Готовим новое издание "практической педагогики"

Nov 16, 2011 10:11

Пять лет прошло с момента выхода «Азбуки НО». Изменилось ли что-либо принципиально в системе образования? Скорее, увы, нет, чем да. По-прежнему каждое утро дети и учителя отправляются в свое безумное путешествие в страну знаний, силясь ответить себе на вопрос «что я здесь делаю» или, что намного печальнее, не задаваясь этим вопросом вовсе.  Одно бесспорно: разрыв между системой и субъектом все растет и растет. Все менее понятно современному школьнику, зачем каждый день тратить такое невозможное количество часов на посещение школы - вместо того, чтобы получать новые знания и впечатления в музее, на выставке, с интересными людьми, в интернете, в компании друзей, наконец… Все короче период адаптации юного школьника: если еще недавно первая пара лет проходила относительно бесконфликтно,  теперь уже через несколько месяцев  родители бьют тревогу. Не далее, как несколько дней назад она мама сформулировала проблему так: «школа научила его ненавидеть все то, что до этого он так любил…»
Нет, нет, это не преувеличение, речь идет о мощнейшем системном изменении, о явлении. Конечно, существуют так называемые «хорошие школы», а тем более - хорошие учителя. Но если еще лет десять-пятнадцать назад  хороший учитель  мог являться хоть каким-то оправданием  десятилетних мук (воспринимаясь, впрочем, как исключение),  то теперь этого недостаточно. Мир стремительно изменился. Для встречи с таким учителем теперь вовсе не обязательно посещать школу - его можно встретить где угодно, даже в социальной сети. И уж конечно, школа не является ультимативным местом для такой встречи. В этом мнении современные школьники практически едины.
Все эти годы мы продолжали работать со всеми без исключения субъектами системы образования: с учителями, учениками, родителями и даже чиновниками. Разрыв очевиден. Как это у Гоголя: «ни мужик не понял барина, ни барин мужика…» Почти на всех наших семинарах мы в той или иной форме предлагаем участникам разного возраста ответить на один и тот же вопрос: зачем ходить в школу. «Провокация», - скажет часть наших коллег. «Не торопитесь»,- ответим мы. Просто попробуйте сами честно ответить на этот вопрос. Не слишком получается, не правда ли? Вот и у них не получается.
Впрочем, об одном изменении, пожалуй, говорить можно: наряду с тем, что ученики продолжают восставать, учителя все больше сами говорят о невозможности продолжать по старому, причем они практически единогласны - в столицах и в глубинке, в России и других странах. Такая вот «революционная ситуация».  Попытки, которые делаются для изменения этой ситуации, практически обречены: давление на школьника со всех сторон усиливается. Родители всеми силами стараются его мотивировать, причем за неимением понятных аргументов, действуют по старинке - путем войны, подкупа, уговоров. Школа все сильнее «закручивает гайки». Как сказала нам директор одной из школ: «Все понимаю, но что делать - справляться как-то надо…» Сам же школьник, ощущая в глубине души всю тщету происходящего, пытается найти хоть какой-то смысл. «Потерплю - ведь эти муки - билет в будущую свободу».  И терпят - каждый в силу своего характера, темперамента, инструментария. Вот только терпеть все тяжелее.
Есть ли выход? Да, безусловно. Он в том, чтобы не конфликтовать с современным миром, а брать его в союзники. Только построение образовательного процесса вместе с его участником - главным действующим лицом - может в наше время сделать этот процесс успешным. Опора на интерес, выбор как важнейший инструмент, личностный подход, исследование - это и есть современная практическая педагогика.  Конечно, это непросто - организовать такой процесс, который является для участника настоящим творчеством. Непросто, но возможно! В этом ведь и состоит наша профессия, разве нет?  
Как это сделать? Читайте - книга именно об этом

Зицер, школа, Педагогика, Азбука НО

Previous post Next post
Up