Мотив Смерти и Ворон. Архетипы Мага, Изгоя и Воина

Mar 28, 2016 09:00

Ворон и архетипы Творца и Шута. [Читать] В мифах индейцев Северной Америки и палеоазиатов (чукчи, коряки и др.) ворон выступает как бог-демиург, наделенный шаманскими чертами. Деятельность ворона отнесена ко времени сотворения мира. Этим и объясняется сочетание серьезного и несерьезного, мудрого и глупого в мифах о вороне. Поэтому-то он может быть одновременно и культурным героем и плутом-трикстером.
Истории, связанные с ним перекликаются в обеих культурах. Предполагают, что мифы о вороне были созданы в период, когда народы, населяющие Крайний Север России и Северную Америку, были едины, до того как палеоиндейцы заселили Америку (Теория сухопутного моста в том месте, где сейчас находится Беренгов пролив).


Но ворона, воплощающего архетипы Творца и Шута, сейчас не буду рассматривать, отмечу его роль как шамана у указанных этносов.

Мне хочется взглянуть на архаичный образ ворона в каком-то общеевропейском обобщении (индоевропейцы, русские, древнегреческие и скандинавские традиции) до исторического момента, когда на этот образ наложились представления о вороне, привнесенные вместе с христианскими текстами.
Для того, чтобы реконструировать палеообраз, нужен совершенно другой формат, а не пост в ЖЖ, другая глубина проработки и уровень компетенции повыше, чем мой сегодняшний. Но пусть будет в таком виде, как пунктир и направление мыслей.



автора коллажа не знаю, подскажите?

Попробую скомпоновать представления об образе ворона, в котором есть проявления архетипов Мага, Воина и Изгоя.

Все три архетипа принадлежат к группе Изменения, чье желание звучит как «Оставить след в мире». Все три архетипа активны, деятельны, рискуют, и могут проиграть. В конечном итоге, не оглядываясь на всевозможные варианты активности архетипов, прервать их деятельность по преобразованию мира может только смерть. Она и выступает как один из самых сильных объединяющих элементов для всех трех архетипов.



Верещагин, Апофеоз войны, 1871, холст, масло, 127 × 197 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва

Смерть выступает как Тень архетипа Мага, не сумевшего распорядиться своей Силой и отрекшегося от своей земной, живой части. И последовавшим за отречением запуском цикла самоуничтожения Мага. Про это достаточно подробно написали эксперты в блоге у Хло.
Смерть присутствует на поле боя, идет вместе с Воином, которому, нужно не только победить, но и неплохо бы остаться живым (Мастерство).
Смерть как логичный этап разрушение неработающего, но так затянувшая в свою воронку, что после стадии демонтажа, этап возрождения нового не смог начать реализовываться потому, что Изгой погиб.

Как же ворон связан со смертью? [Читать]

1. Кровь
Кровь во многих культурах трактуется как жидкость, содержащая жизненную силу. Большие кровопотери становятся причиной смерти. В традициях русских заговоров на остановку кровотечения упоминается не какая-то птица, а именно ворон.
В крике ворона некоторым слышится «Кровь-кровь», а не привычное «Кар-кар».

2. Падаль
Часть рациона воронов составляет падаль. Поедание падали связывается не только со смертью, но и с пограничными состояниями. По гипотезе Леви-Стросса это происходит, потому что падаль воспринимается как уже не животная, но ещё и не растительная пища. Таким образом, питание ворона олицетворяет некий компромисс между хищными и травоядными. За пограничные состояния отвечает архетип Мага, а питание падалью, как неприемлимое действие, - архетип Изгоя.

3. Земля
В поисках пищи ворон копается в земле. Поэтому связь его с землей достаточно очевидна. Как связана разрытая земля со смертью, наверное, уточнять не стоит.

4. Мрак, темнота
Ворон связывается со слепотой (выклевывание глаз) и мраком (ночь, темнота).
Часто в русском фольклоре образ ворона трактуется как птицы, несущей с собой ночную мглу или непогоду, ненастье.
Сказка о Марье Моревне: «Погуляли немножко; опять встает туча с вихрем, с молнией. - Вернемся, сестрица, домой! Вернулись домой, не успели сесть - как ударил гром, раздвоился потолок, и влетел ворон; ударился ворон об пол и сделался добрым молодцем».
Загадки о ночи, например: «Махнула птица крылом и покрыла весь свет одним пером».
А мрак во многих культурах выступает как часть Смерти.



5. Черный цвет
Темнота - это еще и черный цвет. Очернение ворона: в мифах встречается объяснения черного цвета ворона. Два варианта объяснения:
- приобретенный цвет от соприкосновения с огнем или дымом;
- наказания какого-то бога за дурную весть.

Древнегреческий миф с Апполоном, сделавшим ворона черным в наказание за принесенную им весть об измене возлюбленной бога, которую звали Коронида («ворона»). Овидий: «Ворону он воспретил, ожидавшему тщетно награды // За откровенную речь, меж белых птиц оставаться». Беременную Корониду и ее любовника Аполлон убил, а ребенка вынул и отдал на воспитание кентавру Хирону. Так появился бог врачевания Асклепий.


Ворон и Мир с той стороны. [Читать] Представление о связи ворона со смертью и указанными выше аспектами выливаются в связь птицы с Миром с той стороны. Ворон выполняет посредническую функцию между мирами.

1. В русских сказках ворон часто встречается герою, прошедшему ритуал охраняющий живого в мире мертвых у Баба Яги (пограничный страж), в качестве жителя подземного царства. По ходу разворачивания сюжета играет роль помощника.
Или герой не проходил никакого особого ритуала, получал благославление своих близких, а ворон не был ему помощником.
Сказка Три царства - медное, серебряное и золотое: «Твоя матушка у моего отца живет - у Ворона Вороновича. Ступай вверх по морю, попадется тебе серебряная птичка, золотой хохолок: куда она полетит, туда и ты иди (...)». Птичка летела, летела и бросилась под плиту железную, в яму подземельную.
Объединяющий момент: ворон - житель подземного, скрытого мира. Часто в этом мире главному герою сказок нельзя есть, но очень хочется, или можно съесть, но только определенную еду.

2. Еще один распространенный в русских сказках мотив - умение ворона летать в очень отдаленные земли, почти за край ойкумены, в которые, вероятно, путь по суше или воде сильно затруднен.

«Полетай, черный ворон, за семь морей, за семь земель - на окиан-остров! На окиане-острове есть убит бык семигодовалый. Там тебе, черному ворону, много питинья и кушанья!»

3. В русском фольклоре встречается присказка «куда ворон костей не заносит» в значении «дальше, чем возможно». Получается, что ворон с костями, в том числе и человечьими, в клюве выступает в роли доставляющего их куда-то за грань обжитого, населенного мира.

4. Еще один мотив, распространенный в русском фольклоре - связь ворона с Дубом. Дуб - отличный кандидат на роль Мирового дерева.
Хорошо проводится параллель со скандинавским ясенем Иггдрасилем, на ветвях которого, заходящих в Верхний мир, сидит орел. Роль орла заключается в том, чтобы получать вести от белки Рататоск, бегающей по стволу вверх-вниз, и передавать их богам.

Сказки. Например, сказка о Марье Моревне: «День шел, другой шел Иван-царевич, на рассвете третьего видит дворец лучше первых двух, возле дворца дуб стоит, на дубу ворон сидит. Слетел ворон с дуба, ударился оземь, обернулся добрым молодцем...»
Заговор: «На море окияне, на острове Буяне стоит сыр дуб крепковист, на дубу сидит черн ворон, во рту держит пузырь и слетает с
дуба на море, а сам говорит: ты, пузырь, в воде наливайся, а ты, кила, у того развымайся. А ключ де тому стиху, как та птица воду пьет, и сама дуется, так бы у того кила дулася по всяк день и всяк час от ея приговору».

5. В заговоре, приведенном выше есть еще атрибут, имеющий связь с вороном - живая и мертвая, или только мертвая вода.
В русских сказках живую и мертвую воду используют для того, чтобы воскресить убитого героя. Причем, поливают его сначала мертвой водой, сращивающей тело и/или заживляющей смертельные раны, а затем живой, возвращающей ему жизнь. В. Я. Пропп предлагает следующее объяснение: «Мертвая вода его как бы добивает, превращает его в окончательного мертвеца. Это своего рода погребальный обряд, соответствующий обсыпанию землей. Только теперь он - настоящий умерший, а не существо, витающее между двумя мирами, могущее возвратиться вампиром. Только теперь, после окропления мертвой водой эта живая вода будет действовать». За водой ворону обязательно нужно куда-то (не уточняется куда) слетать, заранее (про запас) в дорогу ее не берут. Упоминается, что вода приносится уже фасованной в пузырях животного происхождения или в стеклянных пузырьках. После оживления герой как правило говорит фразу, типа: «Ах, как я долго спал!»

Сказка Иван-царевич и Серый волк: «Откуда ни возьмись, прибежал серый волк и схватил ворона с вороненком: «Ты лети-ка, ворон, за живой и мертвой водой. Принесешь мне живой и мертвой воды, тогда отпущу твоего вороненка».»
Сказка о Марье Моревне: «Ворон брызнул мертвою водою - тело срослось, соединилося; сокол брызнул живою водою - Иван-царевич вздрогнул, встал...»

6. Но ворон может не только воскресить, но и, если не убить, то предсказать скорую смерть. В русском языке глагол «накаркать» употребляется в значении «напророчить, вызвать (беду) своим предсказанием».
Распространен образ ворона как вестника
- новостей, чаще плохих, хотя и правдивых;
- как глашатая, посланника от богов;
- предсказателя.
Возможно в основе таких представлений лежат хриплый, считающийся неприятным голос ворона (не сказочного, а реального) и его способности к звукоподражанию, в том числе и человеческой речи.

Древнегреческий Аполлон, при изъявлении своей воли, главным образом, через пифию (жрицу-прорицательницу), использовал ворона как своего вестника. А также уже упомянутый древнегреческий миф об очернении ворона Апполоном.
В скандинавской мифологии вороны Хугин и Мунин выступают в качестве посланников верховного аса Одина. В скандинавских мифах появление воронов предвещают гибель героев, воинов.

7. Еще один из аспектов образа ворона, связанный с его умением переносить в клюве предметы (выше упоминались кости и пузырьки с водой): его сокровища и богатства, чудесные и волшебные предметы, которые он прячет в гнезде. С этим представлением связана и функция ворона как охранника кладов, спрятанных в земле (мотив скрытого от глаз). Да и переносить ворон может не только небольшие вещи, но и главного героя, очень далеко переносить.

Сказка Три царства - медное, серебряное и золотое.


Осталось не упомянутым еще один пункт, связывающий ворона с архетипом Мага: оборотничество, ворон как зооморфный облик человеческого персонажа.
Уже упомянутые русские сказки о Марье Моревне и Три царства - медное, серебряное и золотое. Зооморфная ипостась Апполона (бог в образе ворона указал людям место для закладки города Кирены).
Антропоморфный персонаж в русских сказках имеет человеческое имя: Ворон Воронович.



кадр из сериала «Викинги», с 2013

[Скандинавская мифология] В скандинавской мифологии вороны Хугин и Мунин («думающий» и «помнящий») являются спутниками верховного бога Одина. Они летают по всему миру Мидгарду (срединный мир людей) и сообщают Одину о происходящем.
Роль Хугина и Мунина как посланников верховного аса Одина связана с традицией шаманских практик и с общей символикой германских народов, изображающих ворона источником скрытых знаний.

Принцесса Аслауг (Aslaug), дочь героя Сигурда и валькирии Брюнхильды после смерти родителей воспитывалась приемным отцом Хаймером. Обеспокоенный за безопасность Аслауг Хаймер спрятал ее в сосуд. Остановившись на ночевку в деревенском доме Ake и Grima, он был убит, так как хозяева решили, что в сосуде спрятаны сокровища и захотели их присвоить. Разбив сосуд, Ake и Grima обнаружили в нем девочку. Они стали ее воспитывать как свою собственную. Однако, чтобы скрыть красоту девочки (знак ее благородного происхождения), крестьяне втирали в нее деготь и одевали в длинную одежду с капюшоном (hood), и звали ее Ворона (Kraka). Это не помешало Аслауг познакомиться с Рагнаром Лодброком. Их знакомство я упоминала в посте, про дополнения к образу Русалки.

Знамя ворона (древнеисландский hrafnsmerki) - треугольный стяг с изображением чёрного ворона, под которым плавали военные корабли викингов. Его поднимали во время набегов, чтобы вселить ужас в противника. Значение флага было во многом тотемным.
Аналогичную функцию позднее выполнял пиратский флаг с черепом и костями.


[Кельтская мифология] В мифологии ирландских кельтов богиня войны черноволосая Морриган носит эпитет «Великая Госпожа Ворон», принимает облик ворона. Сама богиня участия в битвах не принимала, но непременно присутствовала на поле боя и использовала всё своё могущество, чтобы помочь той или иной стороне. Морриган также ассоциировалась с сексуальным началом.
Ночью, перед битвой с Фир Болг, королю туатов Нуаду явилась таинственная красавица, разделившая с ним ложе. Перед тем как покинуть любовника, незнакомка разожгла в короле истинную ярость воина, а сама обратилась в ворону и облетела поля битвы. Нуаду понял, что это была сама Морриган.
Морриган появляется в сагах уладского цикла, связанных с таким героем как Кухулин. Она явилась герою как юная черноволосая девушка в колеснице, одетая в многоцветный плащ и зелёное платье, и предложила свою любовь и помощь в войнах. Но Кухулин отверг это предложение, заявив, что от войн он устал, а с женщинами не желает иметь дела. «Тогда плохо тебе будет, когда будешь иметь дело с мужчинами», - ответила незнакомка. Затем она исчезла, а на её месте появилась каркающая ворона. Тогда герой понял, с кем имел дело. Впоследствии, богиня всячески мешала Кухулину в битвах: один раз, например, она обратилась в угря и обвилась вокруг ног героя. Но герою удавалось всякий раз ранить Морриган. В итоге он повстречал как-то покалеченную старуху, доившую корову с тремя сосцами. Кухулин попросил у доярки молока, и та дала три порции молока, взятого от каждого из сосцов. Всякий раз мужчина благодарил старуху за новую порцию напитка, а у старой женщины от этого проходили увечья. Эта была Морриган, вылеченная таким образом Кухулином от трёх увечий, которые он нанёс во время схваток с Морриган. С тех пор богиня и герой стали неразлучными спутниками.


Подводя итог: из трех рассматриваемых архетипов ворон, как хтоническое существо, сильнее всего связан с Магом, чуть меньше с Изгоем, менее всех с Воином. Относительно архетипа Воина ворон выступает как сопровождающий элемент:
- выклевывает глаза павшим воинам после битвы;
- помогает главному герою в ходе сюжета сразиться с антагонистом (дает совет, переносит в место действия, приносит волшебный предмет, оживляет);
- выступает в роли антагониста, которого главный герой побеждает.

Что же случилось с образом ворона после прихода христианства?



иконы, изображающие пророка Илию

[Постхристианская трактовка] Иудейская традиция, классическая античная цивилизация и их преемница - христианская культура, все три относятся с опаской к хтоническому миру и его обитателям, а также к черному цвету, неотъемлимому признаку Подземного мира и мира Мрака. Стоит упомянуть, что в иудейской традиции присутствует деление животных и птиц на «чистых» и «нечистых». Понятно, что ворон, питающийся падалью к «чистым» птицам не относился.
Поэтому при привнесении христианства образ Ворона переосмыслился как отрицательный символ. В средневековой традиции ворон становится представителем ада и дьявола. Присутствие в образе архетипа Изгоя только усилилось.

1. Ной проклял ворона за то, что тот выпущенный из ковчега чтобы узнать, закончился ли потоп, он не вернулся в назад, а начал выклевывать глаза у плывущих по воде трупов. А вот голубь вернулся и даже принес ветвь оливы. В наказание за проступок, ворон, бывший когда-то белым как снег и кротким как голубь, стал кровожадным и черным, и обречен питаться падалью.
Этот мотив, очевидно, восходит к апокрифическим версиям библейского сказания о всемирном потопе.

2. Противопоставление ворона и голубя. Вероятно из истории с Ноем и ковчегом ворон становится олицетворением ада и дьявола. Его антагонист голубь воспринимался как посланник рая, святого духа, став символ чистоты и непорочности, христианской веры.

3. В легенде о вороне, хотевшем напиться крови, капавшей из ран Христа, Бог проклял птицу, отчего ее клюв по краям навеки получил кровавый цвет.

4. В черном вороне усматривают нечистую силу, в него оборачивается черт. С чертом в образе ворона связаны многие суеверия, например, что он поджигает крыши или что черти в виде ворон слетаются и кружат над домом умирающего колдуна, чтобы помочь выходу его души из тела. Ворон становится атрибутом ведьмы.

5. На даже в канонических текстах Библии остался вариант трактовки ворона как посредника, приносящего спасение тем, кто оказался между жизнью и смертью. Это история о пророке Илии, которому ворон приносил пищу, во время пребывания пророка в пустыне.


Ссылки:
А. Л. Топорков, Ворон в русских заговорах: между мифологией, фольклором и книжностью.
Галина Бедненко, Образ Ворона у индоевропейцев, текст
Краткая энциклопедия символов, текст

Архетипы Личности, Бунтарь-Изгой, Герой-Воин, Маг-Волшебник

Previous post Next post
Up