Мотив Смерти и Ворон. Архетипы Мага, Изгоя и Воина
Mar 28, 2016 09:00
Ворон и архетипы Творца и Шута. [Читать] В мифах индейцев Северной Америки и палеоазиатов (чукчи, коряки и др.) ворон выступает как бог-демиург, наделенный шаманскими чертами. Деятельность ворона отнесена ко времени сотворения мира. Этим и объясняется сочетание серьезного и несерьезного, мудрого и глупого в мифах о вороне. Поэтому-то он может быть одновременно и культурным героем и плутом-трикстером. Истории, связанные с ним перекликаются в обеих культурах. Предполагают, что мифы о вороне были созданы в период, когда народы, населяющие Крайний Север России и Северную Америку, были едины, до того как палеоиндейцы заселили Америку (Теория сухопутного моста в том месте, где сейчас находится Беренгов пролив).
Но ворона, воплощающего архетипы Творца и Шута, сейчас не буду рассматривать, отмечу его роль как шамана у указанных этносов.
Мне хочется взглянуть на архаичный образ ворона в каком-то общеевропейском обобщении (индоевропейцы, русские, древнегреческие и скандинавские традиции) до исторического момента, когда на этот образ наложились представления о вороне, привнесенные вместе с христианскими текстами. Для того, чтобы реконструировать палеообраз, нужен совершенно другой формат, а не пост в ЖЖ, другая глубина проработки и уровень компетенции повыше, чем мой сегодняшний. Но пусть будет в таком виде, как пунктир и направление мыслей.
автора коллажа не знаю, подскажите?
Попробую скомпоновать представления об образе ворона, в котором есть проявления архетипов Мага, Воина и Изгоя.
Все три архетипа принадлежат к группе Изменения, чье желание звучит как «Оставить след в мире». Все три архетипа активны, деятельны, рискуют, и могут проиграть. В конечном итоге, не оглядываясь на всевозможные варианты активности архетипов, прервать их деятельность по преобразованию мира может только смерть. Она и выступает как один из самых сильных объединяющих элементов для всех трех архетипов.
Верещагин, Апофеоз войны, 1871, холст, масло, 127 × 197 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Смерть выступает как Тень архетипа Мага, не сумевшего распорядиться своей Силой и отрекшегося от своей земной, живой части. И последовавшим за отречением запуском цикла самоуничтожения Мага. Про это достаточно подробно написали эксперты в блоге у Хло. Смерть присутствует на поле боя, идет вместе с Воином, которому, нужно не только победить, но и неплохо бы остаться живым (Мастерство). Смерть как логичный этап разрушение неработающего, но так затянувшая в свою воронку, что после стадии демонтажа, этап возрождения нового не смог начать реализовываться потому, что Изгой погиб.
1. Кровь Кровь во многих культурах трактуется как жидкость, содержащая жизненную силу. Большие кровопотери становятся причиной смерти. В традициях русских заговоров на остановку кровотечения упоминается не какая-то птица, а именно ворон. В крике ворона некоторым слышится «Кровь-кровь», а не привычное «Кар-кар».
2. Падаль Часть рациона воронов составляет падаль. Поедание падали связывается не только со смертью, но и с пограничными состояниями. По гипотезе Леви-Стросса это происходит, потому что падаль воспринимается как уже не животная, но ещё и не растительная пища. Таким образом, питание ворона олицетворяет некий компромисс между хищными и травоядными. За пограничные состояния отвечает архетип Мага, а питание падалью, как неприемлимое действие, - архетип Изгоя.
3. Земля В поисках пищи ворон копается в земле. Поэтому связь его с землей достаточно очевидна. Как связана разрытая земля со смертью, наверное, уточнять не стоит.
4. Мрак, темнота Ворон связывается со слепотой (выклевывание глаз) и мраком (ночь, темнота). Часто в русском фольклоре образ ворона трактуется как птицы, несущей с собой ночную мглу или непогоду, ненастье. Сказка о Марье Моревне: «Погуляли немножко; опять встает туча с вихрем, с молнией. - Вернемся, сестрица, домой! Вернулись домой, не успели сесть - как ударил гром, раздвоился потолок, и влетел ворон; ударился ворон об пол и сделался добрым молодцем». Загадки о ночи, например: «Махнула птица крылом и покрыла весь свет одним пером». А мрак во многих культурах выступает как часть Смерти.
5. Черный цвет Темнота - это еще и черный цвет. Очернение ворона: в мифах встречается объяснения черного цвета ворона. Два варианта объяснения: - приобретенный цвет от соприкосновения с огнем или дымом; - наказания какого-то бога за дурную весть.
Древнегреческий миф с Апполоном, сделавшим ворона черным в наказание за принесенную им весть об измене возлюбленной бога, которую звали Коронида («ворона»). Овидий: «Ворону он воспретил, ожидавшему тщетно награды // За откровенную речь, меж белых птиц оставаться». Беременную Корониду и ее любовника Аполлон убил, а ребенка вынул и отдал на воспитание кентавру Хирону. Так появился бог врачевания Асклепий.
Ворон и Мир с той стороны. [Читать] Представление о связи ворона со смертью и указанными выше аспектами выливаются в связь птицы с Миром с той стороны. Ворон выполняет посредническую функцию между мирами.
1. В русских сказках ворон часто встречается герою, прошедшему ритуал охраняющий живого в мире мертвых у Баба Яги (пограничный страж), в качестве жителя подземного царства. По ходу разворачивания сюжета играет роль помощника. Или герой не проходил никакого особого ритуала, получал благославление своих близких, а ворон не был ему помощником. Сказка Три царства - медное, серебряное и золотое: «Твоя матушка у моего отца живет - у Ворона Вороновича. Ступай вверх по морю, попадется тебе серебряная птичка, золотой хохолок: куда она полетит, туда и ты иди (...)». Птичка летела, летела и бросилась под плиту железную, в яму подземельную. Объединяющий момент: ворон - житель подземного, скрытого мира. Часто в этом мире главному герою сказок нельзя есть, но очень хочется, или можно съесть, но только определенную еду.
2. Еще один распространенный в русских сказках мотив - умение ворона летать в очень отдаленные земли, почти за край ойкумены, в которые, вероятно, путь по суше или воде сильно затруднен.
«Полетай, черный ворон, за семь морей, за семь земель - на окиан-остров! На окиане-острове есть убит бык семигодовалый. Там тебе, черному ворону, много питинья и кушанья!»
3. В русском фольклоре встречается присказка «куда ворон костей не заносит» в значении «дальше, чем возможно». Получается, что ворон с костями, в том числе и человечьими, в клюве выступает в роли доставляющего их куда-то за грань обжитого, населенного мира.
4. Еще один мотив, распространенный в русском фольклоре - связь ворона с Дубом. Дуб - отличный кандидат на роль Мирового дерева. Хорошо проводится параллель со скандинавским ясенем Иггдрасилем, на ветвях которого, заходящих в Верхний мир, сидит орел. Роль орла заключается в том, чтобы получать вести от белки Рататоск, бегающей по стволу вверх-вниз, и передавать их богам.
Сказки. Например, сказка о Марье Моревне: «День шел, другой шел Иван-царевич, на рассвете третьего видит дворец лучше первых двух, возле дворца дуб стоит, на дубу ворон сидит. Слетел ворон с дуба, ударился оземь, обернулся добрым молодцем...» Заговор: «На море окияне, на острове Буяне стоит сыр дуб крепковист, на дубу сидит черн ворон, во рту держит пузырь и слетает с дуба на море, а сам говорит: ты, пузырь, в воде наливайся, а ты, кила, у того развымайся. А ключ де тому стиху, как та птица воду пьет, и сама дуется, так бы у того кила дулася по всяк день и всяк час от ея приговору».
5. В заговоре, приведенном выше есть еще атрибут, имеющий связь с вороном - живая и мертвая, или только мертвая вода. В русских сказках живую и мертвую воду используют для того, чтобы воскресить убитого героя. Причем, поливают его сначала мертвой водой, сращивающей тело и/или заживляющей смертельные раны, а затем живой, возвращающей ему жизнь. В. Я. Пропп предлагает следующее объяснение: «Мертвая вода его как бы добивает, превращает его в окончательного мертвеца. Это своего рода погребальный обряд, соответствующий обсыпанию землей. Только теперь он - настоящий умерший, а не существо, витающее между двумя мирами, могущее возвратиться вампиром. Только теперь, после окропления мертвой водой эта живая вода будет действовать». За водой ворону обязательно нужно куда-то (не уточняется куда) слетать, заранее (про запас) в дорогу ее не берут. Упоминается, что вода приносится уже фасованной в пузырях животного происхождения или в стеклянных пузырьках. После оживления герой как правило говорит фразу, типа: «Ах, как я долго спал!»
Сказка Иван-царевич и Серый волк: «Откуда ни возьмись, прибежал серый волк и схватил ворона с вороненком: «Ты лети-ка, ворон, за живой и мертвой водой. Принесешь мне живой и мертвой воды, тогда отпущу твоего вороненка».» Сказка о Марье Моревне: «Ворон брызнул мертвою водою - тело срослось, соединилося; сокол брызнул живою водою - Иван-царевич вздрогнул, встал...»
6. Но ворон может не только воскресить, но и, если не убить, то предсказать скорую смерть. В русском языке глагол «накаркать» употребляется в значении «напророчить, вызвать (беду) своим предсказанием». Распространен образ ворона как вестника - новостей, чаще плохих, хотя и правдивых; - как глашатая, посланника от богов; - предсказателя. Возможно в основе таких представлений лежат хриплый, считающийся неприятным голос ворона (не сказочного, а реального) и его способности к звукоподражанию, в том числе и человеческой речи.
Древнегреческий Аполлон, при изъявлении своей воли, главным образом, через пифию (жрицу-прорицательницу), использовал ворона как своего вестника. А также уже упомянутый древнегреческий миф об очернении ворона Апполоном. В скандинавской мифологии вороны Хугин и Мунин выступают в качестве посланников верховного аса Одина. В скандинавских мифах появление воронов предвещают гибель героев, воинов.
7. Еще один из аспектов образа ворона, связанный с его умением переносить в клюве предметы (выше упоминались кости и пузырьки с водой): его сокровища и богатства, чудесные и волшебные предметы, которые он прячет в гнезде. С этим представлением связана и функция ворона как охранника кладов, спрятанных в земле (мотив скрытого от глаз). Да и переносить ворон может не только небольшие вещи, но и главного героя, очень далеко переносить.
Сказка Три царства - медное, серебряное и золотое.
Осталось не упомянутым еще один пункт, связывающий ворона с архетипом Мага: оборотничество, ворон как зооморфный облик человеческого персонажа. Уже упомянутые русские сказки о Марье Моревне и Три царства - медное, серебряное и золотое. Зооморфная ипостась Апполона (бог в образе ворона указал людям место для закладки города Кирены). Антропоморфный персонаж в русских сказках имеет человеческое имя: Ворон Воронович.
кадр из сериала «Викинги», с 2013
[Скандинавская мифология] В скандинавской мифологии вороны Хугин и Мунин («думающий» и «помнящий») являются спутниками верховного бога Одина. Они летают по всему миру Мидгарду (срединный мир людей) и сообщают Одину о происходящем. Роль Хугина и Мунина как посланников верховного аса Одина связана с традицией шаманских практик и с общей символикой германских народов, изображающих ворона источником скрытых знаний.
Принцесса Аслауг (Aslaug), дочь героя Сигурда и валькирии Брюнхильды после смерти родителей воспитывалась приемным отцом Хаймером. Обеспокоенный за безопасность Аслауг Хаймер спрятал ее в сосуд. Остановившись на ночевку в деревенском доме Ake и Grima, он был убит, так как хозяева решили, что в сосуде спрятаны сокровища и захотели их присвоить. Разбив сосуд, Ake и Grima обнаружили в нем девочку. Они стали ее воспитывать как свою собственную. Однако, чтобы скрыть красоту девочки (знак ее благородного происхождения), крестьяне втирали в нее деготь и одевали в длинную одежду с капюшоном (hood), и звали ее Ворона (Kraka). Это не помешало Аслауг познакомиться с Рагнаром Лодброком. Их знакомство я упоминала в посте, про дополнения к образу Русалки.
Знамя ворона (древнеисландский hrafnsmerki) - треугольный стяг с изображением чёрного ворона, под которым плавали военные корабли викингов. Его поднимали во время набегов, чтобы вселить ужас в противника. Значение флага было во многом тотемным. Аналогичную функцию позднее выполнял пиратский флаг с черепом и костями.
[Кельтская мифология] В мифологии ирландских кельтов богиня войны черноволосая Морриган носит эпитет «Великая Госпожа Ворон», принимает облик ворона. Сама богиня участия в битвах не принимала, но непременно присутствовала на поле боя и использовала всё своё могущество, чтобы помочь той или иной стороне. Морриган также ассоциировалась с сексуальным началом. Ночью, перед битвой с Фир Болг, королю туатов Нуаду явилась таинственная красавица, разделившая с ним ложе. Перед тем как покинуть любовника, незнакомка разожгла в короле истинную ярость воина, а сама обратилась в ворону и облетела поля битвы. Нуаду понял, что это была сама Морриган. Морриган появляется в сагах уладского цикла, связанных с таким героем как Кухулин. Она явилась герою как юная черноволосая девушка в колеснице, одетая в многоцветный плащ и зелёное платье, и предложила свою любовь и помощь в войнах. Но Кухулин отверг это предложение, заявив, что от войн он устал, а с женщинами не желает иметь дела. «Тогда плохо тебе будет, когда будешь иметь дело с мужчинами», - ответила незнакомка. Затем она исчезла, а на её месте появилась каркающая ворона. Тогда герой понял, с кем имел дело. Впоследствии, богиня всячески мешала Кухулину в битвах: один раз, например, она обратилась в угря и обвилась вокруг ног героя. Но герою удавалось всякий раз ранить Морриган. В итоге он повстречал как-то покалеченную старуху, доившую корову с тремя сосцами. Кухулин попросил у доярки молока, и та дала три порции молока, взятого от каждого из сосцов. Всякий раз мужчина благодарил старуху за новую порцию напитка, а у старой женщины от этого проходили увечья. Эта была Морриган, вылеченная таким образом Кухулином от трёх увечий, которые он нанёс во время схваток с Морриган. С тех пор богиня и герой стали неразлучными спутниками.
Подводя итог: из трех рассматриваемых архетипов ворон, как хтоническое существо, сильнее всего связан с Магом, чуть меньше с Изгоем, менее всех с Воином. Относительно архетипа Воина ворон выступает как сопровождающий элемент: - выклевывает глаза павшим воинам после битвы; - помогает главному герою в ходе сюжета сразиться с антагонистом (дает совет, переносит в место действия, приносит волшебный предмет, оживляет); - выступает в роли антагониста, которого главный герой побеждает.
Что же случилось с образом ворона после прихода христианства?
иконы, изображающие пророка Илию
[Постхристианская трактовка] Иудейская традиция, классическая античная цивилизация и их преемница - христианская культура, все три относятся с опаской к хтоническому миру и его обитателям, а также к черному цвету, неотъемлимому признаку Подземного мира и мира Мрака. Стоит упомянуть, что в иудейской традиции присутствует деление животных и птиц на «чистых» и «нечистых». Понятно, что ворон, питающийся падалью к «чистым» птицам не относился. Поэтому при привнесении христианства образ Ворона переосмыслился как отрицательный символ. В средневековой традиции ворон становится представителем ада и дьявола. Присутствие в образе архетипа Изгоя только усилилось.
1. Ной проклял ворона за то, что тот выпущенный из ковчега чтобы узнать, закончился ли потоп, он не вернулся в назад, а начал выклевывать глаза у плывущих по воде трупов. А вот голубь вернулся и даже принес ветвь оливы. В наказание за проступок, ворон, бывший когда-то белым как снег и кротким как голубь, стал кровожадным и черным, и обречен питаться падалью. Этот мотив, очевидно, восходит к апокрифическим версиям библейского сказания о всемирном потопе.
2. Противопоставление ворона и голубя. Вероятно из истории с Ноем и ковчегом ворон становится олицетворением ада и дьявола. Его антагонист голубь воспринимался как посланник рая, святого духа, став символ чистоты и непорочности, христианской веры.
3. В легенде о вороне, хотевшем напиться крови, капавшей из ран Христа, Бог проклял птицу, отчего ее клюв по краям навеки получил кровавый цвет.
4. В черном вороне усматривают нечистую силу, в него оборачивается черт. С чертом в образе ворона связаны многие суеверия, например, что он поджигает крыши или что черти в виде ворон слетаются и кружат над домом умирающего колдуна, чтобы помочь выходу его души из тела. Ворон становится атрибутом ведьмы.
5. На даже в канонических текстах Библии остался вариант трактовки ворона как посредника, приносящего спасение тем, кто оказался между жизнью и смертью. Это история о пророке Илии, которому ворон приносил пищу, во время пребывания пророка в пустыне.
Ссылки: А. Л. Топорков, Ворон в русских заговорах: между мифологией, фольклором и книжностью. Галина Бедненко, Образ Ворона у индоевропейцев, текст Краткая энциклопедия символов, текст