ДИОР: ПОД ЗНАКОМ ИСКУССТВА (часть II)

Jul 29, 2011 12:10



БОЛЬШЕ ЧЕМ ВЫСТАВКА (Сад, Бал)




САД
Постоянным источником вдохновения для Кристиана Диора была тема сада.









Джефф Кунc. Цветы. 1986. Сталь-серебрянка. 31,8 x 45,7 x 30,5 см. Коллекция Кристиана Диора



Винсент Ван Гог. Общественный сад. (Осенний сад). 1888. Холст, масло. 72 x 93 см. Коллекция Кристиана Диора.



Пьер Боннар. Лето в Нормандии. 1908. Холст, масло, 114 х 128 см. ГМИИ им. A.C. Пушкина, Москва.

В своей картине «Лето в Нормандии» Пьер Боннар на фоне радостно-светлого летнего пейзажа изображает персонажей, которые словно растворяются в поэтичном мире окружающей природы. Можно представить, как в подобном саду на вилле «ле Румб» в Гранвиле мать Диора ухаживала за цветами, которые она страстно любила. И Диор унаследовал эту любовь от нее. Он говорил: «Цветы - это самый прекрасный дар Господа Бога нашему миру после женщины»! Диор восхищался формами растений, их окраской, он знал все цветы и все о цветах, и, став модельером, он постоянно использует цветы, реальные или воображаемые. Как вы помните, первая коллекция 1947 года была решена в образе женщины-цветка, и в каждой следующей коллекции Диор всегда обращается к цветам, например, более пятидесяти моделей носят названия роз.



«Opera-Bouffe». Короткое вечернее платье из шелка фай оттенка розовой карамели. Коллекция от кутюр осень-зима 1956-1957. Линия одежды «Aimant» (манящая). Наследие Дома Dior, Париж.

Обратите внимание, в драпировке этого бального платья распускается роза.



«Salade». Короткое вечернее платье из набивной тафты с рисунком травянистых оттенков. Коллекция от кутюр весна-лето 1960. Наследие Дома Dior, Париж.

Цветы часто вдохновляли и других творцов дома Диор. Для коллекции 1960 года Ив Сен Лоран создал платье с лукавым названием «Салат». Его форма и нежные цветовые созвучия вступают в диалог с пейзажем Густава Климта «Яблоня».



Густав Климт. «Яблоня 2». 1916. Холст, масло. 80,3 x 80,3 см. Коллекция Кристиана Диора.

Мягкая, живописная мозаика на плоскости картины располагает к спокойному созерцанию природы. Художник изображает не столько реальное дерево, сколько стремится передать настроение и атмосферу, которые проникают в наше сознание и рождают множество ассоциаций.



Марк Куинн. Итальянский пейзаж (4). 2000. Холст, печать. 109,8 х 166,4 см. Галерея «White Cube», Лондон.

И, безусловно, совершенно другой сад мы видим на картине Марка Куинна, - сад похожий на сказочные джунгли. В основе этого произведения лежит необычный замысел - создание трехмерного замороженного сада для фонда Прада. Подготовка проекта заняла около года. Художник по каталогу заказал понравившиеся ему цветы. Затем растения были заморожены в силиконе в самом совершенном состоянии: в расцвете своих сил, в своей наилучшей форме, и содержались при температуре минус 25 градусов. Потом цветы поместили в комнату с такой системой зеркал, что сад казался бесконечным. Художник создал целую серию фотографий, по его словам, снимал он произвольно и выбрал наиболее понравившиеся снимки. «Футуристический» сад Марка Куинна словно таит в себе какую-то опасность, но среди буйства красок экзотических цветов, в самом центре композиции, цветок ландыша, хрупкий и трогательный.



«Eden». Длинное вечернее платье-бюстье из органзы с плиссировкой и рисунком в виде цветов. Коллекция от кутюр осень-зима 1992. Наследие Дома Dior, Париж.

Платье «Эдем» как экзотический цветок, словно сошедший с пейзажа Куинна. Оно было создано Джанфранко Ферре для Дома Диор. Стиль Ферре - это элегантная простота и ясность форм, изысканность выверенных линий силуэта и выразительность цвета.



«Tulipe». Платье из черного шелка и органзы с ручной росписью. Коллекция от кутюр осень-зима 2010-2011. Наследие Дома Dior, Париж.



В 2010 году Джон Гальяно создал целую коллекцию платьев-цветов. Словно увеличенные рукой мастера, орхидеи, маки, тюльпаны превратили в волшебный сад музей Родена, в котором проходил показ. На выставке было представлено платье Тюльпан из этой коллекции.



Коллекция от кутюр осень-зима 2010-2011. (н.э.)



Коллекция от кутюр осень-зима 2010-2011. (н.э.)



Коллекция от кутюр осень-зима 2010-2011. (н.э.)



Коллекция от кутюр осень-зима 2010-2011. (н.э.)



«Cléo de Mérode». Черное вечернее платье облегающего силуэта линии S с открытой спинкой и треном с креповым чехлом, перекрытым тюлем. Коллекция от кутюр осень-зима 1997-1998. Наследие Дома Dior, Париж.

Платье, расшитое гирляндой маков, также работы Джона Гальяно. Оно посвящается Клео де Мерод - французской танцовщице, звезде Прекрасной эпохи.



Джованни Болдини. Портрет Клео де Мерод. 1901(н.э.)



Гальяно использовал в этом наряде прием соединения в одном платье разнофактурных тканей: тюль, наложенный на шелк, изменяет его фактуру. Этот прием появился на рубеже XIX-XX веков в эпоху модерна. Прозрачные материалы: шифон, тюль, кружево, положенные на шелк или атлас, смягчают блеск этой ткани, приглушают его, заставляют мерцать в зависимости от освещения, чем достигается особый декоративный эффект. Теперь это излюбленный прием мастеров высокой моды, и на этой выставке представлено много нарядов, в которых он использован.





Платье из розового шелка с набивным цветочным рисунком. Коллекция от кутюр весна-лето 2009. Наследие Дома Dior, Париж.





Платье цвета чайной розы создано Джоном Гальяно для коллекции, посвященной фламандской живописи и искусству барокко. Наряд вызывает ассоциации с барочным террасным парком, который мы постигаем постепенно, поднимаясь с одной террасы на другую. От менее парадной части ансамбля к дворцу, более парадной, к этому великолепию, барочному ликованию.
Рассматривая платье, мы также обнаруживаем новые и новые элементы: структурные архитектурные драпировки, несколько оттенков тюля и шелк с набивным цветочным рисунком, отсылающий нас к цветочным фламандским натюрмортам. В наиболее пышных букетах фламандских художников можно насчитать до тридцати сортов цветов, притом цветущих в разное время года. Таким образом, картину Марка Куинна можно трактовать, как современное прочтение фламандского цветочного натюрморта.





Ян Брейгель Бархатный. Ваза с цветами, драгоценным камнем, монетами и раковиной. 1607. Медная пластина, масло. Пинакотека Амброзиана, Милан. (н.э.)

Ян Брейгель славился необыкновенным умением компоновать и воспроизводить роскошные цветочные букеты. В своих письмах, отправленных из Антверпена и Брюсселя, Брейгель упоминает, как трудно ему составлять подобные букеты из десятков различных цветов. Художник имел обыкновение писать цветы с натуры, поэтому ему приходилось ждать месяцами, когда зацветет тот или иной цветок. Благодаря дружеским отношениям с правящей эрцгерцогиней Нидерландов он смог получить доступ в королевские оранжереи, где выращивались редкие ботанические экземпляры, в том числе и первые тюльпаны.



Коллекция от кутюр весна-лето 2009. (н.э.)



Коллекция от кутюр весна-лето 2009. (н.э.)



Коллекция от кутюр весна-лето 2009. (н.э.)



Коллекция от кутюр весна-лето 2009. (н.э.)





Бальное платье «Muguet». Коллекция от кутюр весна-лето 1957. Линия одежды «Libre» (свободная). Платье из органди белого хлопка, обшитое гирляндами из ландышей. Наследие Дома Dior, Париж.

Любимым цветком Диора был ландыш, он считал его самым утонченным цветком, божественным колокольчиком, талисманом счастья. И это платье «Ландыш», созданное Диором, стало одним из символом его модного дома. Нежный, трогательный, даже сентиментальный наряд. Оно сшито из белой полупрозрачной ткани, а по краям оборок бегут маленькие шелковые колокольчики.



Бальное платье из белого хлопка пике с узором в виде плюща, бархатный пояс бордового цвета. Дата создания неизвестна. Наследие Дома Dior, Париж.

БАЛ









Для Кристиана Диора балы были воплощением мечты о красоте. В послевоенное время, когда мир вновь зажил в привычном ритме, именно у Диора заказывали наряды для пышных балов и приемов. Это, само собой, не могло не отразиться на его коллекциях, отсылающих к костюмам XVIII и XIX веков.



Жан Огюст Доминик Энгр (1780-1867) и Огюст Пишон (1805-1900). «Портрет герцога Орлеанского, наследного принца». С оригинала Ж.О.Д. Энгра. 1842-1846. Холст, масло. 150 х 122 см. Единственная копия, выполненная учеником Энгра О. Пишоном по заказу герцогини Орлеанской и под ее руководством. Частная коллекция, Париж.

Во второй половине XIX века Париж становится мировой художественной столицей. Творила целая плеяда блестящих мастеров: Давид, Теодор Жерико, Энгр и многие другие.
Красавец и умница Фердинанд-Филипп, герцог Орлеанский, старший сын французского короля Луи-Филиппа, был любимцем всего Парижа. Он сделал блестящую военную карьеру, и на него возлагали большие надежды как на наследника престола. Это был тип благородного рыцаря, безукоризненно и элегантно одетого. Герцог Орлеанский прекрасно разбирался в литературе, музыке и изобразительном искусстве, был страстным коллекционером и меценатом и поддерживал многих деятелей искусств своего времени, таких, как Эжен Делакруа, Александр Дюма, Виктор Гюго и многих других. Герцог устраивал блестящие балы, поражающие размахом, роскошью и великолепием.
На портрете Энгра статная, стройная фигура принца очерчена четким ясным контуром. Художнику удалось так подобрать освещение, фон, позу, костюм, чтобы подчеркнуть благородную осанку и обаяние герцога.



Франц Ксавьер Винтерхальтер. Княгиня Елизавета Эсперовна Белосельская-Белозерская (Трубецкая). 1859. (н.э.)

Франц Ксавьер Винтерхальтер был одним из лучших портретистов XIX века в Европе. Он являлся придворным художником короля Луи-Филиппа, Наполеона III и императрицы Евгении, писал портреты королевских особ Австрии и Бельгии. Российские аристократы, бывавшие в Париже, также любили заказывать ему свои портреты.



Франц Ксавер Винтерхальтер. Портрет Варвары Римской-Корсаковой. 1864. Холст, масло. 117 x 90 см. Музей Орсэ, Париж.

Прекрасная молодая дама - Варвара Дмитриевна Римская-Корсакова - звезда высшего света Москвы и Санкт-Петербурга, покорившая красотой весь Париж. Она затмила саму французскую императрицу Евгению - законодательницу мод всей Европы. Смелые наряды Римской-Корсаковой часто становились причиной скандалов. Зимой 1863 года Варвара Дмитриевна, в костюме богини-девы Танит, прибыла на костюмированный бал. Её наряд состоял из одной только прозрачной газовой ткани. Великолепная фигура русской гостьи предстала перед взором ошарашенных гостей практически в первозданном великолепии. Разразился скандал, подоспевшие жандармы попросили дерзкую даму немедленно покинуть зал. Эта сумасшедшая выходка лишь прибавила Варваре Дмитриевне популярности в обществе, её стали называть «Венерой из Тартара».
На картине Винтерхальтера Римская-Корсакова не просто красива, она ослепительно прекрасна. Естественная красота, отринувшая любые ухищрения. Белая с голубыми лентами полупрозрачная накидка лишь создает иллюзию платья. Создается двойственное впечатление: Варвара Дмитриевна кажется и обнаженной, и закутанной одновременно.
Представленные на выставке портреты создавали соответствующую атмосферу, напоминали, что высокая мода, как и любое искусство, опирается на мощную традицию, которая творчески переосмысливается в работах таких мастеров, как Кристиан Диор и его приемники.

В 1950-е годы начинается жизнь, которая, казалось, навсегда ушла в прошлое: большие балы, пышные приемы и воскресший из небытия высший свет. В модном доме Диора нескончаемая вереница клиенток, они, не задумываясь, приезжают с разных концов света, чтобы заказать бальное платье или просто обновить гардероб. Им требуется рука великого мастера, на меньшее они не согласны. Имя Диора стало синонимом элегантности и красоты. Кого можно встретить у Диора? Аристократы, знаменитые артисты, богатые иностранцы. В 1951 году в Венеции мексиканский миллионер Карлос де Бейстеги устроил в своем только что восстановленном палаццо Лабио грандиозный праздник, который затмил все остальные. Этот бал по размаху был похож на придворное празднество, в списке приглашенных значилась вся аристократия Европы. Сколько платьев понадобилось создать Диору для этого бала, который потом назвали «балом века»! Кутюрье одевал всех - от дам парижского высшего света до жен иранских шахов.



«Soirée brillante». Вечернее платье из розового сатина и серого тюля, расшитого металлической нитью. Коллекция от кутюр осень-зима 1955-1956. Наследие Дома Dior, Париж.

Платье «Soirée brillante» (в переводе с французского означает - блестящий вечер) создано Кристианом Диором. Заметьте, как вышивка изменяется в размере в зависимости от контуров тела, подчеркивает тонкую талию и обращает внимание на расширяющуюся юбку.





«Virgine». Вечернее платье из серого и светло-голубого шелка фай. Коллекция от кутюр осень-зима 1948-1949. Линия одежды «Zig-Zag». Наследие Дома Dior, Париж.



«Virgine». Вечернее платье из серого и светло-голубого шелка фай. Коллекция от кутюр осень-зима 1948-1949. Линия одежды «Zig-Zag». Наследие Дома Dior, Париж.



Платье «Koh-I-Noor». Коллекция от кутюр осень-зима 1996-1997. Платье из плиссированного тюля и кружева персикого цвета, вышитое стразами и золотым бисером. Наследие Дома Dior, Париж.

Представленные в этой части экспозиции бальные платья поражали обилием декора: воланы и рюши, плиссе и всевозможное кружево, исполненные в самых различных техниках и с применением разных материалов. В этом персиковом платье, созданном Джанфранко Ферре прозрачная тонкая материя украшена тяжелой вышивкой металлической нитью, жемчугом, стразами. И все это великолепие струится и мерцает. Не случайно оно называется «Кохинор», кохинор - это индийский бриллиант, весом более ста карат, собственность британской короны.







Платье с лифом из светло-розового шелка, и юбкой из серого тюля с вышивкой. Коллекция от кутюр весна-лето 2010. Наследие Дома Dior, Париж.
Платье с лифом из бордового шелка и черного тюля, и юбкой из черных кружев. Коллекция от кутюр весна-лето 2010. Наследие Дома Dior, Париж.

Эти два платья - из коллекции Джона Гальяно весна-лето 2010 года, которая произвела настоящую сенсацию. Подобные этим роскошные длинные платья, невесомые шляпки, высокие цилиндры, изысканные вуали, острые каблуки и стеки. Легендарный диоровский «New look» органично дополнился блеском золотого века Голливуда. Сам Гальяно рассказывал, что источником вдохновения для создания этой коллекции для него послужили творения дизайнера Чарльза Джеймса - в наряде этого модельера Мэрилин Монро в свое время спела «С днем рождения, мистер президент».
Во многих платьях используется прием соединения в одном костюме разнофактурных тканей. Помимо того, что ткани по-разному отражают свет, если полупрозрачные ткани, которые накладываются на шелк, контрастного цвета, это обогащает цветовую палитру, цвет можно сделать ярче, а можно и приглушить. Почти живописный прием. Например, здесь на бордово-коричневый материал лифа, наложен черный тюль.



В платье с розовым лифом юбка напоминает морскую пену, мягко мерцают блестки под перламутр, гармонично, тонко подобраны мягкие тона ткани.



Чарльз Джеймс. Без названия. 1955. Метрополитен музей, Нью-Йорк. (н.э.)



Любимая деталь Кристиана Диора - банты. Он не просто украшал ими платья, банты всегда были полноправной частью кроя. Ими он обозначал самую важную часть костюма, на которую хотел обратить особое внимание. Диор называл их бантами Фонтанж, по имени фаворитки короля Людовика XIV. Бант Фонтанж стал одним из символов дома Диор.



Платье из черного тюля, расшитое конским волосом с поясом «Бар» и вышивкой. Коллекция от кутюр осень-зима 2008-2009. Наследие Дома Dior, Париж.



Некоторые элементы платьев Кристиана Диора становятся как бы устойчивыми выражениями, например, баска наряда «Бар» из первой коллекции Диора использована Джоном Гальяно в этом, словно застывшем в вальсе, черном платье. Наряд из коллекции «Diorissimo» - абсолютный Диор!





Коллекция от кутюр «Diorissimo» осень-зима 2008-2009. (н.э.)



Коллекция от кутюр «Diorissimo» осень-зима 2008-2009. (н.э.)



«Mitzah». Бальное платье-бюстье из серебряной и розовой парчи, пышная юбка с воланами из лилового тюля, нижние юбки из сиреневой органзы, на спине каскад роз Dior. Коллекция от кутюр весна-лето 1997. Наследие Дома Dior, Париж.

Бледно-розовое бальное платье с роскошным водопадом ткани Джон Гальяно создал для коллекции, посвященной 50-летию Дома Диор, она называлась «Африканки», в ней он соединил мотивы исторического костюма эпохи модерн и шик 1930-х годов с этническими элементами. Широкое жемчужное колье-чокер навеяно гигантскими ожерельями-воротниками из бусин, которые носят женщины племени масаев. Платье называется «Митца» в честь Митцы Брикар. Она была музой и моделью Диора, подругой и соратницей, Диор говорил о ней: «Митца принадлежит к редкой в наше время породе людей, для которых элегантность является смыслом жизни». Он признавался, что ее вкус очень влияет на его понимание моды.





«Kusudi». Платье из коллекции от кутюр весна-лето 1997. Наследие Дома Dior, Париж.



Платье из коллекции от кутюр весна-лето 1997. (н.э.)

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
http://casual-info.ru/moda/wardrobe/detail.php?ID=2527 Евгения Ласкина. Стиль «Нью лук». Прекрасная эпоха от Dior. 2009
Анна Щукина. Кристиан Диор Relooking.mht 2009
http://en.flip-zone.com/fashion/couture-1/fashion-houses/dior,669
http://l-a-n-d-a.livejournal.com/8038.html

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Андреева Е.Ю. Постмодернизм. Искусство второй половины XX - начала XXI века. Спб., 2007
Васильев А.А. История моды. Выпуск № 14. Кристиан Диор. М., 2008
Воронова Б.Г. Японская гравюра XVIII - первой половины XIX века. Т. 1. М., 2008
Дзуффи Стефано, Кастриа Франческа. Живопись барокко. Милан. 1999
Дзуффи Стефано, Кастриа Франческа. Современная живопись. Милан. 2000
Диор: под знаком искусства. Каталог выставки в ГМИИ. М., 2011
Зелинг Шарлотта. Мода. Век Модельеров. 1900-1999. Кёльн. 2000
Костеневич А.Г., Семенова Н.Ю. Матисс в России. М., 1993
Николаева Н.С. Япония-Европа. Диалог в искусстве. М., 1996
Покна Мари-Франс. Кристиан Диор. М., 1998
Сарабьянов Д.В. Модерн. История стиля. М., 2001
Шинкарук М. Мода и модельеры. М.,2010
Фукай Акико, Суо Таммами. История моды с XVIII по XX век. Коллекция Института костюма Киото. В 2-х томах. М., 2008
Vogue promotion. Май 2011

фото, музеи, живопись, ДПИ, выставки, under my skin, графика, история костюма, история моды

Previous post Next post
Up