Продолжаю начатое два месяца назад дело. Начиная с января, 24 числа каждого месяца я буду выкладывать по одному доработанному и расширенному конспекту занятий к курсу
«Adobe Photoshop. Базовый уровень». Всего занятий на этом курсе 12. Таким образом, начавшийся в январе подарок как раз растянется до следующего Нового года. А там и новые подарки поспеют.
Кстати, по мере появления интересных ссылок на дополнительные материалы, они будут добавляться и к уже опубликованным конспектам.
Дополнительные материалы - материалы, рекомендованные к изучению в процессе прохождения курса.
Для самостоятельного изучения - материалы, рассчитанные на самостоятельное освоение не только в процессе, но и по окончании курса.
Для стандартизации внешнего вида, обеспечения стабильности и удобства доступа, данные материалы представлены в виде документов Evernote с упрощенным форматированием. Чтобы перейти к оригиналу статьи, кликните по адресу сайта непосредственно под ее названием.
Для лучшей связи конспекта и занятия в соответствующих местах помещены миниатюры разбираемых в этот момент изображений.
Задачи на занятие
1. Познакомится с цветовыми моделями
2. Научиться представлять цвет по значениям яркостей в каналах Red, Green и Blue
3. Научиться устанавливать хроматический баланс изображения
Дополнительные материалы:
Click to view
Для самостоятельного изучения:
Андрей Журавлев. «Levels и Brightness/Contrast» Основы теории цвета.
Цвет, как ощущение наблюдателя.
- Цвет - это ощущение, которое рождается в сознании наблюдателя в ответ на стимуляцию зрительных рецепторов
- На глазном дне присутствует три группы рецепторов (колбочек) чувствительных в наибольшей степени к длинным (красный), средним (зеленый) и коротким (синий) волнам видимой части спектра
- Конкретное цветовое ощущение зависти от того, как соотносятся степени возбуждения этих рецепторов
- Таким образом, чтобы синтезировать цвет (вызвать заданное ощущение наблюдателя), необходимо по отдельности стимулировать каждую группу рецепторов, добиваясь необходимого соотношения их возбуждения
RGB - аддитивная модель синтеза цвета.
- В излучающих системах воспроизведения (мониторы) выбирают стимулы красной, зеленой и синей цветности, поскольку именно такие излучения позволяют максимально возбуждать одну из групп колбочек при минимальном паразитном возбуждении остальных
- Синий стимул выбирается по максимуму спектральной чувствительности коротковолновых колбочек
- Красный стимул выбирается более длинноволновым, чтобы не возбуждать средневолновые колбочки
- Зеленый стимул выбирается по минимуму паразитного возбуждения коротко и длинно волновых колбочек
- Такая модель называется RGB по заглавным буквам трех цветов (Red, Green, Blue) в английском языке. Общий стимул в ней получается как результат суммирования трех стимулов (трехстимульный колориметр)
- При нулевой яркости всех источников получается черный цвет
- При максимальной яркости всех источников- белый
- При равном количестве света от всех источников стимул вызывает ощущение ахроматического цвета (нейтральный серый)
- Увеличивая яркость одного из источников, мы сдвигаем цвет в его сторону, уменьшая, сдвигаем в сторону противоположного (дополнительного) цвета
Для самостоятельного изучения:
Википедия «Цветовая модель» CMY - субтрактивная модель синтеза цвета.
- В отражающих системах воспроизведения красители подбираются как светофильтры, максимально поглощающие красную, зеленую или синюю часть спектра опорного света, которым освещается сцена
- Cyan - поглощает излучение в красной части спектра (анти-Red)
- Magenta - поглощает излучение в зеленой части спектра (анти-Green)
- Yellow - поглощает излучение в синей части спектра (анти-Blue)
- В системе CMY общий стимул получается вычитанием из белого опорного света части спектральных составляющих
Цветовой круг.
- Наглядная иллюстративная модель для быстрой оценки хроматической составляющей цвета
- Цветовой круг является силно упрощенным представлением плоскости цветности xy цветовой координатной системы xyY
- В центре находится нейтральный серый
- На краях лежат максимально насыщенные (сочные) цвета
- При движении по кругу меняется цветовой тон - место в радуге которое занимает цвет
- Для замыкания спектра (радуги) в круг в него включаются пурпурные цветности (Magenta), отсутствующие в спектре
- Пурпурный получается при смешении красного и синего света или удалении из белого света зеленой компоненты
Для самостоятельного изучения:
Игорь Бондарь «Дополнительные цвета»Андрей Журавлев «Ответ на вопрос про круг Иттена»Александр Чалдрян «Как научиться работать с цветом на фотографии» Пипетка (Eyedropper Tool) и палитра Info.
- В палитре Info отображается информация о цвете той области изображения, на которую в данный момент наведен курсор
- Важной настройкой пипетки (Eyedropper Tool) является область усреднения (Sample Size)
- Чтобы исключить влияние шумов на точность замера цвета необходимо настройть ее в режим 3х3 или 5х5
- Инструмент пипетка (Eyedropper) при клике по изображению принимает цвет выбранной области в качестве основного (Foreground Color)
- Если при этом зажата клавиша «Alt», цвет будет принят в качестве фонового (Background Color)
- Если в палитре Color (Цвет) переключиться на работу с фоновым цветом (Background Color), то при коике по изображению пипетка будет забирать его, а чтобы взять образец основного цвета (Foreground Color) придется зажимать «Alt»
- Любой инструмент ручного редактирования при зажатой клавише «Alt» на время превращается в пипетку (Eyedropper Tool)
- Ваработайте у себя привычку, сразу после окончания работы ручным инструментом переключаться на пипетку (нажать «I»). В этом случае даже при случайном клике по картинке вы не повредите ее
Палитра Color Picker.
- Палитра Color Picker вызывается двойным щелчком по основному или дополнительному цвету
- Позволяет задать цвет при помощи любой удобной модели
- Параметр отмеченный точкой отображается на вертикальной шкале
- Два оставшихся откладываются на расположенном рядом поле
Цветовая модель HSB.
- Hue - цветовой тон. Изменяется при движении вокруг центра цветового круга
- Saturation - цветовая насыщенность. Отклонение цвета от аналогичного ему по яркости нейтрального серого. Изменяется при удалении от центра цветового круга
- Художники обычно называют насыщенность яркостью
- Brightness - яркость. Изменяется перпендикулярно цветовому кругу
- Вместо технического термина «яркость» художники употребляют «светлота»
- С помощью модели HSB невозможно синтезировать цвет (вызвать у человека цветовое ощущение), но можно его описать
Определение цвета при помощи цветового круга.
- Яркость цвета можно оценить по сумме яркости всех каналов, которая может лежать в диапазоне 0-765
- При приблизительной оценке можно считать вклад в суммарную яркость одинаковым для всех каналов
- Хроматическая составляющая оценивается перемещением по цветовому кругу
- Начинаем из центра и смещаемся вдоль каждой из осей пропорционально имеющейся в канале яркости
- Удобнее всего производить оценку в порядке убывания яркости: светлый, затем средний, затем темный каналы
- При движении по цветовому кругу яркости в каналах складываются по правилу сложения векторов
Дополнительные материалы:
Андрей Журавлев. «Цветокоррекция по числам» Click to view
Для самостоятельного изучения:
Андрей Журавлев. Калибровать монитор или корректировать «по числам»?А. Френкель, А. Шадрин. «Колориметрическая настройка монитора. Теория и практика» / М., Август-Борг, 2005 г. Общая коррекция RGB изображений.
Дополнительные материалы:
Андрей Журавлев. «Почему приходится корректировать изображение?» Каналы изображения.
- В каждом из трихроматических каналов Red, Green и Blue содержится расперделние яркости источника света (стимула) соответствующей цветности
- Посмотреть отдельный канал изображения можно переключившись на него в палитре Channels (Каналы)
- Чтобы опять вывести на экран цветное изображение нужно кликнуть по пиктограмме композитного канала (RGB)
- Чтобы каналы отображались в виде черно-белых изображений необходимо снять ключ в настройке Preferences > Interface > Show Channels in Color (Настройки > Интерфейс > Показывать каналы в цвете)
- Высокая яркость в канале не говорит о том, что цвет будет соответствовать цветности этого канала, поскольку цвет формируется в результате взаимодействия всех трех каналов
Хроматический баланс.
- Правильный хроматический (цветовой) баланс - это отсутствие в изображении паразитных оттенков
- Установка хроматического баланса - избавление изображения от паразитных оттенков
- Чтобы убрать оттенок нужно добавить противоположняй ему
- Наше зрение наиболее чувствительно к нейтральным (серым) цветам
- Приведя к нейтрали объекты бывшие серыми в реальности, мы получим репродукцию, которую зрители воспримут благосклонно, даже при наличии отклонений по цвету на насыщенных объектах
- Чаще всего установка хроматического баланса строится на поиске в сцене объетов, бывших нейтральными в жизни, и приведении их к нейтрали в репродукции (баланс по Эвансу)
Для самостоятельного изучения:
Андрей Журавлев. «Автоматизация установки цветового баланса» «Белая», «черная» и «серая» точки изображения.
- Белая точка - самая светлая нейтральная сюжетно-значимая область изображения не являющаяся жестким бликом или источником света
- Черная точка - самая темная нейтральная сюжетно-значимая область изображения
- Серая точка - область, воспринимавшаяся в жизни нейтральной и имеющая яркость близкую к средней
- Быстро установить точки можно при помощи соответствующих пипеток
Дополнительная ручная настройка белой, черной и серой точек.
- При необходимости результат работы пипеток можно поправить вручную, ориентируясь на внешний вид изображения
- В отсутствии белой точки можно кликнуть белой пипеткой по светлому объекту с предказуемым цветом, а после этого придать ему нужный оттенок, возвращая назад светлые точки поканальных кривых
- Аналогичным образом можно поступить с черной и серой точками
- После работы пипетками необходимо провести визуальную оценку изображения и при необходимости подправить цвета в светах, тенях и средних тонах
Ручное изменение цветового баланса при помощи кривых.
- Ручная установка белой и черной точек производится так же как и в случае черно-белого изображения, но выполняется последовательно в трех каналах
- Чтобы быстро поставить на кривых во всех каналах точки соответствующий выбранной области, надо кликнуть по этой области с зажатыми клавишами «Cmd»+«Shift»
- Быстрое переключение на соответствующий канал в интерфейсе кривых: RGB - «Alt»+«2», Red - «Alt»+«3», Green - «Alt»+«4», Blue - «Alt»+«5»
Желающие посетить мои занятия по цветокоррекции и обработке изображений могут познакомиться с программами и списком ближайших мероприятий
заглавном посте моего ЖЖ. Там же вы найдете ссылки на все статьи опубликованные в моем ЖЖ.
Без предварительного согласования с автором разрешается перепечатка и размещение этого материала на любых ресурсах с бесплатным доступом при условии полного сохранения текста (в том числе и этого раздела), ссылок и иллюстраций, указания авторства и ссылки на первую публикацию.
Для коммерческого использования или перепечатки с внесением изменений необходимо согласование с автором. Связаться со мной можно по электронной почте zhur74@livejournal.com
© Андрей Журавлев (aka zhur74), 2012 г.
Редакция вторая (март 2015 г.) переработанная и дополненная.
Первая публикация
http://zhur74.livejournal.com/75445.html