Вторая мировая. Циммербуде. Неопубликованные страницы

Jan 18, 2017 11:12

Это основанный на документах рассказ  о трагических ещё не до конца исследованных событиях начала февраля 1945 года, произошедших в 5 км северо-западнее  Циммербуде (Светлый) за 69 дней до взятия поселка  нашими войсками. Долгие годы считалось неполиткорректным повествовать о поражениях, тем более о поражениях последних месяцев победоносной войны. Лишь ставшие доступными  архивы позволили приоткрыть суровую правду о тех далеких боях, которые для многих солдат и офицеров Красной Армии стали последними в жизни. Стали днями их подвига и славы.

В результате  стремительного зимнего наступления Красной Армии в Восточной Пруссии, уже в ночь с 29 на 30 января 1945 года части 39-й  армии генерала Людникова штурмом овладели важными узлами коммуникаций немцев Зеераппен (пос. Люблино) и пригородом Кёнигсберга Метгетен (пос. им. А Космодемьянского), а на следующий день  перерезали единственную оставшуюся в руках немцев шоссейную дорогу, идущую из Кёнигсберга на запад вдоль северного побережья залива Фришес Гафф (Калининградский залив) к военно-морской базе Пиллау,  вышли к Кёнигсбергскому морскому каналу  и с боями заняли населенный пункт Гросс Хайдекруг (пос. Взморье) в 14 километрах западнее Кёнигсберга, отрезав город от Земландской группировки противника.  В это время с юга 11 гв. армия генерала Галицкого вышла к заливу в районе посёлка Хайде-Вальдбург (Прибрежное),  завершив оперативное окружение крепости.
Положение немецких войск на начало февраля 1945 года на Земландском полуострове становилось критическим. Именно поэтому части и соединения 39-й армии продолжили  свое наступление на запад.
В это время оборонявший г.Мемель (Клайпеда)  28-й армейский корпус вермахта скрытно оставляет город и выходит по Куршской косе на северную часть Земландского полуострова. Попытки по блокированию и уничтожению корпуса провалились. Эта 20-ти тысячная сохранившая боеспособность группировка немцев внезапно обрушилась  на тылы нашей 39-й армии, смела их и в одночасье перехватила стратегическую инициативу в пользу вермахта.   В результате уже к вечеру 7 февраля   91-я гвардейская стрелковая дивизия полковника Кожанова, оказалась в полном окружении в районе поселка Гермау (Русское). Возникла реальная опасность окружения всех передовых частей 39-й армии генерала Людникова. 

Начало февраля, окрестности Циммербуде (Светлый)
Наступающая на левом фланге 39-й армии, 24-я гвардейская стрелковая Евпаторийской Краснознамённой дивизия полковника Домрачева, выполняя задачу по овладению северным берегом залива Фришес-Хафф на участке Неплекен, Циммербуде,  Видиттен (Ижевское),  2 февраля атаковала противника в направлении Циммербуде, но только к утру 4 февраля, преодолевая упорное сопротивление противника, смогла овладеть поселком  Видиттен. 5 февраля  после повторной безуспешной атаки в направлении на Циммербуде, встретив сильный перекрестный огонь  с берегов реки Ляуке Флис (Черная речка), части дивизии начали вынужденный обходной маневр вдоль Кёнигсбергского отводного канала по направлению на Неплекен. К концу дня после ожесточенного боя дивизия овладела местечком Коббельбуде (лесничество) и вышла в район западной опушки леса между Кёнигсбергским отводным каналом, заливом Фишхаузенер Вик (бухта Приморская) и рекой Форкенер Флис (Нельма).
Впереди было пересеченное мелиоративными каналами и небольшими дамбами-дорогами ровное заснеженное поле с одиноким покинутым хуторком (хутор Крагау). Сквозь вечернюю дымку в отдалении через бинокли были отчетливо видны  черепичные крыши Пиллау и Фишхаузена, замерзший залив и двигающаяся  по дамбе одиночная повозка гонимых войной беженцев. В эту ночь перед боем бойцы,  измотанные тяжелыми двухмесячными боями отдыхали, кто-то спал чутким солдатским сном, кто-то дописывал письмо маме, а кто-то всматривался в глаза любимой на потертой пожелтевшей от времени фотографии. Командиры не спали -  в дивизии сильнейший некомплект личного состава по 9-15 активных штыков в стрелковых взводах, тылы отстали, обескровленные механизированные части завязли на других участках. А в это время, совсем рядом, на северном фланге дивизии   в ночь с 5 на 6 февраля разгорелось настоящее сражение за населенный пункт Форкен, находивщийся восточнее Блюдау (Кострово), который  трижды за ночь переходил от противника к нам.
По приказу командования 39-й армией в течение ночи 6 февраля 24-я  гвардейская дивизия перешла в наступление в направлении залива Фишхаузенер Вик (бухта Приморская). В тот момент, когда до залива оставалось около сотни метров, яростный артиллерийско-минометный и пулеметный огонь  противника с дороги-дамбы ведущей вдоль берега залива остановил продвижение.  
План  операции по окружению и дальнейшей ликвидации прорвавшихся на запад вглубь полуострова советских частей 39-й армии был тщательно разработан немецким командованием.  Основная роль отводилась  частям 548-й дивизии народных гренадеров и механизированной бригаде штурмовых орудий «Земланд». В результате сходящегося удара немецких частей с севера из района Блюдау (Кострово) и с юга из района восточнее Неплекен, уже  утром 6 февраля прорвавшиеся к заливу наши полки оказались в полном окружении севернее населенного пункта Неплекен, зажатые между Кёнигсбергским отводным каналом и рекой Форкенер Флис (Нельма) .
Из журнала боевых действий 24-й гвардейской стрелковой Евпаторийской Краснознамённой дивизии:
В 9.00 противник силой до батальона пехоты при поддержке 4-х танков из рощи в 1 км южнее Блюдау (Кострово) контратаковал наши подразделения в направлении хутора Крагау в юго-западном направлении, одновременно силами до двух рот пехоты контратаковал в южном направлении. В 10.00 противник силой до батальона пехоты при поддержке 3-х танков из района рощи восточнее Неплекен контратаковал боевые порядки частей дивизии на север, и силой до батальона пехоты и 5 танками  с запада. Вследствие превосходящих сил противника ему удалось потеснить боевые порядки дивизии и отрезать с востока в районе хутора Крагау 72-й гвардейский стрелковый полк и один батальон 71-го гвардейского стрелкового полка, которые заняли круговую оборону и под сильным артиллерийско-минометным огнем в течении дня 6-го февраля отражали яростные атаки противника, нанося ему большой урон в живой силе и технике. Полки по приказу комдива с боем прорвались из окружения к основным силам дивизии на рассвете 7 февраля, захватив при этом четырех пленных немецких солдат. В этом бою потери дивизии составили убитыми - 106, ранеными - 197  человек.


Рис. 1. Схема боя 06.02.1945г.

Этот неравный бой   стал последним для многих наших бойцов.  В этот день пали смертью храбрых  парторг полка гвардии майор Абрамчиков Алексей Андреевич, не щадя жизни личным примером отваги и мужества увлекал личный состав на выполнение поставленной боевой задачи (награжден Орденом Отечественной войны I-й степени посмерно); заряжающий батареи 76 мм пушек гвардии старшина Фридман Эля Нахимович, двигаясь в боевых порядках пехоты под перекрестным огнем  противника, его орудием уничтожено 4 пулеметных точки, и до взвода пехоты противника (награжден Орденом Отечественной войны II-й степени посмерно); командир орудия гвардии старший сержант Морозенко Михаил Ильич, выкатил своё орудие на прямую наводку и с расстояния в 300 метров меняя позицию, бил по контратакующей пехоте противника и его огневым точкам, рассеял пехоту, но был сражен снарядом атакующего его орудие танка (награжден Орденом Отечественной войны I-й степени посмерно); гвардии красноармеец Семенов Михаил Васильевич, являясь связным командира роты, под сильным обстрелом противника, обеспечил беспрерывную связь, стойко отражал контратаки противника, огнем из автомата уничтожив несколько гитлеровцев, погиб смертью храбрых в рукопашном бою (награжден Орденом Отечественной войны II-й степени посмерно)… Тяжело раненного заместителя командира полка гвардии майора Черепенина Михаила Петровича, за этот бой награжденного Орденом Красного Знамени, бойцы вынесли на руках из окружения вместе с другими раненными. Гитлеровцам удалось взять в плен только  одного  контуженного, израненного  и потерявшего  сознание гвардии сержанта Рыбалко Игната Васильевича, прикрывавшего выход из окружения основных сил полка.  После Победы освобожден частями 48-й армии, ошибочно увековечен   на воинском захоронении пос. Русское.

В период с 19 февраля по 25 февраля  1945 года немцы на Земландском полуострове перешли в наступление по всему фронту и силами нескольких пехотных и 5-й танковой дивизии нанесли по частям 39-й армии генерала Людникова одновременные встречные сокрушительные удары со стороны Фишхаузена и Кёнигсберга (операция «Западный ветер»). 19 февраля 1945 года во избежание окружения нашими войсками оставлен Гросс Хайдекруг (Взморье). 20 февраля немецкие части встретились у населенных пунктов Зеерапен (пос. Люблино) и  Метгеттен (пос. А.Космодемьянского). В результате этих боев  Кёнигсберг с запада был полностью  деблокирован.
Это было одно из последних поражений Красной Армии во 2-й мировой войне.

Послесловие
Сегодня установлены имена 49 не вышедших из окружения   героев, в том числе 11 офицеров. Похоронить во время боя   смогли лишь четверых: гвардии младшего сержанта Лукиенко Н.Г. и гвардии красноармейцев  Ермоченко М.И., Упорова П.А.,  Михайлецкого Н.С.  Тела остальных воинов так и оставались лежать на поле боя под серым чужим небом на кроваво-грязном немецком снегу, пока жители Неплекена по распоряжению коменданта не захоронили их в ближайших свежих  воронках. Шли годы, холмики на могилах постепенно разрушались, порастая бурьяном и кустарником, да и само поле долгие годы оставалось бесхозным и заболотилось,  здесь уже ничто не напоминает о тех трагических днях.  А забытые всеми, принявшие здесь смертный бой  солдаты, видимо как в той песне, стали просто землей и травой, да полевыми цветами,  а разговаривают они  с нами голосами прилетающих сюда каждую весну птиц. Так уж получилось, что  сегодня практически невозможно отыскать и установить точные места всех этих первичных захоронений.  Но сегодня  открываются архивы, и  появляется возможность назвать  поименно  всех павших смертью храбрых в том страшном бою. Наш долг - увековечить память о них, обо всех…
Ведь без памяти о прошлом не может быть будущего.


Рис.2 Схема первичного захоронения гвардии младшего сержанта Лукиенко Н.Г.
(Рядом похоронены гвардии красноармейцы  Ермоченко М.И., Упоров П.А.,  Михайлецкий Н.С. Координаты захоронения
54.713970,20.066800).

Земля под ногами гитлеровцев содрогнулась, когда в апреле 1945 года 24-я гвардейская стрелковая Евпаторийская Краснознамённая дивизия штурмовала Кёнигсберг и принимала участие в Земландской операции, наступая на Пиллау…
«И это поле снова наше и мы с тобой смогли дожить!»

ВОВ, Светлый(Zimmerbude)

Previous post Next post
Up