…Понять свой народ, а остальное все приложится. Понять народ - понять его душу. Но какова душа родного мне осетинского народа? Вот над чем работает моя мысль. О, как мне хочется заглянуть в его душу! Прочесть самое важное, что обыкновенно бывает, скрыто от простого людского глаза... Чем живет твоя душа?.. Где он, этот твой Бог богов, о котором ты так часто вспоминаешь, особенно если в твоей руке чинок настоянной на перце араки или чаша черного, как крыло ворона, пива. Вот эту ускользающую из рук, как угорь, душу осетина мне хотелось поймать и положить на анатомический стол. Но как это сделать.
Я раскладываю народ на все его составные части. Боже, до каких мелких единиц может дойти это дробление. Конечно, дело не в тех чертах, которые дробят народ, а в тех, которые его объединяют, вернее - являются общими. Общие черты народной психики - они кроются в среднем рядовом человеке. А этот средний человек - абстракция, так как в нем должны быть соединены психические черты, присущие наибольшему количеству людей. Я и пытаюсь представить себе этого абстрактного среднего осетина. Что является сердцевиной его сердца? И мне кажется, что сердцевиной сердца осетина - является тщеславие. Да - тщеславие! Вывод печальный. Но не столь печальный, как это может показаться с первого раза. Понятие добра и зла осетин выражает словом «худинаг», что значит: «то, что вызывает смех». Конечно, злой, осуждающий смех. Все моральные основы осетина вращаются вокруг этого понятия. Осетин боится не угрызений совести, а худинага - будут смеяться... будет стыдно, срамно. Угрызения совести - этот моральный момент чужд осетинской психике. Осетин боится только обнаружения его неблаговидных поступков, потому что будет худинаг. Если осетин совершает какой-нибудь неблаговидный поступок, то о нем говорят, что «у него лица нет», т. е. общественное осуждение не заставляет его краснеть. Осетин - раб общественного мнения. Хорошо это или плохо? Хорошо, если основы этого общественного мнения - высоки, плохо, если они низки. Но, каковы бы они ни были, люди, которые высшим критерием своего морального поведения ставят момент - «что о них скажут» - это и есть люди тщеславия…
Ахмед Цаликов «Брат на брата»
Этиология
Сегодня о высокой моральной планке осетинского общества, интегрированного в мультикультурную потребительскую среду, говорить не приходится. Как следствие, «худинаг» не работает. Он перестал быть сдерживающим фактором для многих. Да и как предвидел автор, вся система ценностей, ориентированная лишь на тщеславие была губительна, как болезнь, поражающая душу абстрактного осетина.
Патогенез
Тщеславие, стремление к всеобщему одобрению и похвалам настолько укоренились в сознании осетина, что смысл самого поступка, его содержание ушли на второй план. Во главу угла становится общественная оценка содеянного. Основным компасом в системе духовных координат стало стремление избежать клейма «Худинаг» и по-сути, осетин больше заботится о внешней стороне своих дел, нежели об их содержании. В этом стремлении душа осетина потеряла самое главное - искренность.
Искренность есть освобождение любого действия от суждений со стороны людей. Искренность поступков не зависит от мнения людей, а опирается на глубокие внутренние убеждения справедливости и постулаты веры человека в Бога.
Не искренними стали намерения и поступки абстрактного осетина. Чем ниже становилась планка общественного мнения, тем больше показухи и лицемерия наблюдалось в словах и делах осетина. И эта показуха, как метастазы разрастающейся раковой опухоли, поразила все сферы его общественной жизни.
Хроническая форма заболевания
Показуха укоренилась в самосознании осетина. Закатить «свадьбу века», зная, что потом несколько лет придется реанимировать бюджет своей семьи, это очень в духе осетина. Или устроить поминки, почти вровень свадьбе по литражу выпитого спиртного…
Еще хуже, когда лицемерие порождает новообращенных верующих различных конфессий. Отличительные черты паствы нео-конфессии, «религии статусов и аватарок»: никаких знаний, твердых убеждений и иных фундаментальных духовных составляющих, одна лишь внешняя атрибутика и дежурные фразы, одним словом - показуха!
Этих примеров бесчисленное множество, достаточно оглянуться и посмотреть вокруг. Беззаботные странники усердствуют и соперничают с себе подобными в стремлении равняться на «цивилизованный мир», но их лицемерие проявляется и в этом. Они также вырывают из этой псевдо культуры лишь обертку, демонстрируя зачастую самые мерзкие из всех признаков «продвинутости».
Сегодня процесс замещения истинных осетинских ценностей на пустоту почти завершен. Это значит, что организм нашей Родины поражен метастазами этой духовной опухоли, но он еще жив и его нужно лечить.