Какие элементы будут наполнять гардероб Наставника? 2

Apr 21, 2016 12:00

Продолжаю тему, начатую в посте.

[Краткий конспект первой части]
Архетип Наставника отлично цепляется к другим архетипам.
Место в социальное иерархии - средний класс; нижняя граница - представители рабоче-крестьянских слоев (Славные Малые); верхняя граница не дотягивает до старших архетипов Правитель, Маг, Мудрец, им нечему учиться у Наставника, Наставник мало что может предложить им; вектор на повышение социального статуса от Славных Малых к старшим архетипам, в первую очередь к Правителю.

Авторитет и власть - высокие личные моральные качества предполагаются, но не значит, что имеются в наличии у представителей архетипа Наставника.

Тяготение к фигуре Родителя (Берн).




Также напомню: у меня очень сильно фонит личный опыт обучения (художественная школа, училище Культуры и архитектурный факультет в Университете), мне попадались учителя и преподаватели, бывшие преимущественно Творцами.

Если попробовать связать архетип Наставника со сферой моды, то вот что можно увидеть.

Первый случай - сфера интересов Наставника пересекается с модной индустрией.
В конечном счете, когда Кто-то в процессе своего развития достигает определенного уровня профессиональной зрелости, сформировывается тот самый уникальный стиль, личностная точка зрения, которая будет одновременно и уникальной, и актуальной. Сплав из переосмысленного опыта прошлого, новейших тенденций (не только модных, но и актуальных для общества) и личного взгляда. Затем появляются последователи/подражатели/ученики. И оказывается, что в процессе формирования своего персонального стиля, еще пока Кто-то стал настолько ярок, что основал какое-то новое стилевое направления в сфере моды. В качестве примера приведу Коко Шанель, ставшую трендсеттером в сфере моды (не ее биографию, а конкретно этот акт).
Этот случай описывает очень небольшое количество представителей человечества, он нетипичен и точно не про представителей архетипа Наставника, это - Творец. Из понятно, что из подобной ситуации сложно вычленить хоть что-то, что можно будет использовать для осмысления внешнего вида представителей архетипа Наставника.

Второй случай - сфера интересов Наставника не пересекается с модной индустрией, но род деятельности предполагает соответствие визуального образа Наставника каким-то негласным правилам или следование установленному дресс-коду.
Сама ситуация возможна для любого из архетипов. В ней представитель архетипа вынужденно имитирует нужный образ. Или не имитирует, а относится расслабленно и не видит трудностей в следовании правилам или даже полностью их разделяет. Как больше нравится.
Данный случай - очень полезен при попытке вычленить какие-то характерные черты, присущие архетипу Наставника. Здесь клад!

Но можно поизучать его и как пример давления социума, требований, которые социум выдвигает к представителям архетипа Наставника. Не только к моральному облику (опять петля в мыслях), но и к внешнему виду.
Конечно, регламентировать всех Наставников невозможно. Но вот тех, у кого наставничество, опека, милосердие и прочее заявлены как профессиональный навык, а если это еще и государственные служащие, да работающие с детьми. Ох!
Несомненно, многие из подобных требований правильны, и их нарушение преступно. Врачи-живодеры, относящиеся к пациентам как к кускам мяса; учителя(ницы), соблазняющие старшекласников(ниц); священники-педофилы... - согласно профессии должны попадать в архетип Наставника, а по факту, по делам их... Наверное, эти истории больше про внутреннее наполнение и несогласованность внутреннего и внешнего.
Но некоторые претензии, большей частью относящиеся к внешнему виду, хм, весьма спорны и специфичны. Воспитательница в детском саду с красивой фигурой и на каблуках; как можно! Врач с волосами, выкрашенными в зеленый цвет и тоннелями в ушах; фу, шарлатан! Батюшка на байке и в косухе поверх рясы; предать анафеме!

Наверное, второму случаю стоит посвятить отдельный пост, уж очень он характерен для архетипа Наставника.

Третий случай - сфера интересов Наставника не пересекается с модной индустрией, а также нет ощутимого давления неписанных требований к внешнему виду со стороны обобщенного человеческого общества. Вот к этому варианту развития событий тоже стоит присмотреться внимательнее. Порассматриваем?

Сейчас вполне можно представить ситуацию, в которой парень лет двадцати ведет компьютерные курсы повышения квалификации для солидных бухгалтеров. Или внук объясняет бабушкам и дедушкам как пользоваться скайпом и электронной почтой.

Но архетипы сильно старше, если не древнее, коротенького периода Новейшей истории и истории Всемирной Паутины. Поэтому в числе первых, приходящих на ум мыслей, в связи с архетипом Наставника - его возраст. Наставник мыслится (именно мыслится, а не является в действительности) более зрелым, более опытным, чем его ученики. И зрелость, и опыт приходят со временем. С ним же уходит молодость. Компетенция Наставника уже сложилась в прошлом. Получается, что на линейном отрезке времени Наставник находится во времени чуть-чуть за настоящим и, передавая свои знания, он продлевает себя в будущее. Но он явно внешне моложе Мудреца и поверхностнее Мага, более старших архетипов, чем Наставник.

В чем это может быть выражено, если переводить вектор в прошлое у Наставника на язык вещей?

С возрастом приходит не только опыт и знания, но и понимание границ той сферы деятельности, в которой интересно развиваться, оформляется ниша интересов. И в рамках своих интересов, своей ниши Наставник знает все от момента зарождения деятельности (история вопроса) до передовых технологий (теория и практика) с захватом применения опыта (практика, работа руками). Это идеальный вариант больше про Творца или Мудреца, но мы о шаблонах :)

Все, что лежит вне сферы интересов Наставника, может быть проигнорировано. Текущие модные тенденции в том числе. Значит, среди Наставников, чья сфера интересов лежит вне моды, не стоит искать трендсеттеров, тех людей, которые четко знают, какие тенденции актуальны, а какие - нет, что станет модным в следующем сезоне, а что попадет в категорию «снимите это немедленно», оно устарело. В реальности возможно бесконечное количество вариантов, так что еще раз напоминаю, разговор про стереотипные восприятия.

Теперь про сформированные предпочтения в одежде у архетипа Наставника.

В процессе получения знаний, становления личности, движения по жизни Наставник в какой-то момент может оставить следование модным веяниям, а продолжит развиваться только в выбранной им сфере деятельности. Тогда визуальный образ Наставника замрет, закостенеет на той точке в истории моды, в которой и произошла остановка. Все многообразие одежды может свестись к повторению одного и того же образа, но составленного из привычных, одинаковых по крою вещей. Далее последует воспроизводство однажды усвоенной формулы. Отслужившие или надоевшие вещи гардероба будут заменяться своими братьями-близнецами. Конечно, такая история может случиться с любым человеком, а не только с представителем архетипа Наставника.

Проиллюстрирую мысль на примерах двух людей - Королевы Елизаветы II и Стива Джобса.



Королева Елизавета II; слева направо
поминальная служба в соборе Святого Павла в память погибших в Афганистане военных, военный парад в их честь; март 2015
посещение церкви Святой Марии Магдалины в Норфолке на Рождество; декабрь 2011
посещение лондонского метро в честь его 150-летия, экскурсия в отреставрированный вагон 1892 года; март 2013
посещение Лестера в рамках празднования бриллиантового юбилея; март 2012
все фото из ЖЖ-сообщества stars365

[Королева Елизавета II]
Формула образов королевы:
- пальто или жакет с юбкой длиной от ниже колена до середины икры, чистого моноцвета, часто яркого или светлого из непринтованной ткани +
- шляпка +
- нитка или несколько нитей жемчуга, одетых под верхнюю одежду, +
- достаточно крупная брошь, прикрепленная с левой стороны примерно в районе подключичной впадины
- однотонный перчатки выше запястья +
- туфли с округлым носом на невысоком квадратном каблуке +
- небольшая сумочка строгой геометрической формы, чаще всего прямоугольник и трапеция +

Причем, перчатки, сумочка и туфли будут одного цвета, чаще темными или светлыми, а цвет шляпки поддержит цвет костюма.



Королева Елизавета II, слева направо
Королева Елизавета II покидает Довиль; 31 мая 1967
посвещение в рыцари; 7 июля 1967
Королева Елизавета II в Риме; 15 октября 1980
Королева Елизавета II с мужем; 20 мая 1959

все фото с сайта corbisimages.com

В ранних фотографиях королевы можно увидеть, что подобная формула сформировалась не сразу и соседствовала с другими решениями. Но постепенно вариации именно этого сочетания стали преобладающими.

Да, подобное постоянство можно выдать за сформированный личный стиль. Можно отговориться строгими регламентами и протоколами. Можно сказать, что образ, созданный профессиональными имиджмейкерами, - внешний, разработанный специально для демонстрации народу, а на самом деле королева совсем другая. И я даже верю в правдивость подобных вариантов.

Но если из формулы образов королевы Елизаветы II вычесть саму королеву, посмотреть и проанализировать сформированные ансамбли одежды... Мне видно, что и четко читаемый силуэт, и яркий чистый цвет, и шляпки с перчатками, и геометрическая форма сумочки, и невысокий каблук (да, я помню про возраст), и сочетание броши и ниток жемчуга, все вместе - родом из конца 1950 - начала 1960 годов. В 1950 году королеве исполнилось 24 года. Конечно, это не прямое копирование одежды того периода, видно соответствие современным линиям. Конечно, это не бездумное переложение линий, силуэтов и стилистических приемов прошлого без коррекции относительно внешних данных самой королевы. Но ведь видно ту историческую точку, в которой из множества возможных образов выкристаллизовалась формула ее ансамблей одежды?

Я не буду утверждать, что приверженность устоявшемуся сочетанию одежды и аксессуаров, - стагнация. Вы только посмотрите на разнообразие шляпок. Не скажу, что ансамбль старомодный. Скорее ставший классикой, причем вне возрастной. Но сохраняемый вектор в прошлое виден четко.




Стив Джобс; картинка настолько растиражирована, что источник не указываю

[Стив Джобс] Черная водолазка с длинными рукавами St. Croix, синие джинсы Levi’s 501 и кроссовки New Balance 991 - фирменный стиль Стива Джобса на протяжении многих лет. Биограф Уолтер Айзексон так прокомментировал гардероб Джобса: ...Стив подошел к идее создания униформы для самого себя из-за ее каждодневного удобства и способности передавать стиль. ИссеЙ Мияке сделал водолазку по понравившемуся Джобсу образцу - сотня их штук сложены в шкафу Стива: «Мне их хватит до конца жизни». Источник

У Стива Джобса формула еще проще, всего три вещи, да еще и заменяемые точной копией самих себя. Консерватизм очевиден :), хотя изначально его не было, был мужской костюм и образ парня с большими перспективами.


Я понимаю, что оба этих примера, - не самые удачные. Конечно, можно было бы притянуть короля как Опекуна народа и руководителя культовой корпорации как Заботящегося о сотрудниках и Наставника поклонников марки, но очень неестественно прозвучало бы. Королева Елизавета II воплощает архетип Правителя. Стив Джобс подошел к вопросу гардероба как инженер, увидел проблему, нашел решение, последовательно воплотил. Тем самым вывел себя из гонки в модной индустрии, сосредоточив внимание не на одежде, а на гаджетах.

И в обоих примерах видно сознательность такого решения. Что важно!

Потому как у Наставника в стагнации и постоянном воспроизведении однажды усвоенного визуального решения может быть и неосознанность этого действия, привычный автоматизм. Напомню, что интересы перенесены в профессиональную сферу; что консерватизм в одежде усиливает вектор в прошлое; что обучение процесс постоянный, а регресс может начаться с момента остановки развития навыков. А от автоматизма в одежде легко перейти к пренебрежению, безразличию к своему внешнему виду, и далее к тому образу, который станет считываться как бедный от безденежья. А Наставнику в эту область нельзя по причинам, описанным в прошлом посте. Да, мысль опять сделала петлю.

А если представитель архетипа Наставника сознательно будет демонстрировать род своей деятельности, сферу профессиональных интересов? Как это будет выражаться в одежде, учитывая вектор в прошлое, вектор к повышению социального статуса и прочее?

1. Самый экстремальный подход - полностью винтажный облик. Вариант не универсальный. Увы, ткань, особенно натуральная, не очень хорошо храниться. Хотя замечательно хранятся металлические предметы :)
2. И тут мы подходим к еще одной грани визуального образа Наставника - антикварность. В элементах гардероба, не связанных с одеждой, грань выражается в устаревших и/или вышедших из общего употребления вещах: трости, пенсне вместо очков, курительные трубки вместо сигарет, запонки, подтяжки брюк, веера, шляпы и перчатки... и прочее с блошиных рынков.
Вещи, что одежда, что аксессуары, чей возраст старше своего владельца.
3. В след за винтажностью и антикварностью идет высококачественная реконструкция вещей ушедших эпох.
4. Еще один вариант - стилизация под ретро. Не слепое копирование, а отбор лучших образцов и переосмысливание наследия в тенденциях современности. Равно верно и для одежды и для аксессуаров.

А вот в какие исторические эпохи... ладно, не эпохи, даже не периоды, а длительные промежутки времени без отрыва от определенных социальных слоев нужно погрузиться, чтобы поискать вдохновения для создания визуального образа архетипа Наставника, попробую рассказать в следующих постах по этой теме, если доберусь. Хотя, догадаться не сложно :)

Какие элементы будут наполнять гардероб Наставника? 1, между Славным Малым и Правителем, буржуазия; Родительская фигура
Какие элементы будут наполнять гардероб Наставника? 2
Какие элементы будут наполнять гардероб Наставника? 3, период: Викторианская Англия, Джейн Эйр
Какие элементы будут наполнять гардероб Наставника? 4, период: Вторая промышленная революция; перед революцией в России 1917 года, мужчины
Какие элементы будут наполнять гардероб Наставника? 5, период: перед революцией в России 1917 года, женщины
Какие элементы будут наполнять гардероб Наставника? 6, период: от «Хрущевской оттепели» (от 1950-е) до Перестройки (до второй половины 1980-х)

Архетипы Личности, Опекун-Наставник

Previous post Next post
Up