«Adobe Photoshop. Базовый уровень». Занятие 3. Конспект

Mar 24, 2015 11:05

Продолжаю начатое два месяца назад дело. Начиная с января, 24 числа каждого месяца я буду выкладывать по одному доработанному и расширенному конспекту занятий к курсу «Adobe Photoshop. Базовый уровень». Всего занятий на этом курсе 12. Таким образом, начавшийся в январе подарок как раз растянется до следующего Нового года. А там и новые подарки поспеют.

Кстати, по мере появления интересных ссылок на дополнительные материалы, они будут добавляться и к уже опубликованным конспектам.


Дополнительные материалы - материалы, рекомендованные к изучению в процессе прохождения курса.
Для самостоятельного изучения - материалы, рассчитанные на самостоятельное освоение не только в процессе, но и по окончании курса.
Для стандартизации внешнего вида, обеспечения стабильности и удобства доступа, данные материалы представлены в виде документов  Evernote с упрощенным форматированием. Чтобы перейти к оригиналу статьи, кликните по адресу сайта непосредственно под ее названием.
Для лучшей связи конспекта и занятия в соответствующих местах помещены миниатюры разбираемых в этот момент изображений.

Задачи на занятие
1. Познакомится с цветовыми моделями
2. Научиться представлять цвет по значениям яркостей в каналах Red, Green и Blue
3. Научиться устанавливать хроматический баланс изображения

Дополнительные материалы:

image Click to view



Для самостоятельного изучения:
Андрей Журавлев. «Levels и Brightness/Contrast»

Основы теории цвета.

Цвет, как ощущение наблюдателя.
  • Цвет - это ощущение, которое рождается в сознании наблюдателя в ответ на стимуляцию зрительных рецепторов
  • На глазном дне присутствует три группы рецепторов (колбочек) чувствительных в наибольшей степени к длинным (красный), средним (зеленый) и коротким (синий) волнам видимой части спектра
  • Конкретное цветовое ощущение зависти от того, как соотносятся степени возбуждения этих рецепторов
  • Таким образом, чтобы синтезировать цвет (вызвать заданное ощущение наблюдателя), необходимо по отдельности стимулировать каждую группу рецепторов, добиваясь необходимого соотношения их возбуждения


RGB - аддитивная модель синтеза цвета.
  • В излучающих системах воспроизведения (мониторы) выбирают стимулы красной, зеленой и синей цветности, поскольку именно такие излучения позволяют максимально возбуждать одну из групп колбочек при минимальном паразитном возбуждении остальных
  • Синий стимул выбирается по максимуму спектральной чувствительности коротковолновых колбочек
  • Красный стимул выбирается более длинноволновым, чтобы не возбуждать средневолновые колбочки
  • Зеленый стимул выбирается по минимуму паразитного возбуждения коротко и длинно волновых колбочек
  • Такая модель называется RGB по заглавным буквам трех цветов (Red, Green, Blue) в английском языке. Общий стимул в ней получается как результат суммирования трех стимулов (трехстимульный колориметр)
  • При нулевой яркости всех источников получается черный цвет
  • При максимальной яркости всех источников- белый
  • При равном количестве света от всех источников стимул вызывает ощущение ахроматического цвета (нейтральный серый)
  • Увеличивая яркость одного из источников, мы сдвигаем цвет в его сторону, уменьшая, сдвигаем в сторону противоположного (дополнительного) цвета
Для самостоятельного изучения:
Википедия «Цветовая модель»



CMY - субтрактивная модель синтеза цвета.
  • В отражающих системах воспроизведения красители подбираются как светофильтры, максимально поглощающие красную, зеленую или синюю часть спектра опорного света, которым освещается сцена
  • Cyan - поглощает излучение в красной части спектра (анти-Red)
  • Magenta - поглощает излучение в зеленой части спектра (анти-Green)
  • Yellow - поглощает излучение в синей части спектра (анти-Blue)
  • В системе CMY общий стимул получается вычитанием из белого опорного света части спектральных составляющих


Цветовой круг.
  • Наглядная иллюстративная модель для быстрой оценки хроматической составляющей цвета
  • Цветовой круг является силно упрощенным представлением плоскости цветности xy цветовой координатной системы xyY
  • В центре находится нейтральный серый
  • На краях лежат максимально насыщенные (сочные) цвета
  • При движении по кругу меняется цветовой тон - место в радуге которое занимает цвет
  • Для замыкания спектра (радуги) в круг в него включаются пурпурные цветности (Magenta), отсутствующие в спектре
  • Пурпурный получается при смешении красного и синего света или удалении из белого света зеленой компоненты
Для самостоятельного изучения:
Игорь Бондарь «Дополнительные цвета»
Андрей Журавлев «Ответ на вопрос про круг Иттена»
Александр Чалдрян «Как научиться работать с цветом на фотографии»



Пипетка (Eyedropper Tool) и палитра Info.
  • В палитре Info отображается информация о цвете той области изображения, на которую в данный момент наведен курсор
  • Важной настройкой пипетки (Eyedropper Tool) является область усреднения (Sample Size)
  • Чтобы исключить влияние шумов на точность замера цвета необходимо настройть ее в режим 3х3 или 5х5
  • Инструмент пипетка (Eyedropper) при клике по изображению принимает цвет выбранной области в качестве основного (Foreground Color)
  • Если при этом зажата клавиша «Alt», цвет будет принят в качестве фонового (Background Color)
  • Если в палитре Color (Цвет) переключиться на работу с фоновым цветом (Background Color), то при коике по изображению пипетка будет забирать его, а чтобы взять образец основного цвета (Foreground Color) придется зажимать «Alt»
  • Любой инструмент ручного редактирования при зажатой клавише «Alt» на время превращается в пипетку (Eyedropper Tool)
  • Ваработайте у себя привычку, сразу после окончания работы ручным инструментом переключаться на пипетку (нажать «I»). В этом случае даже при случайном клике по картинке вы не повредите ее


Палитра Color Picker.
  • Палитра Color Picker вызывается двойным щелчком по основному или дополнительному цвету
  • Позволяет задать цвет при помощи любой удобной модели
  • Параметр отмеченный точкой отображается на вертикальной шкале
  • Два оставшихся откладываются на расположенном рядом поле
Цветовая модель HSB.
  • Hue - цветовой тон. Изменяется при движении вокруг центра цветового круга
  • Saturation - цветовая насыщенность. Отклонение цвета от аналогичного ему по яркости нейтрального серого. Изменяется при удалении от центра цветового круга
  • Художники обычно называют насыщенность яркостью
  • Brightness - яркость. Изменяется перпендикулярно цветовому кругу
  • Вместо технического термина «яркость» художники употребляют «светлота»
  • С помощью модели HSB невозможно синтезировать цвет (вызвать у человека цветовое ощущение), но можно его описать


Определение цвета при помощи цветового круга.
  • Яркость цвета можно оценить по сумме яркости всех каналов, которая может лежать в диапазоне 0-765
  • При приблизительной оценке можно считать вклад в суммарную яркость одинаковым для всех каналов
  • Хроматическая составляющая оценивается перемещением по цветовому кругу
  • Начинаем из центра и смещаемся вдоль каждой из осей пропорционально имеющейся в канале яркости
  • Удобнее всего производить оценку в порядке убывания яркости: светлый, затем средний, затем темный каналы
  • При движении по цветовому кругу яркости в каналах складываются по правилу сложения векторов
Дополнительные материалы:
Андрей Журавлев. «Цветокоррекция по числам»

image Click to view



Для самостоятельного изучения:
Андрей Журавлев. Калибровать монитор или корректировать «по числам»?
А. Френкель, А. Шадрин. «Колориметрическая настройка монитора. Теория и практика» / М., Август-Борг, 2005 г.



Общая коррекция RGB изображений.

Дополнительные материалы:
Андрей Журавлев. «Почему приходится корректировать изображение?»

Каналы изображения.
  • В каждом из трихроматических каналов Red, Green и Blue содержится расперделние яркости источника света (стимула) соответствующей цветности
  • Посмотреть отдельный канал изображения можно переключившись на него в палитре Channels (Каналы)
  • Чтобы опять вывести на экран цветное изображение нужно кликнуть по пиктограмме композитного канала (RGB)
  • Чтобы каналы отображались в виде черно-белых изображений необходимо снять ключ в настройке Preferences > Interface > Show Channels in Color (Настройки > Интерфейс > Показывать каналы в цвете)
  • Высокая яркость в канале не говорит о том, что цвет будет соответствовать цветности этого канала, поскольку цвет формируется в результате взаимодействия всех трех каналов


Хроматический баланс.
  • Правильный хроматический (цветовой) баланс - это отсутствие в изображении паразитных оттенков
  • Установка хроматического баланса - избавление изображения от паразитных оттенков
  • Чтобы убрать оттенок нужно добавить противоположняй ему
  • Наше зрение наиболее чувствительно к нейтральным (серым) цветам
  • Приведя к нейтрали объекты бывшие серыми в реальности, мы получим репродукцию, которую зрители воспримут благосклонно, даже при наличии отклонений по цвету на насыщенных объектах
  • Чаще всего установка хроматического баланса строится на поиске в сцене объетов, бывших нейтральными в жизни, и приведении их к нейтрали в репродукции (баланс по Эвансу)
Для самостоятельного изучения:
Андрей Журавлев. «Автоматизация установки цветового баланса»



«Белая», «черная» и «серая» точки изображения.
  • Белая точка - самая светлая нейтральная сюжетно-значимая область изображения не являющаяся жестким бликом или источником света
  • Черная точка - самая темная нейтральная сюжетно-значимая область изображения
  • Серая точка - область, воспринимавшаяся в жизни нейтральной и имеющая яркость близкую к средней
  • Быстро установить точки можно при помощи соответствующих пипеток


Дополнительная ручная настройка белой, черной и серой точек.
  • При необходимости результат работы пипеток можно поправить вручную, ориентируясь на внешний вид изображения
  • В отсутствии белой точки можно кликнуть белой пипеткой по светлому объекту с предказуемым цветом, а после этого придать ему нужный оттенок, возвращая назад светлые точки поканальных кривых
  • Аналогичным образом можно поступить с черной и серой точками
  • После работы пипетками необходимо провести визуальную оценку изображения и при необходимости подправить цвета в светах, тенях и средних тонах


Ручное изменение цветового баланса при помощи кривых.
  • Ручная установка белой и черной точек производится так же как и в случае черно-белого изображения, но выполняется последовательно в трех каналах
  • Чтобы быстро поставить на кривых во всех каналах точки соответствующий выбранной области, надо кликнуть по этой области с зажатыми клавишами «Cmd»+«Shift»
  • Быстрое переключение на соответствующий канал в интерфейсе кривых: RGB - «Alt»+«2», Red - «Alt»+«3», Green - «Alt»+«4», Blue - «Alt»+«5»


Желающие посетить мои занятия по цветокоррекции и обработке изображений могут познакомиться с программами и списком ближайших мероприятий заглавном посте моего ЖЖ. Там же вы найдете ссылки на все статьи опубликованные в моем ЖЖ.

Без предварительного согласования с автором разрешается перепечатка и размещение этого материала на любых ресурсах с бесплатным доступом при условии полного сохранения текста (в том числе и этого раздела), ссылок и иллюстраций, указания авторства и ссылки на первую публикацию.

Для коммерческого использования или перепечатки с внесением изменений необходимо согласование с автором. Связаться со мной можно по электронной почте zhur74@livejournal.com

© Андрей Журавлев (aka zhur74), 2012 г.
Редакция вторая (март 2015 г.) переработанная и дополненная.
Первая публикация http://zhur74.livejournal.com/75445.html

Школа

Previous post Next post
Up