Пенза - Астрахань. Археологическая экспедиция 2023 г.

Sep 27, 2023 10:12

Помните, как в «Полосатом рейсе» буфетчик Евгений Леонов говорил? - хотите верьте, хотите не верьте, а дело было так!

Вот и я что называется мялся, мялся, но решил, что пора сделать несколько постов об экспедиции на те самые места, где в 14 веке было государство Золотая Орда. О том как интересно раскапывать тамошние развалины я услышал еще на первом курсе, во время археологической разведки.

Студент старшекурсник, побывавший там, явно наслаждаясь вниманием аудитории неторопливо рассказывал

---Ну вот территорию у дома очистили. А там мало что от стен осталось. А потом смотрим - углубление. А это канава! Ну что ж очистим и канаву, может какой любопытный средневековый мусор найдем. И- нашли. Сначала один череп, потов второй, потом еще и еще. Одиннадцать черепов нашли.

Три мужских и восемь женских. Видать обитателей дома поубивали во время захвата Сарая войсками Тамерлана. Мужиков, ну и гарем тоже в канаву! ----

Вот в те самые места, где некогда и торговали и убивали мы держали путь. Наш передовой отряд направлялся в район села Лапас. Там за неделю до нас приступили к работе археологи из Казани вместе со студентами одного из вузов. Мы должны были поставить палаточный городок и встретить группу наших «помощников» казанцам - студентов и старшеклассников с педагогами.

Точку на трассе, где нас должны были встретить учёные мы проехали, развернулись назад, пересеклись. Поехали за ними. С асфальтовой дороги свернули на грунтовую. Было около 4-х утра.

Археологи пригласили нас в свой лагерь, минут через сорок там должны были начать готовить завтрак.

Мы начали выгружать доставленный нами скарб. Жить предстояло в лесопосадке. Это уже потом я узнал, что эти деревья - вязы. Надо же, когда-то читал про них в книге одного ботаника. А теперь вот они - можно дотронуться). Потом глянули на время и пошли к соседям. В лагере казанцев подъем проходил так. Кто-то из дежурных оббегал палатки, хлопал по каждой ладонью приговаривая - Встаём, пора вставать!

У столов для приёма пищи начал понемногу собираться народ. Чуть поодаль стояли газовые плиты, баллон был прикопан.

Завтрак был такой - пресный переваренный рис и банка килек в томате. Мы переглянулись. Однако, мы явно не рассчитывали, что здесь так скромно с питанием. Вспомнились мои прежние экспедиции - всегда сытнее было.

Когда поинтересовались насчет чая, нас попросили подождать - чайник еще не вскипел. Мы принялись расспрашивать про местное житье бытье. Чего опасаться.

Нам показали на реку Большой Ашулук, что была в 150 метрах от нас и предупредили - босиком туда лучше не соваться. Всё дно в ракушках.

Несколько студентов из Казани уже порезались, а кого-то даже пришлось везти в больницу.

Нам сообщили про опасность дневного релакса в палатке. Вроде в тени, под кроной дерева, но это палатка, проветривается слабо, так что не дай бог уснуть. Угорите как в бане на верхней полке!

Мы сидели разговаривали за столом установленным под деревом и тут с одной из веток нас тол свалился здоровенный паук. Наша собеседница тут же не изменившись в лице прихлопнула его своей миской и пояснила

----Насекомые - вопрос отдельный! Тут и скорпионы и тарантулы и другая опасная живность! Поэтому убивайте всех, кто приблизился к вам! ----

Поблагодарив за завтрак мы вернулись к своим машинам. Попытались начать ставить палатки. Одну, вторую, а потом поняли, что силы и оставляют нас. Сказалось многочасовое недосыпание. Мы решили передохнуть и разбрелись кто куда. Я повалился в установленную для себя палатку, начисто забыв предупреждения казанцев. И, поплатился за это. Выполз через несколько часов выспавшийся, но с дикой головной болью.

Сходили на реку, искупались, я не стал снимать сандалии и встав на дно сразу понял, что да, здесь всё дно в ракушках. Больших и маленьких. У берега колыхалась на небольших волнах лодка-казанка. Как потом оказалось, да и мы видели это не раз, утром и вечером подъезжала «десятка», мужчина и женщина садились в лодку и переправлялись на тот берег, кормить небольшое стадо коров.

Днём, коровы переправившись через Большой Ашулук появлялись в лагере и пережидали жар под деревьями.

Так вот дело ради которого мы прибыли - поставить лагерь постепенно исполнялось. Палаточный городок рос.

Установили тенты для кухни, расставили столы, потом мы их перенесли в другое место.В последнюю очередь на поляне поставили большой тент.

Под ним предстояло собираться вечерами всем участникам экспедиции.

Через полтора дня прибыла первая группа экспедиции. Ей предстояло пробыть здесь две недели, после чего её должны были сменить следующие.

В качестве ознакомления «с местностью» мы совершили поездку на съемочную площадку фильма «Орда», об этом позже. А потом мы зажили по графику по которому над предстояло жить еще полтора месяца.

Подъем в 4 утра по московскому времени. Зарядка, водные процедуры и завтрак. Потом команда по машинам и все, кроме дежурных едут на раскоп.

Так оно и случилось. Нас привезли на место, где где некогда возвышался мавзолей. Здесь нам предстояло работать больше недели, а потом свернув лагерь ехать в район села Селитренное.

Астраханская Пензенская Археологическая, Золотая Орда, Астраханская область, археология