«Adobe Photoshop. Базовый уровень». Занятие 2. Конспект

Feb 24, 2015 11:00

Продолжаю начатое месяц назад дело. Навряд ли этот пост станет для Вас сюрпризом, просто напомню о чем речь. Начиная с января, 24 числа каждого месяца я буду выкладывать по одному доработанному и расширенному конспекту занятий к курсу «Adobe Photoshop. Базовый уровень». Всего занятий на этом курсе 12. Таким образом, начавшийся в январе подарок как раз растянется до следующего Нового года. А там и новые подарки поспеют.

Кстати, по мере появления интересных ссылок на дополнительные материалы, они будут добавляться и к уже опубликованным конспектам.


Дополнительные материалы - материалы, рекомендованные к изучению в процессе прохождения курса.
Для самостоятельного изучения - материалы, рассчитанные на самостоятельное освоение не только в процессе, но и по окончании курса.
Для стандартизации внешнего вида, обеспечения стабильности и удобства доступа, данные материалы представлены в виде документов  Evernote с упрощенным форматированием. Чтобы перейти к оригиналу статьи, кликните по адресу сайта непосредственно под ее названием.
Для лучшей связи конспекта и занятия в соответствующих местах помещены миниатюры разбираемых в этот момент изображений.

Задачи на занятие
1. Научиться приводить изображение к заданному размеру и разрешению
2. Научиться делать тоновую коррекцию монохромного изображения

Дополнительные материалы:

image Click to view



Изменение размера и кадрирование изображения.

Полутоновое растровое изображение.
  • Растровое изображение - массив квадратных (прямоугольных) элементов (пикселей)
  • Пиксель - минимальный «кирпичик» из которого состоит изображение
  • Каждый пиксель может быть окрашен в единственный цвет


Размер и разрешение.
  • Размер оцифрованного изображения всегда измеряется в пикселях
  • Размер оттиска или экрана измеряется в сантиметрах (дюймах)
  • Разрешение - коэффициент, показывающий сколько пикселей уложится в один сантиметр (дюйм) отпечатка или экрана
  • По традиции разрешение измеряется в количестве пикселей на 1 дюйм - ppi (pixels per inch)
  • Размер изображения (пиксели) = Разрешение изображения (пиксели на дюйм) х Размер оттиска (дюймы)
  • Чем выше разрешение, тем больше пикселей умещается в одном дюйме, тем меньше размер пикселя, тем более мелкие детали можно передать на репродукции
  • При маленьком разрешении пиксель оказывается настолько велик, что мы начинаем различать отдельные пиксели
Дополнительные материалы:
Антон Мартынов. «Какое надо ставить разрешение у фотографии?»

Разрешения для различных технологий репродуцирования.
  • «Разрешением» монитора - обычно называют количество элементов отображения (физических пикселей) по ширине и высоте экрана, то есть, размер экрана в ячейках (триадах)
  • Реальное разрешение монитора - это количество таких элементов на один сантиметр (дюйм) физического размера
  • При размещении в интернете (и любом выводе картинки на экран) разрешение не играет роли, поскольку все размеры изображений измеряются в пикселях
  • Для полиграфии необходимо разрешение 300 ppi (исходя из условий корректного формирования растра)
  • Для фотопечати необходимо разрешение около 300 ppi
  • Наилучшее качество печати достигается если лаборатория поддерживает режим печати «пиксель в пиксель»
  • При этом один пиксель изображения экспонируется на фотобумаге как одна точка, а разрешение картинки должно совпадать с оптическим разрешением печатной машины
Для самостоятельного изучения:
Игорь Бондарь «Разрешение»

Изменение размера изображения.
  • Команда Image > Image Size (Изображение > Размер изображения) позволяет изменять размер изображения и оттиска
  • «Cmd+Alt+I»
  • При снятом ключе Resample Image (Ресамплинг) размер изображения сохраняется, обратно пропорционально меняются размер оттиска и разрешение
  • При установленном ключе Resample Image (Ресамплинг) может меняться любой из трех параметров, прямо пропорционально ему меняется один из двух оставшихся
  • При изменении размера изображения меняется размер оттиска (разрешение сохраняется)
  • При изменении размера оттиска меняется размер изображения (разрешение сохраняется)
  • При изменении разрешения меняется размер изображения (размер оттиска сохраняется)
  • При установленном ключе Constrain Proportions (Сохранять пропорции) сохраняются пропорции изображения
  • Нижний выпадающий список - выбор алгоритма по которому рассчитываются яркости новых пикселей
  • Наилучшим является Bicubic (smooth gradients) (Бикубическая (плавные градиенты))
  • Установить его в качестве алгоритма по-умолчанию можно в настройках Photoshop > Preferences > General > Image Interpolation (Photoshop > Настройк > Основные > Интерполяция изображения)
Самостоятельная работа.
  • Попробовать привести картинки 02_Apples.jpg и 03_Strawberry.jpg к размеру 900х600 пикселей, посмотреть на возникающую проблему
  • Эти же изображения привести к формату печати 15х10 см. Какое у них получается разрешение?
  • В какой максимальный размер их можно напечатать, если типография требует разрешение не ниже 250 ppi?


Изменение размера холста.
  • Команда Image > Canvas Size (Изображение > Размер холста) позволяет изменять размер холста при сохранении размера картинки
  • Вызов горячими клавишами «Cmd+Alt+C»
  • Если новый размер холста больше старого к изображению будет добавляться новая область
  • Если новый размер холста меньше старого изображение будет обрезаться, участок картинки, оказавшийся за пределами холста будет потерян
  • При включенном ключе Relative (Относительная) в полях задается не сам размер, а изменение размера
  • Поле Anchor (Расположение) позволяет задать с какой стороны будет добавляться \ обрезаться холст
  • Список Canvas extension color (Цвет расширения холста) задает цвет, которым будет закрашена дополнительная область на слое Background (Фон)
  • На обычных слоях новая область будет прозрачной
  • Команду Image > Canvas Size (Изображение > Размер холста) удобно использовать при простом кадрировании, когда нужно обрезать изображение только с одной стороны, или сделать симметричную подрезку
Свободное кадрирование изображения.
  • Свободное кадрирование можно произвести при помощи инструмента Crop Tool (Рамка)
  • Вызов горячими клавишами «C»
  • На появившейся рамке задаем границы подрезки передвигая боковые и угловые маркеры
  • Повернуть картинку можно поставив курсор рядом с маркером за пределами области подрезки
  • Поворто происходит вокруг маркера (крестика), расположенного в центре области подрезки
  • Если вынести маркер (крестик) из центра рамки, поворот будет происходить вокруг его нового положения
  • В выпадающем списке палитры Options (Параметры) можно задать пропорции подрезанного изображения
  • Пункт WxHxResolution (ШxВxРазрешение) позволяет задать размер и разрешение, к которым картинка будет приведена сразу после кадрирования
  • Опция Strighten (Выпрямить) позволяет легко выровнять линию горизонта
  • При снятом ключе Delete Cropped Pixels (Удалять отсеч. пикс.) после кадрирования слой Background (Фон) превращается в обычный слой, а изображение за пределами холста сохраняется
  • При установленном ключе Delete Cropped Pixels (Удалять отсеч. пикс.) изображение за пределами холста удаляется


Тоновая коррекция черно-белых изображений.

Глубина цвета.
  • Photoshop работает в целочисленной арифметике, то есть, яркость пикселя может задаваться только целыми числами
  • В режиме 8 бит/канал в каждом канале может быть 256 градация яркости
  • По традиции 0 - это черный, 255 - белый
  • Полный диапазон тонов (яркостей) делится на следующие поддиапазоны: (глубокие тени) - тени - три четверть тона - полу тона - четверть тона - света - (высокие света)
  • В режиме 16 бит/канал в каждом канале может быть 32768 градация яркости
  • Черный и белый в 8 и 16 битном режимах совпадают, просто изменение яркости от черного до белого в 16-битном режиме происходит гораздо плавнее (с большим количеством градаций)
  • 8 бит/канал достаточно для качественного воспроизведения изображения любым методом
  • «Честный» 16-битный файл имеет запас информации, позволяющий при сильных коррекциях избежать постеризации
  • Перевод изображеия из режима в режим производится командами Image > Mode > 8/16 Bits/Channel (Изображение > Режим > 8/16 бит/канал)
Дополнительные материалы:
Евгений Булатов. «Преимущество работы в режиме 16 бит»



Гистограмма.
  • Отображается в палитре Histogram (Гистограмма) и в интерфейсе инструментов Curves (Кривые) и Levels (Уровни)
  • Показывает распределение количества пикселей (площадей изображения) по различным тоновым диапазонам
  • Анализ гистограммы всегда производится совместно с изображением
  • Площадь элемента (пика или равнины) на гистограмме пропорциональна площади объекта в кадре, который создал этот элемент
  • Ширина элемента показывает вариации яркости на соответствующем объекте: пики соответствуют объектом однородным по яркости, а равнины более контрастным
  • Дырка на гистограмме в светах или тенях говорит о неполноконтрастности изображения (неправильно установленной белой или черной точке)
  • Залипание гистограммы в левый (правый) край говорит о потере деталей в тенях (светах)
  • «Расческа» на гистограмме говорит о появлении постеризации
Дополнительные материалы:
Евгений Карташов. «Гистограмма»
Для самостоятельного изучения:
Алексей Тутубалин. «Осторожно: гистограмма»



Curves (кривые) - знакомство с интерфейсом.
  • Выпадающий список Preset (Набор) - набор заранее созданных форм кривых
  • Выпадающий список каналов - переключатель для работы с поканальными кривыми
  • Кнопка Click and drag in Image to modify curve («Рука с двумя оттопыренными пальцами») выводит на кривой указатель соответствующий текущему положению курсора
  • При клике по изображению на кривой появляется тока, соответствующая яркости области под курсором, которую можно сразу сдвигать вверх-вниз
  • «Черная», «белая» и «серая» пипетки - инструменты быстрой установки соответствующих точек
  • Поля Input (Вход) и Output (Выход) показывают яркость выбранной точки до и после коррекции
  • Чтобы черный располагался слева внизу необходимо: в выпадающем меню палитры Properties (Свойства) выбрать команду Curves Display Options (Параметры отображния кривых); в появившейся палитре выбрать настройку Show Amount of: Light (0-255) (Показывать значения: Яркость (0-255))
Правила работы с кривой.
  • Если кривая проходит ниже своего начального положения, изображение затемняется
  • Если кривая проходит выше своего начального положения, изображение осветляется
  • Если крутизна кривой увеличивается, контраст в соответствующем тоновом диапазоне повышается
  • Если крутизна кривой уменьшается, контраст в соответствующем тоновом диапазоне понижается
  • Изменения яркости и контраста неотделимы друг от друга, однако, обычно мы делаем коррекцию ради одного из них, а с другим просто смиряемся


Установка белой и черной точек.
  • Полноконтрастным называется изображение у которого значимые объекты занимают весь тоновый диапазон от границы глубоких теней, до границы высоких светов
  • Для приведения изображения к полноконтрастному используются формализованные модели: белая и черная точки
  • Белая точка - самая светлая сюжетно-значимая точка изображения не являющаяся жестким бликом или источником света
  • Белую точку приводят к яркости несколько меньше максимальной (например 245), чтобы отделить ее от бликов и сохранить значимые детали в светах
  • Это можно сделать щелкнув по выбранной области «белой» пипеткой
  • Предварительно «белую» пипетку надо настроить: два раза кликните по ней и в появившемся окне задайте яркость 245 в полях R:, G: и B:
  • Черная точка - самая темная сюжетно-значимая точка изображения
  • Черную точку приводят к яркости несколько выше минимальной (например 10), чтобы сохранить значимые детали в тенях
  • Это можно сделать щелкнув по выбранной области «черной» пипеткой
  • Предварительно «черную» пипетку надо настроить: два раза кликните по ней и в появившемся окне задайте яркость 10 в полях R:, G: и B:
  • Белую и черную точки проще искать в режиме отсечки, сдвигая крайние точки кривой с зажатой клавишей Alt


Три кота - принципы перераспределения контраста.
  • После приведения изображения к полноконтрастному (установки белой и черной точек) поднять контраст объекта можно увеличив крутизну кривой в занимаемом им тоновом диапазоне
  • Фактичеки, это будет не повышением, а перераспределением контраста. Расплатой за повышение контраста в одном тоновом диапазоне будет понижение контраста объектов лежащих в других тоновых диапазонах
  • Повышение контраста светлого объекта обязательно приводит к его затемнению
  • При затемнении контраст в светах повышается, а в тенях понижается
  • Повышение контраста темного объекта обязательно приводит к его осветлению
  • При осветлении контраст в тенях повышается, а в светах понижается
  • Контраст объектов лежащих в средней части тонового диапазона повышается при помощи S-образной кривой
  • Крутой участок этой кривой должен приходится на диапазон занимаемый объектом
  • Чем более узким будет этот диапазон, тем сильнее можно будет поднять контраст
  • Точки надо двигать «вверх-вниз», чтобы не менять выбранный тоновый диапазон
  • При наличии сюжетно значимых объектов в двух разных тоновых диапазонах, можно построить кривую с двумя крутыми участками, приходящимися на эти тоновые диапазоны
Дополнительные материалы:
Андрей Журавлев «Кошачьи истории или правила работы с кривой»
Андрей Журавлев «Levels и Brightness/Contrast»



Пример анализа и обработки ч/б изображения (для самостоятельного изучения)
  • Описать, каким в финале должно быть изображение
  • Сравнить это описание с имеющимся оригиналом
  • Перечислить основные проблемы, которые необходимо решить
  • Проверить наличие полезных деталей в светах и тенях
  • Разделить изображение на зоны
  • Оценить сюжетную значимость каждой из них
  • Определить тоновые диапазоны занимаемые находящимися в них деталями
  • Установить белую и черную точки
  • Произвести перераспределение контраста в соответствии со стоящими задачами, начиная с более важных
Дополнительные материалы:
Андрей Журавлев «Практикум работы с кривой или о чем умолчал Маргулис»



Желающие посетить мои занятия по цветокоррекции и обработке изображений могут познакомиться с программами и списком ближайших мероприятий заглавном посте моего ЖЖ. Там же вы найдете ссылки на все статьи опубликованные в моем ЖЖ.

Без предварительного согласования с автором разрешается перепечатка и размещение этого материала на любых ресурсах с бесплатным доступом при условии полного сохранения текста (в том числе и этого раздела), ссылок и иллюстраций, указания авторства и ссылки на первую публикацию.

Для коммерческого использования или перепечатки с внесением изменений необходимо согласование с автором. Связаться со мной можно по электронной почте zhur74@livejournal.com

© Андрей Журавлев (aka zhur74), 2012 г.
Редакция вторая (февраль 2015 г.) переработанная и дополненная.
Первая публикаци http://zhur74.livejournal.com/75061.html

Школа

Previous post Next post
Up