Про "Апельсин" и не только

Dec 19, 2014 20:24

Было действительно интересно беседовать
https://www.facebook.com/selfmamaforum/photos/a.494678697320056.1073741829.484774174977175/681608948627029/?type=1

- ЧТО ВАС СПОДВИГЛО СОЗДАТЬ СВОЮ ШКОЛУ?

- Я ничего специально для этого не делал. Очень хорошо помню свое детство, люблю образование, хорошо помню, как это устроено. Мне всегда было интересно исследовать образовательный процесс - как для больших, так и для маленьких людей. Я всю жизнь к этому шел, консультировал разные проекты по всему миру, помогал кому-то делать школы, а потом возникла возможность воплотить на практике квинтэссенцию того, чему я учил.

- КАКИЕ ИЗ ДЕТСКИХ ВОСПОМИНАНИЙ ВАМИ ДВИГАЛИ ПРИ СОЗДАНИИ ШКОЛЫ - ПОЗИТИВНЫЕ ИЛИ НЕГАТИВНЫЕ?

- Всеми нами в той или иной мере движут негативные воспоминания. Мы пытаемся сделать что-то новое, но примера в своем прошлом не находим, поэтому идем от негатива. Детство - самый бесправный период человека, период сумасшедшей зависимости, когда тебя кто угодно за бесплатно готов воспитывать каждую секунду, на том лишь основании, что ты меньше размером. При этом сейчас в моде сумасшедшая романтизация детства, будто всё общество глубоко больно и здоровье кроется только в детстве. Хотя это просто период, как и все периоды жизни - потенциальный, яркий, проходящий.
В «Апельсине» мы пытаемся взаимодействовать с детьми сознательно. Кстати, я всегда избегаю слова «воспитывать» - не говорят же «воспитывать», например, о взрослых и стариках! Мы относимся к детям как к людям другого размера.

- ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ПОДХОД ВАШЕЙ ШКОЛЫ ОТ СРЕДНЕСТАТИСТИЧЕСКОЙ?

-Чтобы говорить о том, чем отличается наш подход, было бы лучше выслушать одновременно меня и представителя другого подхода, чтобы вы могли сравнить самостоятельно. А рассказывая сам о себе, получается, я буду либо хвастаться, либо впаду в самоуничижение.

Я последовательный противник сравнения (недавно как раз написал статью «Сравнение - мать насилия»): сравнение ведет к оценке, а оттуда до насилия - один шаг. Так что если возможно, я бы не сравнивал. Вместо этого я могу рассказать, как мы действуем в «Апельсине»:

1. Мы исповедуем принцип субъектности. Все вокруг субъекты. Невозможны отношения прямого влияния, только отношения взаимодействия. Я не знаю, что вы думаете и чувствуете, что вам интересно, но мы можем договариваться и вместе двигаться. И это совсем не равно «индивидуальному подходу», который подразумевает некое особое знание взрослого, какой нужен подход к каждому ребенку.

2. Мы верим в то, что очень важной сегодняшней категорией, - если не самой важной, - является выбор. В числе первых навыков нужно научить человека делать выбор. Чтобы он вовремя задавался вопросами - как я понимаю себя, как я понимаю других, какой путь к знаниям я выбираю?

3. Считаем, что еще один важный навык - умение взаимодействовать. С самим собой, с людьми, с миром. Понимать механизмы взаимодействия, учиться им, применять, находить новые.

4. Мы считаем, что самым важным мотором учения является личный интерес. Это банально, но личный интерес это трамплин, мотор для всего. Мотивация, сущностные направляющие - все это базируется на моем, лично моем интересе.

5. Верим, что мир устроен так, что главным или одним из главных методов учения должно быть исследование того, что есть здесь и сейчас. Причем исследовать не формально, а для себя: взаимодействуя с явлениями и рассматривая их через призму собственного восприятия.

- ПРИНЦИП СУБЪЕКТНОСТИ ЗВУЧИТ ОСОБЕННО НОВО ДЛЯ ПЕДАГОГИКИ. ПОЯСНИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, КАК ВЫ ПРИМЕНЯЕТЕ ЕГО НА ПРАКТИКЕ?

- Любой человек на самом деле понимает, что ему интересно, что ему хочется, что есть он. Мы можем сказать в школе «Сиди молча, маленькое дерьмо, я хочу чтобы ты молчал и не двигался», а можем сказать «Давай посмотрим, как лучше сидеть, чтобы тебе было проще учиться».

- А КАК ПЕРЕХОДИТЬ НА СУБЪЕКТНЫЙ ПОДХОД ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ, КОТОРЫЕ, КАК ПРАВИЛО, УЖЕ «ОТРАВЛЕНЫ» ПРИВЫЧНЫМИ ПОДХОДАМИ?

- Преподаватель, ребенок - какая разница? Мы все в той или иной мере отравлены идеей «воспитания»: ребенок тоже уже, как правило, был в детском саду, его «шлифовали» родственники и т.п. Отличие между взрослым и ребенком только в размере. Путь поиска себя одинаков для человека в любом возрасте: кто я, что я, чего я хочу, какие инструменты мне кажутся необходимыми. Учителей, с которыми мы работаем в «Апельсине», мы выбираем по способности рефлексировать, сомневаться, изучать себя, исследовать себя. Мы же, учителя, - как дети, которые никак не могут в себе разобраться. Впрочем, как только разберемся - нас надо гнать сразу, потому что нам остается только вещать с пьедестала.

- В ЧЕМ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ?

- Дети клёвые на редкость в последнее время. Эти дети умеют то, чего мы не умеем и никогда не научимся. Эти дети способны делать уроки, лёжа на полу, взбивая одной ногой сливки и слушая тяжелый рок: они многоканальные.
То, что раньше называлось СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) - в определенном смысле теперь становится нормой. Когда моя старшенькая дочка читает, ей нужно одновременно с этим слушать ритм в ушах и, например, копать картошку в огороде. Эта многоканальность - удивительная история; если кто скажет об этом «я понимаю», - не верьте им; никто не понимает, это совершенно новое явление, и нынешние дети нас этому учат.

Когда мы выходим на улицу, - видим, что у большей части молодых людей в ушах наушники. У них всё совсем иначе: жизнь накладывается на ритм, это же удивительная история, жизнь - как балет!

А еще у них в определенном смысле меняется структура памяти, и об этом есть очень интересные исследования. Взрослые ужасно нервничают, что дети не такие как были они: многого не помнят, стихи наизусть не знают, таблицу умножения не учат... Конечно, не учат: есть же телефон, на котором можно моментально посчитать. Объем памяти не уменьшается; современные дети просто иначе мыслят: они помнят, где искать. У них есть чему поучиться, - мне, во всяком случае.

Или взять вот эту российскую обсессию интеллигенции «они не читают!». Сам я - не буду кокетничать - книги читал и читаю, - но мы же с вами понимаем, что счастье и успех в жизни не завязаны на чтении. Кроме того, сегодняшние дети читают не меньше; они читают иначе и другое. Чтение ленты в фейсбуке или в контакте может кому-то казаться вульгарным; но дети читают и, думаю, объем чтения получается больше, чем у нас в их возрасте. Они же целыми днями торчат там!

Получается, с одной стороны, - в современных детях много нового; но с другой - базисные вещи сохраняются, морально-этические принципы и т.п. Условно говоря, те же десять заповедей - в той или иной мере дети с ними взаимодействуют.

- ЛЮБОПЫТНО, ЧТО ВЫ ДАЖЕ К ЗАПОВЕДЯМ ПРИМЕНЯЕТЕ СЛОВО «ВЗАИМОДЕЙСТВУЮТ».

- А как иначе? Если я скажу «Выучите заповеди», - ничего не будет; скажу «примите заповеди», - ничего не будет. А вот если мы сядем и попробуем поразмыслить, «потереть» (люблю это слово - мы будто трём материал обсуждения) об этих заповедях? Если вдуматься в заповедь «Не укради», непонятно: если я взял лишний кусок на кухне - я украл или нет? Не сотвори себе кумира - это о людях или о произведениях искусства? Такие обсуждения - вот то, что может повлиять. От человека, который думает, что у него есть ответ, хочется просто тихонечко уйти: ну откуда у него ответ?!

- МОЕЙ ДОЧЕРИ ТРИ ГОДА, И Я, КАК МНОГИЕ ДРУГИЕ МАМЫ СВЕРСТНИКОВ, УЖЕ БЕСПОКОЮСЬ О ВЫБОРЕ ОБРАЗОВАНИЯ. ЕСТЬ ЛИ КАКИЕ-ТО АЛГОРИТМЫ, КОТОРЫЕ ПОМОГАЮТ РОДИТЕЛЯМ ВЫБРАТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ДЛЯ РЕБЕНКА?

- Мне часто задают подобные вопросы. Гуманистический подход, который я имею честь практиковать, дает частичный ответ на это: сила - на стороне сильных, то есть, у взрослых. При всех реверансах в сторону детей, окончательное решение за родителями. Поэтому выбирая школу, родителям было бы разумно начертить «красные линии»: сформулировать то, что для них недопустимо.

Я, к примеру, не готов, чтобы мой ребенок приветствовал других людей вставанием: мне противно, я считаю это несправедливым. Сказал я так - и обрезал этим 90% школ. На что еще я не готов? Я не готов, чтобы кто-то повышал на него голос. Еще я хотел бы, чтобы опора на интерес ребенка была как можно раньше, желательно подольше - желательно всегда; и чтобы в 6-7 лет этот интерес не «обрезали». Вот ведь почему в 1 классе есть математика и нет физики? В «Апельсине» есть физика, потому что намного логичнее говорить с человеком семи лет о том, почему предмет летит вниз, чем говорить о том, что такое «х+2».

После всех «красных линий» остается 2-3 школы, которые условно могут подойти. А дальше остается выбор родителей, который, увы, бывает неожиданным. Месяц назад я написал пост на эту тему, - все говорят, что образование ребенка им важно, очень важно, - а выбор совершают, который говорит об обратном. Врать нехорошо.

Предположим, начертив свои «красные линии» вы поняли, что в мире есть 10 школ, которые устраивают вашего ребенка. Переезжайте! В Израиль, в Нью-Йорк, в Санкт-Петербург...
Не готовы? - Открывайте. Открыть школу сейчас почти ничего не стоит. Закон об образовании, хоть и сильно подвержен критике, - очень широкий. Прямо завтра можно открыть школу, завтра можно уйти на домашнее обучение, завтра можно организовать команду детей, родителей, учителей, чтобы учиться вместе.
Школу нужно выбирать как вы выбираете сексуального партнера, еду, место для отпуска: последовательно и по-честному в отношении самого себя.

И ВСЁ ЖЕ: ЕСЛИ ДЕТИ В ШКОЛЕ ПРИВЫКАЮТ К СВОБОДЕ И ОПОРЕ НА СВОЙ ИНТЕРЕС - УСВОЯТ ЛИ ОНИ СЛОВО "НАДО", - СОБСТВЕННО КОНЦЕПЦИЮ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, КОТОРЫЕ МЫ, КАК ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ, ВЫПОЛНЯЕМ НЕЗАВИСИМО ОТ ИЗМЕНЧИВЫХ ЖЕЛАНИЙ?

-Вопрос в том, что такое "обязательства" и кому именно и что "надо"... Не правда ли, ответы не очевидны?
Кроме этого, понятие "надо" не противоречит понятию "интересно", более того - часто равно ему. Да, это правда: наши дети не станут бездумно выполнять чужую волю. Они умеют слушать и слышать, а значит - умеют понимать и принимать обязательства в том числе, но не автоматически - а анализируя их. Вследствие обладания этими навыками, их способность чувствовать мир, взаимодействовать с ним, договариваться, не разрушая, - очень высока. И поэтому они, естественно, принимают и категорию "надо" - ведь это одна из многих (!) категорий взаимодействия.

"Мы в "Апельсине" верим, что важнейшая часть счастья - это умение и право быть собой, возможность выбирать, понимать, что для человека является важным и необходимым. И это не теория, а самая что ни на есть практика. Как это делается? Приходите - увидите.
И счастья вам!

Беседовала Женя Которова, проект SelfMama

Школа "Апельсин", родители, школа, дети, неформальное образование, гуманистический подход, образование

Previous post Next post
Up