ДИОР: ПОД ЗНАКОМ ИСКУССТВА (часть III)

Aug 01, 2011 16:47



БОЛЬШЕ ЧЕМ ВЫСТАВКА (XVIII век, Золото)




XVIII ВЕК



Эта часть выставки посвящена XVIII веку, который нашел отражение в творчестве и жизни Кристиана Диора. Дом моды, расположенный на улице Монтень, кутюрье поручил оформить своему другу детства Виктору Гранпьеру в стиле Людовика XVI. Здесь были представлены предметы интерьера этого стиля, подобные украшали модный дом Диора.







«Musique de fete». Вечернее платье из коллекции весна-лето 1955. Наследие Дома Dior, Париж.
Кресло со спинкой в форме медальона в стиле Людовика Деланоа. Резное золоченое дерево, расшитый шелк. Национальный музей Версальского дворца и Трианона, Версаль.

Стиль Людовика XVI - яркий пример неоклассицизма в интерьере. На его формирование значительное влияние оказали раскопки античных городов, которые вернули классические античные традиции во французские дворцы. Интерьеры при Людовике XVI и Марии-Антуанетте стали более сдержанными, формы - более прямолинейными, однако в них сохранились и черты рококо. Как результат, в предметах интерьера прямые строгие линии шкафов и кабинетов, ножек стульев смягчаются округлыми изголовьями. Медальон - наиболее популярная форма, которая использовалась в оформлении столов, зеркал, спинок стульев и кресел. И теперь медальон, украшенный бантом Фонтаж, является одним из символов дома Диор.
В сюжетах декора стиля Людовика XVI сплетаются две темы: античные классические элементы (лавровые венки, маскароны, персонажи античных мифов) и пасторальные, провинциальные мотивы, привнесенные в стиль Марией-Антуанеттой, которая увлекалась изображением «простой» сельской жизни в Малом Трианоне. Королева и придворные дамы, переодетые пастушками и молочницами, забавлялись игрой с курочками и овечками, в нарядах подобных созданному Кристианом Диором платью «Музыка праздника» из бледно-голубой органзы. Оно напоминает наряды французских крестьянок, состоявших из скромной юбки и кофты из хлопка или льна, поверх которой крест-накрест на груди повязывалась кружевная косынка-фишю.



Жан Оноре Фрагонар. Молочница. 1770. Холст, масло. 53 x 63 см. Музей Коньяк-Же, Париж.



Роджер Ван де Круз-Лакруа. Письменный стол для Марии Федоровны. 1780. Государственный музей-заповедник «Павловск», Санкт-Петербург.



Бернар Бюффе. Портрет Кристиана Диора. Салоны дома Моды на авеню Монтень.



Дом Моды Кристиан Диор на авеню Монтень.



Луиза-Элизабет Виже-Лебрен. Портрет Марии-Антуанетты Лотарингской-Габсбургской, эрцгерцогини Австрийской, королевы Франции. XVIII век. Холст, масло. 223 х 158 см. Национальный музей Версальского дворца и Трианона, Версаль.

Портрет Марии-Антуанетты иллюстрирует эпоху XVIII века. Виже-Лебрен была придворной художницей королевы и написала более тридцати её портретов и портретов придворных дам. Это парадный портрет, и Мария-Антуанетта в парадном королевском платье. Грациозный и легкий силуэт: узкие плечи, чрезвычайно тонкая талия, высоко приподнятая грудь. Тяжелым парче и бархату теперь предпочитают легкие лионские шелка. В женском костюме в это время распространяются юбки панье на каркасе, сделанном из ивовых прутьев, китового уса или металлической проволоки. На портрете так называемое «панье с локтями», сильно расширяющими юбку с боков. Такой костюм в сочетании с обильным гримом (румянились и белились даже мужчины и дети) и пудреным париком лишал возраста, позволял каждой женщине выглядеть изящной и грациозной, всегда готовой к любовным приключениям, как того требовал «галантный век». Настоящей законодательницей моды была модистка Марии-Антуанетты Роза Бертэн, которую называли «министром моды», так как именно она предлагала королеве новые модели платьев, шляп и отделок. Знатные дамы часами просиживали в приемной «министра моды», дожидаясь аудиенции, чтобы заказать платье у модистки самой королевы.



Платье «Palmyre». Коллекция от кутюр осень - зима 1952-1953. Линия одежды «Profilée». Длинное платье-бюстье из голубого сатина. Наследие Дома Dior, Париж.

В работах Кристиана Диора непременно находят отражение пышные туалеты времен королевы Марии Антуанетты, например, голубое платье «Пальмира», расшитое золотой нитью, жемчугом и стразами.





В дань уважения вкусов Диора, Джон Гальяно посвятил Марии-Антуанетте коллекцию 2005 года.



Пальто из белого сатина, расшитое бирюзовыми цветами и перьями. Коллекция от кутюр весна-лето 2005. Наследие Дома Dior, Париж.





Коллекция от кутюр весна-лето 2005. (н.э.)



Коллекция от кутюр весна-лето 2005. (н.э.)



Платье из коллекции от кутюр весна-лето 2005. Наследие Дома Dior, Париж.

В этом платье с характерным силуэтом панье очевидны элементы стиля шинуазри. Шинуазри - это ветвь стиля рококо, для которой характерно использование мотивов и стилистических приёмов средневекового китайского искусства. Это проявлялось в орнаменте тканей, в особенности, шёлка: сочные узоры, резко отличавшиеся от общих тенденций рококо, тяготевшего к пастельным тонам. Появился рукав «а-ля пагода»: ряды оборок, спускающиеся ниже локтя.



Платье украшено вышивкой с сюжетами из биографии Марии-Антуанетты, чья блестящая жизнь, как известно, закончилась весьма трагически (сюжет с гильотиной).



Сзади можно увидеть ключ, это намек на пристрастие восемнадцатого века к механическим куклам-автоматам и музыкальным шкатулкам.



Платье из шелка оттенка слоновой кости и расшитого шелка. Коллекция от кутюр весна-лето 2009. Наследие Дома Dior, Париж.



О коллекции Гальяно 2009, посвященной искусству барокко уже шла речь в теме «Сад». Здесь вышитый узор напоминает делфтский фарфор.





Коллекция от кутюр весна-лето 2009. (н.э.)



Делфтский фарфор. Подглазурная роспись. Конец XVII - начало XVIII века Голландия. ГМИИ им. А.С.Пушкина, Москва. (н.э.)

Делфтские декоративные вазы восточной формы с декором миллифьори или петрушка. Декоративный мотив с дивной экзотической птицей, помещенной среди усеянного мелкими цветами поля, навеян китайским искусством. Хитрость, которую применяли делфтские мастера при нанесении рисунка (изображение наносилось через трафарет), сделала возможным исполнение подобных ваз во многих мастерских Делфта. Вазы с орнаментом миллифьори стали поистине жемчужиной фаянсовой продукции Делфта XVII -XVIII веков.





Платье «Armide». Коллекция от кутюр осень-зима 1959-1960. Короткое вечернее платье из белого тюля с серебристыми блестками. Наследие Дома Dior, Париж.

ЗОЛОТО



Центральное место в экспозиции заняли модели из коллекции Джона Гальяно 2004 года, которая создавалась под впечатлением путешествия мастера в Египет.
Авторы выставки поместили ослепительные золотые туалеты в апсиду, стилизованную под египетскую гробницу, стены которой, как сплошным ковром, покрывали магические таинственные иероглифические надписи.



Саркофаг Ташет. Период правления Птолемеев. Крашеное дерево. 50 х 174 x 60 см. ГМИИ им. A.C. Пушкина, Москва.



В центре композиции находился саркофаг из коллекции нашего музея, на полу золотистые флаконы духов «Жадор», напоминающие египетские статуэтки ушебти. Чтобы умерший мог в гробнице наслаждаться отдыхом и покоем, туда помещали 365 таких ушебти, по числу дней в году. И если боги призывали умершего на работу, то вместо него шел ушебти.



Ушебти. XVIII династия, 1387-1350 гг. до н.э. Полихромный фаянс, 20 см. Каирский Национальный музей. (н.э.)



Золотой саркофаг из гробницы Тутанхамона. XVIII династия, 1333-1323 гг. до н.э. Каирский Национальный музей. (н.э.)

Согласно египетской мифологии кожа у богов была золотая. А также, в Египте существовал обряд освещения умершего потоком солнечного света, и золото, покрывающее погребальные маски и саркофаги, служило своего рода заменой солнечного света, его изображением. Таким образом, даже в сплошной темноте гробницы умерший остается постоянно освещенным.



Как символ солнечного света египетские платья-богини озаряли все вокруг своим сиянием. Золотые наряды с открытыми плечами, пышными архитектурными деталями и волнистыми шлейфами, золото оттеняется бирюзой и нефритом. Наряды в форме пирамид, выполненные из переливающихся пластин. Наряды из позолоченной кожи рептилий и меховые леопардовые накидки. В коллекциях самого Кристиана Диора часто присутствовали модели леопардовой расцветки, мастер их очень любил и называл этот рисунок не «леопардом», а «джунглями». Фирменный стиль Гальяно включает две составляющие: во-первых, он никогда не забывает традиций Кристиана Диора, во-вторых, смело сталкивает эстетику прошлых времен с модой нового тысячелетия. И, как всегда, Гальяно очень внимателен к деталям и аксессуарам: головные уборы и маски фараонов, ювелирные украшения в форме скарабеев - священного животного древнего Египта.



Коллекция от кутюр весна-лето 2004.Наследие Дома Dior, Париж.



Коллекция от кутюр весна-лето 2004.Наследие Дома Dior, Париж.



Коллекция от кутюр весна-лето 2004.Наследие Дома Dior, Париж.



Коллекция от кутюр весна-лето 2004.Наследие Дома Dior, Париж.



Коллекция от кутюр весна-лето 2004.(н.э.)



Коллекция от кутюр весна-лето 2004.(н.э.)



Коллекция от кутюр весна-лето 2004.(н.э.)



Коллекция от кутюр весна-лето 2004.(н.э.)



Коллекция от кутюр весна-лето 2004.(н.э.)



Ожерелье с подвеской в форме жука-скарабея. I тысячелетие до н.э. Фаянс бирюзового цвета. Длина 30 см, скарабей 12 x 5,5 см. ГМИИ им. A.C. Пушкина, Москва.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
http://casual-info.ru/moda/wardrobe/detail.php?ID=2527 Евгения Ласкина. Стиль «Нью лук». Прекрасная эпоха от Dior. 2009
Анна Щукина. Кристиан Диор Relooking.mht 2009
http://en.flip-zone.com/fashion/couture-1/fashion-houses/dior,669
http://l-a-n-d-a.livejournal.com/8038.html

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Андреева Е.Ю. Постмодернизм. Искусство второй половины XX - начала XXI века. Спб., 2007
Васильев А.А. История моды. Выпуск № 14. Кристиан Диор. М., 2008
Воронова Б.Г. Японская гравюра XVIII - первой половины XIX века. Т. 1. М., 2008
Дзуффи Стефано, Кастриа Франческа. Живопись барокко. Милан. 1999
Дзуффи Стефано, Кастриа Франческа. Современная живопись. Милан. 2000
Диор: под знаком искусства. Каталог выставки в ГМИИ. М., 2011
Зелинг Шарлотта. Мода. Век Модельеров. 1900-1999. Кёльн. 2000
Костеневич А.Г., Семенова Н.Ю. Матисс в России. М., 1993
Николаева Н.С. Япония-Европа. Диалог в искусстве. М., 1996
Покна Мари-Франс. Кристиан Диор. М., 1998
Сарабьянов Д.В. Модерн. История стиля. М., 2001
Шинкарук М. Мода и модельеры. М.,2010
Фукай Акико, Суо Таммами. История моды с XVIII по XX век. Коллекция Института костюма Киото. В 2-х томах. М., 2008
Vogue promotion. Май 2011

фото, музеи, мебель, живопись, ДПИ, выставки, under my skin, графика, история костюма, история моды

Previous post Next post
Up