Международная панорама детства - 4

Aug 15, 2024 21:54

И конечно же, была Африка! Этот огромный континент, который обычно называли черным, на самом деле был разноцветным. Желтым - там, где пустыни. Хотя пустыню Сахара Левушкин представлял себе белой - ну а как же, целая пустыня сахара! Зеленой - там, где джунгли, то есть почти везде. Синей - там, где озера и реки: Нил, Конго, Лимпопо. И даже белой - там, где снега Килиманджаро. Черными были только африканские жители. Да и то не все. Впрочем, вживую негра Левушкин видел только однажды и очень далеко от Африки, в Москве. Чернокожим был, правда, еще слесарь-сантехник ЖЭКа дядя Коля, но он совсем не был похож на негра. А вот черных трубочистов уже на улицах не было, только в книгах и в кино. Говорили, что в соседней Кемеровской области можно было встретить чернокожих шахтеров, но на Алтае они не водились.
Африка будоражила и щекотала своей необычностью и неизведанностью и казалась чем-то опасным. Не зря же предупреждал Чуковский: «Не ходите, дети, в Африку гулять!» Со многими героями детских книжек в Африке происходили всякие неприятности. Доктора Айболита чуть Бармалей не погубил, Фому крокодил сожрал, да и героям из книг на постарше тоже доставалось, например, пятнадцатилетнему капитану Дику Сэнду, спасавшемуся от работорговцев, или персонажам Майн Рида, ночевавшим в термитнике. Но это все было или давно, или невзаправду, а сейчас, в современном мире Африка наверняка стала более безопасной и доброй. Ну если не становиться на пути бегущего носорога и не плавать в озере с бегемотами, конечно. Хотя, судя по более современным книгам, именно за этим люди в Африку и ездили. Мальчик Томек и Джеральд Даррелл отлавливали животных для зоопарков, а Джой Адамсон вообще там жила в компании львов. Еще были два таких чеха, Зикмунд и Ганзелка, пересекшие всю Африку с севера на юг на автомобилях и потом рассказавшие о своих путешествиях в красивых толстых книгах с фотографиями, которые Левушкин рассматривал, когда гостил у дедушки с бабушкой.
Государств в Африке было видимо-невидимо, и число их постоянно росло. Названия у них были очень необычные и иногда смешные: Уганда, Бурунди, Малави, Лесото и Зимбабве… Иногда собственных названий на всех не хватало, поэтому на карте было два Конго, а Гвиней так аж вообще целых три - Экваториальная, Бисау и просто Гвинея (и это еще не считая южноамериканских Гвианы с Гайаной и совсем юшной Новой Гвинеи!) Все больше и больше народов освобождались от европейских колонизаторов, и начинали строить свободную жизнь. Поэтому большинство государств были новенькие, свеженькие, словно проснувшиеся и умывшиеся после долгой ночи. Но были и древние исключения. Например, Египет, чьи пирамиды и мумии насчитывали пять тысяч лет! Вот бы посмотреть на них!

Правда освободились еще не все. Например, ЮАР - там до сих пор был апартеид, и белые продолжали угнетать черных. От них доставалось и соседям - Намибии, Анголе, Мозамбику, где постоянно шли какие-то войны, народ так с ними свыкся, что даже на свой государственный герб мозамбикцы разместили автомат Калашникова.
Что еще бросалось в глаза при взгляде на карту Африки - это ровные границы между странами, расчерченные по линейке. Просто и аккуратно! Наверное, африканским школьникам благодаря этому очень удобно раскрашивать контурные карты.
Но вообще-то Африка - это прежде всего животные! Слоны, носороги, крокодилы, бегемоты, львы, обезьяны и многие-многие другие. Ими были заполнены книги Даррелла и других зоологов. Они смотрели на тебя с красивейших марок африканских стран. Про них рассказывали в передаче «В мире животных». Люди и государства с их суетой и проблемами казались чем-то совершенно лишним и ненужным в жизни Африки, этого огромного зоопарка на миллионы квадратных километров. Но добраться до этого далекого зоопарка у Левушкина не было никакой возможности. Да и в обычном зоопарке Левушкин был всего раз в жизни, в Москве. А в его родном городе зоопарка не было.
И уж где-то совсем-совсем далеко, в противоположном от Старого света углу (если на глобусе бывают углы) расположилась Австралия с кучей островов неподалеку, которые все вместе назывались Океания. Понятно почему, они же по океану разбросаны.
Все океанские острова запомнить было невозможно, но несколько Левушкин все же помнил. Это Гавайские острова, где когда-то съели капитана Кука. Наверное, поэтому у них раньше было съедобное название - Сэндвичевы. Или загадочный и одинокий остров Пасхи с его каменными великанами. И, конечно, Таити, про который так любил рассказывать попугай из мультика.
На островах в изобилии росли кокосы, бананы и прочие вкусности. На берегу располагались песчаные пляжи из мелкого желтого-желтого песочка, а окружали острова коралловые рифы. Кораллы Левушкин не видел никогда в жизни, да и крымские пляжи, на которых он бывал в детстве, были не песчаными, а скорее ракушечно-галечными. Но тем не менее он ярко представлял себе эту красочную беззаботную картинку: яркое солнце над головой, мерно накатывающие на берег волны и круглый день теплый песочек, на который так приятно ступать босиком. В общем, сплошная чунга-чанга.
Наряду со всякой мелочью были в Тихом океане острова и посолиднее: Новая Гвинея, где жили папуасы-людоеды, а когда-то там побывал русский ученый со смешной фамилией Миклухо-Маклай, которого туземцы называли человеком с Луны, и Новая Зеландия - целых два острова с горами и вулканами, населенных не особо дружелюбным к пришельцам населением - маори. Впрочем, это все было давно, еще в прошлом веке, во времена Жюль Верна. Сейчас же на Новой Зеландии разводили овец и жили вполне мирно.
Но все эти острова, большие и маленькие, ничего не значили по сравнению с целым материком - Австралией! Про Австралию Левушкин знал с очень далекого детства, когда прочел или даже ему прочли книжку про ящеренка Гекко. Героями этой сказки было множество животных: и кенгуру, и коала, и попугай и даже птица-пересмешник кукабарра. Все совершенно непохожие на привычных по другим сказкам зайцев, волков, лис и медведей. И вообще, Австралия была ни на что ни похожей. Перевернутый мир, где люди ходили вверх ногами и назывались антиподы. Морозными зимами, когда на улице было настолько холодно, что разрешали не ходить в школу, Левушкин забирался с ногами на диван, укутывался в одеяло и представлял, как он путешествует по Австралии. Тем более, что там сейчас как раз лето! Можно поплавать наперегонки с акулами на Большом барьерном рифе. Или пересечь Большую австралийскую пустыню, остановившись отдохнуть в самом центре, в городке Алис-Спрингс. В окрестностях Канберрры посмотреть на хвостатых кенгуру и плюшевых коал, а потом пробираться через густые леса на юге подобно героям «Детей капитана Гранта».
Джунгли, пустыни, море… как же хотелось побывать там! Но попасть в Австралию было не проще, чем в свое время Миклухо-Маклаю прилететь с Луны. Так что оставалось только читать книжки, рассматривать картинки и мечтать о несбыточном.

once upon a time

Previous post Next post
Up