Богатые в постсоветских странах не платят налоги на свои доходы. Их бизнес защищен "офшорными налоговыми каникулами" и тем, что они либо владеют предприятиями-монополистами, которые могут выдержать любой налоговый пресс на зарплату, либо в цене на их продукцию зарплата составляет незначительный процент из-за ее размера. Сейчас планируют увеличить нагрузку путем легализации зарплат на доходы тех, кто пытается хоть как-то работать. Нагрузка на зарплату в виде налогов и взносов превышает 50%. Но не получат ли власти обратный эффект в виде снижения деловой активности среди мелких предпринимателей и, соответственно, ухудшение экономического положения среди самых малооплачиваемых и увеличение безработицы? Мелкие предприятия и предприниматели сократят своих работников и увеличат нагрузку на остальных, чтобы выплатить грабительские налоги.
"Самое важное - правильный налоговый режим. Понятно желание государства собрать как можно больше денег. Вместе с тем - чем выше налоговое бремя, тем медленнее развивается бизнес, тем слабее малый бизнес, тем хуже занятость населения." сказал Каха Бендукидзе в ответном визите в Украину по просьбе Сергея Тигипко.
Еще выдержки из советов Каха Бендукидзе
---- "Хрестоматийным является сравнение систем Индии и Китая: в Индии социальные выплаты были больше, а в Китае - меньше. В итоге экономика Китая развивалась быстрее, и сейчас, хотя доля социальных выплат в китайской экономике остается меньше, чем в индийской, в абсолютном выражении она больше. Таким образом, люди станут получать больше, если сумма социальных отчислений будет уменьшена. Такое уменьшение не обязательно означает, что пенсии снизятся, просто необходима большая целенаправленность выплат."
---- "Есть исследования стран с разной налоговой системой, проведенные в середине 1990-х годов. Оказывается, что страны, в которых суммарные налоги не превышают 20% ВВП, развиваются наиболее быстро. Тогда их было четыре: Тайвань, Сингапур, Гонконг и Южная Корея, чуть выше был показатель в Малайзии. Сейчас к ним добавился Китай."
---- "В 2004 году мы провели налоговую реформу в несколько этапов. Сначала отменили мелкие налоги, которые причиняли больше неудобств, чем собирали денег, потом уменьшили ставки на ряд ключевых налогов, а уже потом повторили снижение налоговых ставок. Я считаю, что тогда же мы допустили и ошибку. Мы боялись, что резкое снижение налогов вызовет проблемы бюджета. На самом деле упрощение налогообложения привело к значительному росту бюджетных доходов - на 5% ВВП. После этого каждое уменьшение налоговых ставок приводило к небольшому росту бюджетных поступлений."
---- "- Идея украинской реформы состоит в уменьшении налогового пресса крупных плательщиков за счет увеличения базы налогообложения, в том числе за счет малого и среднего бизнеса. Вы согласны с таким подходом?
- Это неправильно. Если бы мы жили в идеальной стране, то там все могли бы облагаться одинаково. Возьмем такой пример - расходы на уплату налогов непропорционально велики для небольших компаний. Чтобы выровнять этот перекос, необходима система налогообложения, которая создавала бы льготы малым предприятиям."
"Система пенсионного фонда основывается на самообмане. Из ваших зарплат удерживается налог, и он якобы идет на вашу будущую пенсию, но на самом деле эти деньги сразу же расходуются. Единственная здоровая система - когда люди сами копят на свою старость. А нынешним пенсионерам в основном необходима целевая помощь. Зачем люди придумали пенсии? Бывает, что человек достиг старости, но ничего не успел накопить и впал в бедность. А вот если я уйду на пенсию, как, по-вашему, нужно ли мне платить пенсию?
- Исходя из законодательства - нужно...
- А это, по-вашему, нормально? У вас что, лишние деньги? Почему у меня, у которого все есть, и у человека, у которого ничего нет, пенсия должна быть одинаковой?
- Но как же определить, кому полагается помощь, а кому - нет?
- А это каждая страна должна сама определять для себя. Создавать свои системы оценки: кому необходимо помогать, а кому - нет. Простейшая модель: одна часть общества бедная, другая - богатая. Надо помогать доплатами тем, кто имеет доходы ниже среднего уровня. Как минимум половина населения не должна обеспечиваться социальными благами."
"- Это не единственная ваша непопулярная реформа. Еще была коммерциализация здравоохранения.
- Здравоохранение было коммерциализировано до нас. Что изменилось: мы перешли от здравоохранения, оплачиваемого государством лишь на словах, к медицине, реально оплачиваемой государством, но не для всех. Сейчас около 25% жителей Грузии - это наиболее малоимущие слои населения, получающие за государственный счет медицинскую страховку и бесплатную качественную медицинскую помощь. Еще 25% населения застрахованы сами. Поймите, если у вас бесконечное количество денег, вы можете делать все что угодно. Если сумма денег ограничена, вы должны выбирать, что лучше: раздавать всем сестрам по серьгам или помогать лишь бедным. И я думаю, правильно - помогать бедным."
" - Если вы просто повысите срок выхода на пенсию и больше ничего не сделаете, людям станет хуже, лучше не станет никому. Реформы необходимо проводить так, чтобы люди видели: ухудшение для некоторых несет улучшение для многих. Мы в Грузии провели реформу полиции и уволили около 18 тыс. человек. Они будут недовольны до конца своей жизни и, возможно, их дети тоже. Но сколько довольных? Около 4 млн человек. Значит, реформа была успешной. А если у вас все недовольны, а довольны, например, три человека - что же это за реформа? Очень важно и делать, и показывать результаты этих реформ. Люди должны их чувствовать. Например, сейчас мы повышаем пенсионный возраст, но это дает возможность снизить налоги. И людям, занимающимся малым бизнесом, стало проще. Или снизили налоги и посадили пару коррупционеров - тоже людям все понятно."
"- Но в последние годы локомотивом экономического роста Украины был рост внутреннего спроса, вызванный увеличением социальных выплат. Это не только пенсии, но и минимальная зарплата, все это привело к росту покупательной способности граждан.
- Такого не бывает. Если минимальный уровень зарплаты был маленьким, то его повышение - это чисто фиктивная операция, а если нет, то такой шаг лишь вызовет рост безработицы. Внутренний спрос никак не зависит от минимальной зарплаты. Ведь эти деньги не хранились где-то, а потом злых олигархов заставили их отдать.
- Как тогда государство может повлиять на рост оплаты труда в стране?
- Очень просто: снижайте налог на зарплаты - вот и будет вам влияние."
http://kp.ua/online/news/251464/