Мистическое обручение святой Екатерины. 1523
По возвращении из Рима в Северную Италию Лотто на продолжительное время обосновался в Бергамо. Эти годы отмечены наиболее продуктивной деятельностью художника, именно тогда складываются отличительные черты его стиля. Исчезает некоторая резкость, присущая творчеству молодого Лотто. Смягчаются и закругляются линии, более грациозными становятся образы его религиозных композиций, изящнее движения, изысканнее цветовая гамма, нежнее и прозрачнее световоздушная среда. К этому периоду относится произведение «Мистическое обручение святой Екатерины».
Святая Екатерина Александрийская (в переводе с греч. «всегда чистая»). Дочь Ксантоса, правителя Александрии, отличалась красотой и образованностью. К ней сваталось много знатных женихов, но духовный наставник Екатерины рассказал ей о «небесном женихе», единственно достойном. Однажды во сне Екатерина увидела Деву Марию с Младенцем, но Богомладенец отвращал свой лик от коленопреклоненной Екатерины. По совету наставника Екатерина приняла крещение, и тогда, в следующем сне, Христос ласково посмотрел на нее, вручил ей перстень и назвал своей невестой. Когда Екатерина пробудилась, на ее пальце светилось кольцо. Затем в Александрию прибыл Максимин, племянник римского императора Максимиана, преследовавшего христиан. Святая Екатерина отправилась к нему и смело обличала заблуждения язычников. Тогда Максимин изобрел для Екатерины орудие пыток - четыре колеса с железными шипами. Но колеса разлетелись на куски и вместо Екатерины убили на месте многих язычников, тогда по приказу Максимина её обезглавили. Ангелы отнесли тело святой на гору Синай. Нередко Святую Екатерину изображают с таким колесом, а также, как на этой картине, с пальмовой ветвью мученицы.
Эта работа, несмотря на свой большой алтарный размер, предназначалась для частного дома Никколо Бонги, у которого Лотто нанимал квартиру. Получив заказ в пригороде Трескоре, художнику пришлось оставить эту картину заказчику в качестве оплаты за год аренды.
Италия в XVI веке оставалась раздробленной страной и постоянно подвергалась нападениям больших крупных держав. В 1528 году Бергамо осадили французские войска, и семья Бонги отнесла картину в церковь Сан Микеле аль Поццо Бьянко, надеясь, что в святом месте она будет в безопасности. Но предосторожность оказалась недостаточной. Французский солдат вырезал часть картины и увез с собой. По свидетельству исследователей, там был изображен прекрасный вид на гору Синай.
Несмотря на увечье, эта работа является одним из лучших произведений Лоренцо Лотто. В безмятежной, мягкой, уютной атмосфере изображена коленопреклоненная святая Екатерина перед Мадонной с Младенцем, надевающим Екатерине на палец кольцо. Действие происходит в богатом доме, о чем свидетельствуют роскошный восточный ковер, который спускается с подоконника, и ручки кресла, обитые тисненой кожей. Свидетелями сцены мистического обручения становятся ангел с молитвенно сложенными руками и человек, одетый по моде XVI века. Ранее считалось, что это автопортрет самого Лотто, но оказалось, что это Никколо Бонги, чей портрет художник включил в композицию. Красноречивый жест его рук говорит о том, что он сдерживает сильное душевное волнение, присутствуя при этом сакральном событии. Его строгий костюм вносит некий акцент, чтобы оттенить пышность других нарядов. Мадонна и Екатерина не просто красивы, они ослепительно прекрасны. Их утонченная прелесть и фарфоровая белизна кожи подчеркиваются яркими пышными платьями с виртуозно выписанной фактурой. Благодаря искусной технике живописи, становятся почти неразличимы мазки краски. Обратите внимание, как написаны тончайшая вуаль на голове Марии и белая прозрачная материя её сорочки. Изображение волнистых нежных белокурых волос Младенца Христа и Екатерины столь детально, что от них трудно отвести взгляд. Сложную прическу Екатерины венчает княжеская диадема, украшенная нитью из жемчуга, на виске рубиновая брошь с еще одной крупной жемчужиной, и жемчужная каплевидная сережка. Жемчуг - это символ чистоты и целомудрия Святой Екатерины как невесты Христовой. Каждая деталь этого произведения привлекает внимание сама по себе: трогательная молельная подушечка с шелковой кисточкой, пальмовая ветвь мученицы, как тонкое перо диковинной птицы, а нимбы напоминают золотую гравировку.
Но главным живописным средством в этой картине является, безусловно, богатство цвета - колористическая полифония всевозможных оттенков. Как же Лоренцо Лотто создавал такие динамичные, прозрачные цвета, которые заставляли сиять фигуры и предметы на его работах?
Многие художники Северной Италии экспериментировали с техникой живописи, особенно с используемыми в работе материалами. Недавние исследования различных работ Лотто показали, что художник не только с непринужденностью использовал цветовую палитру, позволяющую получить новые оттенки, но и применял секретный ингредиент - толченое стекло. Это подтверждается и собственными записями художника, как известно, Лотто перечислял в «Книге расходов» все купленные им материалы. Также и в образцах краски полотен многих венецианских художников, таких, как Тинторетто, Джованни Беллини, и других, были обнаружены разнообразные типы частиц стекла, смешанные с краской.
Вполне возможно, что, помимо основной функции улучшения цветов, стекло могло ускорять высыхание краски. До XV века художники смешивали пигменты с темперой на основе яичного желтка, которая сохла мгновенно и на дереве, и на холсте. Когда же они перешли на масляные краски, обнаружилась проблема: они слишком долго сохли. Поскольку художники наносили несколько слоев краски для достижения нужного эффекта, было важно получить способ более быстрой сушки.
Вероятно, присутствие стекла в венецианских картинах неслучайно. В эпоху Возрождения Венеция была мировой столицей производства стекла. В конце XV века стеклодувы вместо обычного песка, который содержал примеси железа, и которые, в свою очередь, придавали стеклу зеленоватый оттенок, стали использовать чистый кварц. Так появилось стекло, называемое «кристалло», получившее признание во всей Европе за абсолютную прозрачность и чистоту.
Наверное, художники пытались достичь этой же прозрачности в своих работах. Лотто накладывал краску такими тонкими слоями, и, видимо, пытался использовать преимущества оптических свойств стекла. Частицы стекла делали его краску до некоторой степени прозрачной, так что свет, проходя через один слой, подчеркивал цвет нижележащего слоя. К тому же, варьируя количество стеклянных частиц в краске, Лотто добивался разной степени прозрачности. Таким образом, вместо постоянных оттенков, стекло позволило Лотто создавать более живописную поверхность.
В этой картине сияние насыщенных и благородных цветов придает живописи праздничный характер. Струящиеся складки шелковых тканей переданы с удивительным богатством оттенков. Изысканные сопоставления алого и ультрамарина, золотистого и фиалкового, зеленого и белого. Лотто здесь просто нет равных: будь то благородный красный шелк платья Марии или белая парча Екатерины, фантастическая прозрачность синей и золотистой ткани драпировок рукавов. А сколько оттенков серого в одеянии ангела: от жемчужно-серого до дымчатого маренго.
Благовещение. 1530
Ко второму периоду работы Лотто в Марке (1523-1532), после его возвращения из Бергамо, относятся две части произведения «Благовещение» - Мария и Ангел. Существуют две исследовательские версии. По одной - две панели были частью триптиха, и в центральной створке был изображен Иоанн Креститель, по второй версии - полотно было единым, и его разделили на части в XIX веке, во время реставрации.
Архангел Гавриил приносит Деве Марии благую весть о том, что в скором времени она станет Матерью Спасителя Человечества. Мария отвечает ему: «Се раба Господня, да будет Мне по глаголу Твоему».
Драматическая сцена разворачивается практически в условном пространстве, в котором лишь обозначены незначительные детали интерьера. Чтобы передать взволнованность посланника небес, Лотто запечатлел мгновение, когда ангел еще не остановил свой стремительный полет. О чем свидетельствует рисунок тени на полу. Он еще не коснулся земли, но уже повернулся к Марии. И этому эмоциональному порыву вторят наполненные воздухом динамичные складки его одеяния и лента пояса, которые закручиваются вокруг него в стремительном спиралевидном движении. Традиционно в руке ангела белая лилия - драгоценный цветок - символ чистоты и непорочности Марии. Леонардо да Винчи в своем «трактате о живописи» даже предостерегал художников в написании этой сцены, чтобы ангел не слишком напугал Деву Марию. Но Лотто вносит в сцену Благовещения, обычно столь идиллическую, непривычное смятение. Ангел словно врывается в тихую жизнь Марии и простирает к ней правую руку с длинными нервными пальцами. Она, в душевном волнении, только секунду назад преодолев испуг, протянула ему навстречу обе руки и принимает благую весть с покорностью. И кажется, будто внутренний ток, невидимый, но ясно ощутимый, струится от его руки к рукам Марии. Эмоциональную напряженность происходящего подчеркивает выразительность колорита. Художник достиг необычайного живописного эффекта контрастом темного фона и ярких одеяний - светящегося небесно-голубого облака драпировок ангела и алого платья Марии. Крылья ангела мы замечаем не сразу, но, обратите внимание, как тщательно и натуралистично выписаны темные перья, а в центре они сине-зеленые с каким-то металлическим отливом.
Святое семейство со Святой Екатериной. 1533.
Истинный шедевр Лоренцо Лотто - это картина «Святое семейство со Святой Екатериной», полотно датировано 1533 годом, когда Лотто, в очередной раз, покинул Венецию и поселился в Марке. Картина создана для частной часовни, и существует гипотеза, что Екатерина написана с заказчицы этой работы.
Перед нами еще один замечательный пример особой чувственности, с которой Лотто воплощал в искусстве святых персонажей, здесь представлена аллегория Страстей Христа и его спасительной жертвы. Чрезвычайно эмоциональная композиция, построенная на выразительности жестов и взглядов. Герои картины связаны между собой единым переживанием о будущем младенца Христа.
На фоне сочной зелени листьев инжира, в беседке из сплетенных ветвей, изображены Мария, Младенец Христос, Святой Иосиф и Екатерина. За деревьями открывается окутанный мягкой голубоватой дымкой пейзаж, вероятно, изображающий долину Эзино под Анконой. В центре композиции печальный святой Иосиф приподнимает белую пелену, чтобы показать святой Екатерине Младенца, спящего на могильном камне. Сон - это предзнаменование будущей смерти. Мария читает Священное Писание, и, кажется, именно в этот момент она нашла подтверждение печального пророчества. Она подняла правую руку, как будто этим жестом она хочет защитить своего ребенка. Фиговые листья над её головой символизируют совершенный Адамом и Евой первородный грех, который дал начало множеству людских грехов, избавлением от которых стала искупительная жертва Христа.
Святая Екатерина стоит на коленях, сложив руки в молитвенной позе. Над ней в зеленых ветвях цветы жасмина - символ девственности.
Яркий, сияющий колорит картины состоит из контрастных и насыщенных локальных пятен, с ощутимой тональной моделировкой. Мастерски переданы розоватые и серебристо-голубые световые рефлексы на лицах, на молочной коже младенца Христа и белоснежной пелене. Это произведение способно волновать людей, тревожить душу и будоражить сознание, и, в определенном смысле, Лотто предвосхищает эпоху барокко.
Святой Рох. 1549
Картина, изображающая Святого Роха - защитника от чумы, была недавно приобретена государством на рынке антиквариата для Национальной галереи Марке, так как до сегодняшнего дня в галерее не было произведений Лотто, одного из самых значимых художников для истории искусства Марке. Эту ценную работу удалось идентифицировать благодаря парной картине Лотто, представляющей Святого Себастьяна, она хранилась в частной коллекции и была написана в 1549 году по заказу знатных дам Анконы, что упоминается самим художником в его «Книге расходов».
Согласно преданию, Святой Рох родился во Франции, в Монпелье, в XIII веке в семье губернатора города. Ещё при рождении он был отмечен особым знаком на груди в форме красного креста. Когда юноше было около 20 лет, он лишился родителей, после чего раздал всё имущество бедным и отправился в Рим в паломничество. Прибыв в Италию, Рох обнаружил, что в стране свирепствует эпидемия чумы, после чего он начал странствовать, ухаживая за больными чумой и исцеляя их молитвой и крестным знамением. Вылечив так тысячи людей, Рох, из-за открытой раны на ноге, сам заразился чумой и отправился умирать в лес в заброшенную хижину. Его спасла собака из расположенного неподалеку замка, которая приносила ему еду и зализывала рану. Исцеленный святой вернулся во Францию, где его не признали и бросили в тюрьму как шпиона. Долгих 5 лет просидел он в тюрьме, а потом его нашли в камере мертвым, окруженным необычным свечением. После смерти Роха все наконец-то увидели чудотворный крест на его груди и поняли, что это был святой.
Композиция картины схожа с изображением святого Иакова. На фоне прекрасного пейзажа, Святой Рох представлен с каноническим посохом паломника. Он показывает на чумную язву на ноге. Шляпа паломника с двумя перекрещенными посохами заброшена за спину, что символизирует путешествие, а в остальном Рох одет не как паломник, а по французской моде XIV века. На нем зеленый жиппон, синяя котта без рукавов - это туникообразная верхняя одежда, розовые чулки-шоссы и мягкие сапоги-пулены. Средневековые костюмы были очень яркими, и каждый цвет что-то символизировал. Синий - преданность и справедливость, зеленый - цвет отваги, розовый - мудрость, красный цвет символизировал гордость и победу и всегда изображался на рыцарских гербах. А желтый цвет пользовался дурной славой, считался изменой христианству. Почему Лотто использовал эти цвета в его одеянии, неизвестно, скорее, все-таки, решал живописные задачи. Тем более, что синий цвет, который преобладает в этой картине, является символом верности Христу. Фигура святого Роха гармонично сочетается с пейзажем, уходящим в бесконечную даль. На первый взгляд, пейзаж кажется таким умиротворяющим, если бы ни небо, в котором как будто орудуют силы небесные - клубящиеся облака, то светлые, то переходящие в синь грозовых туч.
Принесение Младенца Иисуса в храм. 1554-1555
В 1550 году обедневший и больной Лотто окончательно переезжает в Марке. Он описал в «Книге расходов» все свои переживания, трудности и поездки. Он столько раз переезжал, сменил множество помощников, создал много картин, но его работы все хуже оплачивались, он все больше отдалялся от людей и терпел унижения от своей скупой клиентуры. Одинокий разочарованный человек на пороге нищеты, в сентябре 1554 года Лоренцо Лотто стал готовиться к постригу в монахи во францисканском монастыре Святого дома в Лорето. Святой дом - одна из величайших святынь католического христианства. Согласно преданию, Святая Елена во время путешествия по святым местам нашла в Назарете тот самый дом, где росла и воспитывалась Дева Мария и, где произошло Благовещение. По преданию ангелы перенесли его сначала в Далмацию, а затем через море, в окрестности Анконы, в Лорето, где вокруг него были воздвигнуты базилика и монастырь Святого дома.
Лотто прожил еще два деятельных и, возможно, самых спокойных в своей жизни года, рисуя для братии в большом соборе. Он написал цикл из семи произведений на евангельские сюжеты, среди них «Принесение младенца Иисуса во храм». Произведение, позволяющее получить представление о мастерстве Лотто последних лет. Эта картина считается последней работой Лотто, оставшейся неоконченной из-за смерти автора.
На сороковой день после Рождества Христова Богородица вместе со святым Иосифом пришла из Вифлеема в Иерусалим к храму Божию, принеся младенца Христа, что полагалось по закону Моисееву: родители должны были приносить в храм для посвящения Богу своих первенцев. В иерусалимском храме родителей Иисуса встретил старец Симеон, «муж праведный и благочестивый... Ему было предсказано Духом Святым, что он не умрет, пока не увидит Христа Господня». Симеон взял Младенца на руки и произнес, что вот Спасение для всех народов и Свет для просвещения язычников и что наконец-то Владыка Бог отпускает его с миром из этой временной жизни в лучшую, вечную. Вдохновенную пророческую речь Симеона, к сожалению, не услышали люди, почти все ожидали Мессию в блеске земного величия и были так упорны в своем заблуждении, что в Сыне бедной Матери, которого держал на руках Симеон, не могли признать Христа Спасителя. Одна лишь престарелая вдова, известная под именем Анны-пророчицы, поверила Симеону и славила Младенца Иисуса как Господа, и говорила о Нем в Иерусалиме всем ожидавшим пришествия Мессии.
Композиция картины довольно сложна, благодаря совмещению двух планов. В нижней части картины изображен еврейский храм Соломона, где происходит основное действие, а в верхней части изображена базилика Пресвятой девы Марии в Лорето. Возможно, что это помещение с деревянными лавками, намек на старинную капеллу Коро дель Сантуарио, где выставлялись семь полотен Лоренцо Лотто. Из дверного проема выглядывает старый бородатый человек (по всей видимости, это последний автопортрет художника).
В нижней части картины, в окружении других персонажей, Мария, робко и смиренно поднимаясь по ступенькам, представляет Ребенка Симеону. Мессию встречают три священника, стоящих один за другим - это изображение одного и того же человека на разных этапах его жизненного пути, которое символизирует три периода религиозного учения. Старый Симеон представляет всю полноту ветхозаветного писания, в котором есть Бог, закон и пророки. Затем изображен раввин среднего возраста, который символизирует религию, в которой есть только заповеди. И завершает этот ряд молодой служитель, представитель самого древнего иудаизма Авраама, ключевая идея которого в том, что Бог един.
«Принесение младенца Иисуса во храм» символизирует встречу Ветхого и Нового заветов. Симеон - это Ветхий завет, а Иисус - Новый.
За священниками изображена Анна-пророчица и святой Иосиф в розовой тунике. В центре картины расположен квадратный алтарь, покрытый белым покрывалом, на нем ничего нет. А опирается этот странный алтарь на четыре ноги, которые похожи на человеческие, и, скорее всего, они символизируют тело Христа и его жертву на кресте. Поскольку алтарь, в системе символов литургии, означает Христа, а ноги, неподвижные или в движении, в литературе и в самом библейском тексте часто используются для фигурального изображения всего человека.
Колорит картины - золотистый, приглушенный, с редкими вспышками цвета. Выразительность персонажей, словно освещенных изнутри благодаря духовному зрению автора - это трогательное проявление личного религиозного чувства художника. Фигуры кажутся слегка вибрирующими. Картина написана дрожащей рукой пожилого человека в необычной изобразительной манере, отсылающей нас, как пишет Бернар Беренсон, к манере импрессионистов. Другие исследователи объясняют это тем, что картина не закончена, а Беренсон и Роберто Лонги - приписывают это новаторству Лотто и считают, что это, может быть, самая современная картина, когда-либо написанная старым итальянским мастером. «Незавершенность» работы, вполне возможно, отвечающая замыслу художника, лишь усиливает ее притягательность.
Эта последняя картина завершала короткий обзор произведений Лоренцо Лотто, созданных для Марке: несколько шедевров, которые позволят Вам ближе познакомиться с одним из самых удивительных художников. Творчество Лоренцо Лотто - это уникальное явление не только на фоне венецианского, но и всего итальянского искусства эпохи Возрождения, вобравшее в себя наиболее существенные черты художественной культуры северной Италии. Как говорил Бернар Беренсон: «Чтобы верно понять XVI век, нужно знать Лотто так же хорошо, как Тициана».