Пасхальная сказка про советскую власть

Apr 11, 2015 15:13

Завтра Пасха - главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник.

В России сложилась странная традиция - в этот светлый праздник ходить на кладбище.

Почти каждый год еще с детства на Пасху от разных знакомых я слышу историю, почему у нас в этот день посещают кладбище.

Якобы до 1917 года в Светлое Христово Воскресение кладбище не посещали. После Октябрьской революции начались гонения на церковь, закрывались храмы, людям запрещали верить в Бога, и соответственно, отмечать православные праздники.

Однако русский человек смог найти выход. Поскольку в церковь на Пасху ходить запрещалось, люди собирались на кладбище, якобы для того чтобы почтить память родных и близких, на самом же деле, чтобы отметить Пасху. Потом постепенно безбожная советская власть с помощью репрессий, страха и антирелигиозной пропаганды добилась того, что народ забыл о смысле Пасхи, а традиция ходить в этот день на кладбище осталась. И вот только сейчас власти не запрещают праздновать Пасху.

Помню, что я никак не мог понять:

1.Почему, несмотря ни на что, в стране были действующие храмы, священники в них совершали службу, и советская власть их не закрыла?

2.Если запрещалось ходить в церковь, зачем нужно идти на кладбище, не лучше ли отметить праздник дома?

3.И наконец, я не мог взять в голову, неужели советская власть настолько тупа и глупа, что она не понимала, что люди идут на кладбище каждый год в один и тот же праздник. Запретить, и всего делов. Но нет, разгадать эту загадку для Советской власти было нереально. Первыми в космос полететь смогли, а понять, почему люди посещают кладбище на Пасху - нет.

Позже я узнал, что на самом деле эта традиция идет еще со времен средневековой России. Как известно, административно Российская империя делилась на приходы. В приходах большую часть административных единиц составляли села деревни, в которых проживало крестьянство, составлявшее абсолютное (более 80%) большинство населения. Отличительной особенностью российских деревень являлось отсутствие в них христианских храмов. Располагались они исключительно в селах.

Еще одной особенностью российской и восточноевропейской «глубинки» было практически полное отсутствие подготовленных дорог для передвижения в любое время года. Вследствие этого возле храмов стали возникать погосты - кладбища, на которых крестьяне хоронили своих умерших родственников и близких после того, как тело доставлялось в храм для отпевания.

Аналогичным образом крестьяне из окрестных деревень собирались в сельский храм на ночную пасхальную службу. Здесь стоит вспомнить, что в апреле Европейская часть России превращалась в сплошное бездорожье, и посещение храма дважды - в Великую Субботу и на Пасху для простых людей превращалось в непосильную задачу. А ведь в храм ехали семьями и везли с собой еду для освящения - куличи, пасху, яйца. Поэтому обычаем стало посещение службы на Пасху. Семьи заворачивали еду в тканевые платки, надевали праздничные одежды и отправлялись в дорогу.

Что же делали наши предки после окончания ночной службы? Возвращаться домой в потемках и по грязи, как сейчас принято говорить, не вариант. Поэтому люди делали самое простое и логичное в такой ситуации - отправлялись на кладбище помянуть усопших. Платки превращались в импровизированные скатерти, люди устраивались рядом с могилами и таким образом коротали ночь перед дорогой домой. Это было и безопасно и практично, и за многие годы выросло в своего рода народную традицию.

Откуда же идет миф о запрете советской властью праздновать Пасху? Да, отношения власти и церкви в советское время были непростыми. Закрывались многие храмы, широко пропагандировался атеизм. Но можно ли говорить, что большевики это делали вопреки воле народа?

Сколько перед революцией было монастырей, храмов, священников, монахов, духовных школ, и все рухнуло. Потому что не было веры, был лишь внешний лоск. Каково было состояние нашего монашества, духовенства, вообще православного человека? Иоанн Кронштадский еще в 1906 году говорил о всеобщем отступлении от веры. Но русский народ не может жить без веры. И когда православные институты утратили дух, огонь веры стал угасать, его подхватили большевики, а русский народ пошел за ними.

Об этом, например, митрополит Вениамин (Федченков) писал.

Сегодня, когда это уже история, нужно понимать, что нет никакого противоречия между православием и коммунизмом.

Нельзя не понимать правоту фразы «большого друга России» Збигнева Бжезинского: «После разрушения коммунизма единственным врагом Америки осталось русское православие».

Поэтому нужно искать точки соприкосновения. За этим будущее.

Сплотимся, друзья, в Любви и Вере!

С наступающей Пасхой, православные!



Несмотря на официальную антирелигиозность, в СССР перед пасхальными праздниками в магазинах появлялся кекс «Весенний», который и вкусом, и формой походил на пасхальный кулич.
Previous post Next post
Up