закончилось неважно). И, разумеется, являет собой один из примеров реализации «американской мечты» - как предприимчивость и талант дают вкупе не только деньги и благодарность потомков, но и элемент культуры, который не изжить ещё очень, очень долго. Все думают, что знаменитая зажигалка появилась на свет в 1932 году. На самом деле событие, предварившее её рождение, свершилось намного раньше - когда её изобретатель, Джордж Г. Блейсделл, ушёл из школы в пятом классе и заявил родителям, что ноги его больше там не будет. Отец попытался пристроить непутёвое чадо в военную академию, но тот продержался там всего два года, и родитель был вынужден привлечь юного Джорджа к семейному бизнесу. Вот там мальчик и познакомился со слесарным делом, что и дало ему возможность потом, без малого через тридцать лет, переделать австрийскую зажигалку в знаменитую Zippo. В двадцатых годах он продал семейный бизнес, вложив деньги в нефтяную компанию. Дела шли неважно, а во времена Депрессии - и вовсе из рук вон плохо. Дочь Блейсделла, Сара Дорн, пишет, что в те дни не было денег ни у кого, но отец искал и искал инвесторов, потому что, как говорят, «плана Б у него не было». Ему жизненно важно было что-то придумать.
И осенью 1932 года он решил переделать австрийскую зажигалку так, чтоб не исчезло главное её достоинство - ветрозащитный экран. Недостатком оригинала был тонкий металл, который легко деформировался, и необходимость держать зажигалку при использовании двумя руками. Блейсделл придал зажигалке прямоугольную форму, уменьшил её размеры, добавил легко открывающуюся одной рукой крышку. Первая зажигалка была выпущена в начале 1933 года. Сейчас она хранится в музее Zippo в Бредфорде. Оставалось назвать новорожденную, и имя было взято созвучным с zipper - «застёжка-молния», изобретённая как раз в это же время.
В первый месяц было продано 82 штуки. Качество зажигалки быстро стало известным, но не последнюю роль играли и маркетинговые ходы, предпринятые Блейсделлом. Во-первых, гарантия на зажигалку была вечной. То есть любой ремонт производители обязывались делать за свой счёт. Обязательство не разорительное, так как составляющие были крайне просты и недороги - но рекламный эффект от такого обязательства был оглушительный. 17 мая 1937 года было подано заявление на патент, и 3 марта 1936 года патент на зажигалку номер 2032695 был выдан.
Следующие рекламные шаги были не менее эффективны - реклама в мужском журнале «Эсквайр» (1937 год) с закуривающей девушкой и словом «ветрозащитная» выдвинула Zippo в ряд общеамериканских брендов, а заказ нефтяной компанией Kendall Refining Company пятисот экземпляров зажигалки со своим логотипом (1936 год) породило новое направление в продаже зажигалок Zippo - продвижение их как корпоративного подарка. Цена нанесения логотипа любой сложности на зажигалку была ровно 1 доллар. При цене зажигалки 1,95 долларов компании быстро поняли суть нововведения, и Zippo стали расходиться большими партиями.
Вторая мировая принесла зажигалке большие заказы для американской армии и выход на мировую арену. Обрастание её образа легендами тоже началось в это время - как зажигалка спасла хозяина, приняв на себя пулю, как удалось отсигналить зажигалкой в проливной дождь и многое другое.
Интересно, что именно для военных заказов Zippo сделали стальными и покрыли чёрной краской - из маскировочных соображений. На следующей войне, в которой принимали участие американские солдаты - вьетнамской - зажигалка была уже вне конкуренции, и гравировки на солдатских зажигалках того времени сейчас ценятся коллекционерами наравне с самым первыми экземплярами.
Кстати, о коллекционерах. Их участие в увеличении популярности Zippo трудно переоценить. Джордж Блейсделл предвидел и это, и выпускал тематические серии зажигалок - например, с гравировками на спортивную тему, или на охотничью, или с яхтами. С тех пор как появились коллекционеры Zippo, компания без устали подбрасывает для них новые идеи. Например, выпускает ограниченное количество зажигалок с тем или иным рисунком или гравировкой, варьирует материал корпуса, типы маркировки ( о ней отдельный разговор, это целое направление коллекционирования со средины 50-х годов). Отдельная группа зажигалок делается по заказу американского военного ведомства для каждого военного соединения, для каждого рода войск - об этом тоже стоит рассказать отдельно. Зажигалки коллекционируют 4 миллиона человек в США и ещё около миллиона - за пределами страны, так что это направление деятельности компании обречено на успех.
Zippo всегда выпускалась, и по сей день выпускается, на единственном предприятии в Брэдфорде. Одно исключение просуществовало с 1949 по 2002 год в Канаде, Онтарио. Там был филиал брэдфордского завода специально для работы с экспортом зажигалок, но с постепенным открытием границ по всему миру актуальность этой деятельности снизилась, и завод был закрыт.
3 октября 1978 года в возрасте 82 лет умер Джордж Блейсделл. После его смерти компания стала принадлежать двум его дочерям, и на данный момент шесть человек - все они члены семьи Блейсделлов - являются владельцами Zippo Manufacturing Company.
За годы, прошедшие с ухода основателя компании, Zippo продолжает, насколько возможно, повышать популярность марки и увеличивать свою долю на мировом рынке, хотя, конечно, сделать больше, чем сделал сам Джордж Блейсделл, просто невозможно.
В 1982 году была представлена Zippo для подкуривания трубок - с двумя большими отверстиями вместо восьми маленьких.
С 1993, после приобретения W.S. Case and Sons Cutlery Company предприятия Zippo стали выпускать коллекционные и просто очень качественные ножи, а с 2004 года - кожаные изделия, тоже после приобретения профильного предприятия D.D.M.Italia. 2006 - была выпущена 425-миллионная зажигалка с 1932 года.
В 2006 же году был начат выпуск газовой Zippo, по цвету пламени названной Zippo BLU, с чуть изменённым дизайном корпуса и иначе размещёнными отверстиями в ветрозащитном кожухе (в виде буквы Z).
Но самое главное - и по сей день работает обещание Мистера Зиппо, как назвали в своё время Джорджа Блейсделла, - «It works or we fix it for free». Гарантия вечная.