Тюрьма, кладовая...? Чем глубже, тем больше вопросов.

Oct 13, 2023 14:14





По мере того как мы очищали от многовекового слоя песка и глины развалины золотоордынской недвижимости, мы начинали лучше понимать, как жили эти самые «азияты». Во первых у них не было проблем со строительным материалом - песок и глина рядом. Мяса, в смысле блеящего, мычащего и ржащего, баранов, коров и коней предостаточно. Летом теплынь.



А зимой стужа и пронизывающий ветер. И степняки использовали для того чтобы протопить свои дома систему «подпольного отопления» -канов, а для отдыха сооружали нет, не диваны, а так называемые - суфы.



В центре лежанка - суфа. По бокам система каналов подачи горячего воздуха

В смысле лежанки .Во время раскопок нам не попалась ни баня, ни какая либо мыльня, но она безусловно была. Эти самые кочевники совсем не дураками были в смысле гигиены. Пусть не каждый день, но время от времени все же мылись.



А то, что вода была аккурат в домах, и её доставляли не коромыслами и вёдрами я лично убедился, когда нашёл фрагменты водопроводной трубы.

Я вертел этот обломок и так и сяк и вдруг подумал, что нагляделся я водопроводных труб за жизнь вдосталь. Но вот чтобы эти «дикие» так вот уже с комфортом жили в 14 веке? Однако. Что то не помню я, чтобы в русских княжествах подобное было.

По мере того как сдвигался в сторону отвал, росла и территория дворца, вернее его остатков. Но штык, второй и мы выходили на уровень материка.



Но было одно место, которое и не думало «заканчиваться» материком. Та самая яма со стеной из сырцового кирпича. Она становилась шире и глубже, но заканчиваться и не думала.



Не раз когда на краю появлялась Эмма Зиливинская, мы, поглядывая на неё, ждали вот-вот нам сообщат, что это такое мы раскапываем.

А когда пауза как в фильме «Отпетые мошенники» затягивалась, мы сами задавали интересующее нас

---А что раскапываем? Что? --------

---Не знаю…Пока не знаю! Надо копать! ------



Просто копать это скучно. Поэтому мы выдвигали версии что это такое могло быть. Хозяйственное помещение? Может быть. Но уж слишком большое. Потом появилась версия, что это могла быть подземная тюрьма. Ну, зиндан. В один из перерывов в сотый наверное раз рассматривая интерьер помещения, так вот я рассмеялся в голос и сообщил коллегам, что возможно здесь могли хранить дань которую платила Русь Золотой Орде.



Знаете все так для многих прозаично и неудивительно. Ну яма, ну глубокая, ну и что?

Но когда я спустившись вниз подходил к стене с сырцовыми кирпичами, смотрел на них, проводил по ним растопыренными пальцами и..знаете о чём думал?



О том, сколько столетий прошло, а эти средневековые «стройматериалы» целы. И что эту стенку выкладывал не один, а несколько каменщиков скорее всего. Я представлял этих людей здесь, рядом с собой. Нет у меня с головой все в порядке, но просто я так лучше понимаю прошлое. История - вот она рядом и эта история, она интереснее и увлекательнее любого научного фолианта.

Итак с одной стороны стена была из необожженного кирпича. А вот пол и другие стены вернее всего были из классического квадратного золотоордынского кирпича. Были. А потом кто-то поразбивал все это на иные нужды. Но и того, что оставили нас вполне удвоило.

Работали мы с раннего утра и до полудня. После десяти утра солнце начинало подавлять наш трудовой энтузиазм.

Медленнее становились движения работающих. Еще медленнее вставали после перерыва.

Поначалу в паузах между рабочими пятидесятиминутками мы отдыхали под солнцем. У кого была возможность прятались в тени.



А потом было найдено Соломоново решение в виде маскировочной сети. Её натягивали на деревянные опоры воткнутые в песок. И да, сеть давала. Желаемую тень. Обычно во время краткого отдыха большинство были немногословны. Но когда привозили завтрак, тот тут народ оживлялся. Сама идея дополнительного перекуса была всеми воспринята на ура.



Дежурные по кухне привозили из лагеря ведро с бутербродами - ломти батона с сыром и докторской колбасой и термос с чаем. Потом кому-то в голову пришла идея, чтобы на раскоп привозили компот. И оказалось, что да, в жару нет ничего лучше прохладного компота из сухофруктов. Его варили накануне, вечером, за ночь компот остывал и настаивался и утром уже был готов к употреблению.

Бутербродов привозили много по две-три штуки на каждого. Такса Эммы Давидовны - чёрная Миссии, быстро соориентировалсь и когда привозили еду, она покидала тенистое место, где обычно пряталась от жары и спешила к едокам.



Разумеется, для Мисси колбаса находилась всегда.

Проходил еще час и на горизонте показывались машины. Студенты и школьники споро грузились в транспорт и ехали в лагерь. Я как правило покидал раскоп одним из последних. Была неделя когда в лагере оставались одни взрослые. И тогда время работы на «дворце» продлили на два часа. Но быстро поняли, что это будет трудно реализовать. Против нас было Астраханское солнце. Помню, как в один из дней я работал в той самой яме, копал грунт, откидывал, копал, откидывал. А потом, потом я банальным образом перегрелся. Тепловой удар.

Я наверное потерял на какое-то время сознание потому что помню, что ясно ощущал, как я бреду по сугробам и меня согревает нежное февральское солнце. Потом я очнулся и ..решил запечатлеть себя, по выражению Джона Ву «круто сваренного».



Сейчас вспоминаю это с улыбкой, но тогда…

Астраханская Пензенская Археологическая, Золотая Орда, Астраханская область, археология

Previous post Next post
Up