Мотив Смерти. Вороны. Тень Мага + Изгой = Мастер и Крабат

Mar 31, 2016 02:00

Продолжаю исследование
- архетипов группы Изменения (Герой-Воин, Бунтарь-Изгой и Маг-Волшебник),
- визуального ряда Темных Магов,
- образа Ворона.

На очереди немецкий кинофильм 2008 года «Крабат. Ученик колдуна» («Krabat»), режиссёра Марко Кройцпайнтнера.
Фильм - экранизация книги Отфрида Пройслера «Крабат, или Легенды старой мельницы». Книга была написана в 1971 году и признана лучшим произведением автора.

Опираться буду на визуальный ряд фильма. О расхождениях между книгой и ее экранизацией можно прочитать в отзывах на сайте КиноПоиск. Или составить свой список несоответствий, посмотрев фильм и прочитав книгу.



Текст содержит спойлеры, если вы не смотрели фильм, то отложите чтение поста.

Время развития сюжета в книге занимает три года. Автор прямо не указывает, но можно предположить, что речь идет о историческом периоде между 1694 и 1709 годами.

Место действия: старая водяная мельница. Причем, в книге есть указание на ее месторасположение: Козельбрух, у Чёрной воды, у деревни Шварцкольм, на дороге к Ляйпе, у Хойерсвердского леса в Саксонии (территория современной Германии). Эти населенные пункты и ряд других, которые фигурируют в книге, не являются вымышленными. В Википедии, в публикации о книге, есть даже ссылка на карту (google) с точными координатами расположения мельницы.

К сожалению, из фильма почти полностью выхолощена национальная составляющая, присутствующая в книге, описание быта и нравов лужичан. Лужичане - этнос, ветвь сербов, западнославянский народ, остаток неассимилированного славянского населения восточной Германии.

Было бы неразумно сводить все только к трем вышеперечисленным архетипам, так как в книге есть отсылки и к другим архетипам.
Например, один из учеников мельника, Юро, весьма преуспевший в магии, но тщательно скрывающий свой уровень, в фильме выведен откровенным «дурачком», над которым потешаются все остальные ученики. Такая игра с перевертыванием почти всегда проявление архетипа Шута.
Стоит упомянуть и любовные линии, одна из которых заканчивается трагично, а вторая, постепенно раскручиваясь, выходит на первый план в сюжете, спасает не только главного героя, но и остальных подмастерьев.
Но для разбора архетипов Шута и Любовника есть более выпуклые примеры, а сейчас мне интересен именно тандем архетипов Мага и Изгоя.

Про Воина

В книге и фильме упомянута война (конец Тридцатилетней войны), для которой рекрутеры вербуют/загоняют новобранцев. Ученики мельницы дают отпор рекрутерам. Хотя оружие их в этом... слово «поединок» не подходит, «драка» как-то тоже неуместно, а «избиение» слишком уж тотально звучит... в виде обычной палки по внешнему виду не сильно тянет на «настоящее» оружие воина. Палка «улучшена» с помощью магии, в фильме выступает для бесконтактного боя.



оружие-палка

Магический поединок между Мастером с мельницы и Пумпхутом (странствующим волшебником) в фильме опущен.
И, наконец, ученики дают отпор Мастеру и выигрывают в финале.
Архетип Воина привычными визуальными решениями (шлемы, латы, мечи, униформа и прочее) не проявлен, хотя и присутствует.

Про Изгоя

Про мельницу окрестные жители говорят, что там «нечисто», и не мелют на ней свое зерно.
Ученики Мастера одеты может быть и нормально с точки зрения сословия крестьян, но уж сильно бедно, незаштопанно и незалатанно. Кроме прочего, желты зубами (конечно же кроме главных положительных героев), неопрятны и грязны. Да и за красотой одежды ли смотреть? Юношам приходится работать на очень тяжелой физической работе днем и учиться Черной магии ночью. Конечно, Черная Магия - не только про архетип Мага, но и про архетип Изгоя.
Упомяну и эпидемию чумы. Черная смерть, сокрушительная пандемия 1347-1351 годов, уже прокатилась волной по Европе. Но отдельные очаги болезни еще сохранялись, например 1607-1635 годах чума свирепствовала в Аугсбурге (территория современной Германии), достаточно далеко от Дрездена, но все же.



Крабат, стоящий спиной к зрителю, и остальные ученики Мастера



слева Юро, в книге «коренастый коротышка с круглым веснушчатым лицом», справа Тонда, в книге «статный парень с седой шевелюрой»

Про Мага

Попав на мельницу, герой, вокруг которого крутится сюжет фильма, Крабат, получает так нужный ему кров и еду в обмен за работу на мельника. Постепенно выясняется, что мельник обучает своих подмастерьев не только мельничному ремеслу, но и Черной магии.
В фильме отчетливо выстроены визуальные векторы к сатанизму. Черного цвета, пентаграммы (стала ассоциироваться с сатанизмом только с подачи Элифаса Леви в XIX веке) на полу и книги с черными страницами на аналое мне оказалось достаточно.
В книге приемы Черной магии обрисованы достаточно обобщенно, без деталировки. Но отдельные подробности точно соответствуют народным поверьям и мифам народов Европы. Широко распространенные сказочные мотивы, упомянутые в кинге: превращение в животных с целью жульнической продажи; угадывание заколдованного человека среди точных подобий; мороки (наваждение, колдовство, искажающее восприятие); защитный круг на земле; путешествие вне тела; поединок чародеев; мельница, на которой по ночам черти перемалывают кости мертвецов; наказание жадины колдовством; наведение порчи (смерти) колдуном по имени, оборотничество колдунов (их учеников) в ворон...





Конечно есть и закрытая комната с тайными знаками на стенах. Мотив непонятного языка, символов, доступных только посвященным, получил определенное распространение в архетипе Мага.



Одно из магических действий, которым Мастер обучил всех своих учеников, - умение обращаться в воронов. Не хотелось бы сильно спойлерить, но это умение играет значительную роль в судьбе всех подопечных хозяина мальницы.



одежда, одеваемая учениками перед занятиями Черной магией и путешествиями в образе ворона



скрины с кадров первого полета Крабата



еще одно помещение для занятий магией с местами-жердочками для воронов на столбах

Отдельно про внешний вид мастера: мужчина с искалеченным правым глазом, одетый в черное. Имя его не названо в книге.
В начале года Мастер представляет собой человека средних лет. После сбора урожая к зиме начинает сильно увядать, ветшать и дряхлеть. К концу года - покидает мельницу, а возвращается обратно снова полным сил мужчиной, а не немощным старцем.



И тут открывается неприглядная правда: один из учеников должен умереть в новогоднюю ночь. Какой именно из двенадцати заранее неизвестно. Но приходит время, жертва чувствует приближение конца и роет себе могилу на пустоши. К Пасхе, когда ученики Мастера приносят ему клятву на верность, нужно найти нового кандидата-подмастерья, чтобы цикл повторился.
Всем ученикам прекрасно виден весь расклад. Каждый знает, что рано или поздно придет и его черед умирать.
Тем более, что сбежать с мельницы невозможно. Никто не запрещает попробовать, но тропинки и дороги путаются и раз за разом выводят беглеца к знакомому зданию мельницы.

В повторяющемся цикле отдачи жизни молодого ученика ради продления существования Мастера видно столкновение архетипа Мага со смертью.
Но как только Маг, совершив сделку (Мастер), вынужден для продления своей жизни жертвовать жизнью другого человека (ученики мельника), очень желательно невинного, он сразу скатывается в архитипичную Тень; становится на темный путь; прекращает быть просто в Магом, становится Магом-Изгоем. Это общий момент для архетипа Мага, а не только для конкретного произведения и его экранизации.

Еще один показательный момент: шесть дней водяная мельница мелет зерно на одном из своих шести жерновов, но раз в месяц в полнолуние на мельницу приезжает некто, чтобы смолотить нечто, на седьмом, «мертвом», обычно не используемом жернове. Таинственного посетителя мельницы Мастер опасается. В книге не назван посетитель мельницы, но в фильме под этой персоной выведена Смерть, а смалывает он/она человеческие кости.
Можно предположить, что между Незнакомцем и Мастером есть определенный договор. О цели, которую они преследуют, устроив школу Черной магии, не говорится. Смерть ученика мельника - один из пунктов договора между Незнакомцем и Мастером.

История заканчивается предсказуемо хорошо, ученикам мельника удается освободиться. Искренняя взаимная Любовь девушки с неназванным именем к Крабату оказывается выше Черной Магии.
Конечно же, со смертью своего хозяина юноши утрачивают магические способности. Честно говоря, я сильно сомневаюсь, что они были у учеников самостоятельными. Скорее всего, учитель временно «делился» своей силой с учениками, держа их в заложниках и используя в качестве источника жизненной силы для себя самого, и использовал уроки Черной магии в качестве маскировочной ширмы.



Скрины с фильма сделаны мной.

Архетипы Личности, Бунтарь-Изгой, фильм, Маг-Волшебник

Previous post Next post
Up