В мае 1606-го года картежник и алкоголик Караваджо убил человека в пьяной драке. Естественным образом, художнику пришлось срочно слинять из Рима, а после заочного вынесения смертного приговора - и из Италии вообще. Так Караваджо оказался на Мальте и стал писать картины для церквей по заказу рыцарей. Через год принес клятву и стал рыцарем сам. Но горбатого исправит могила - всего через два месяца после посвящения Караваджо повздорил со знатным рыцарем и ранил его. Его с позором исключили ("... и вышвырнут вон, как прогнивший и зловонный член", как выразился в своем указе Великий Магистр) из рыцарей и посадили в яму, выдолбленную в известняковой скале. Но и там художник пробыл недолго, сумев сбежать на Сицилию.
За полтора проведенных на Мальте года Караваджо написал пять картин. Две из них - портреты того самого Великого Магистра, чуть позже обозвавшего его зловонным членом. Но речь не о них, а о "Святом Иерониме", с которым недавно приключилась весьма любопытная история.
Собственно, Иероним:
Это - не подлинник, а копия. Хранится она в центральном Кафедральном соборе Ла-Валетты, соборе святого Иоанна.
Несмотря на довольно скромный фасад
внутри там удивительно богато
По часовне на каждую из стран, из которых понаехали рыцари. Италия, например
Германия
Испания
Внезапный шок - панки хохлы в городе!
Заинтригованы, откуда на Мальте взялся казак с картины Репина "Запорожцы пишут письмо турецкому султану"? Редакция данного блога тоже. Самым логичной выглядит теория о том, что так автор изобразил победу Великого Магистра (сверху) над "турками" (внизу). А казак и негр кагбэ отображают активное использование турками рабов с берегов Днепра и Замбези в боевых действиях.
Но мы отвлеклись. Декабрьским утром 1984 года в собор вошла немецкая туристка. В посках шедевра Караваджо она обратилась к человеку в белом плаще. Тот ответил, что рамку картины обделал голубь, в данный момент её чистят - и предложил ей вернуться через полчаса. Когда она вернулась в собор, выяснилось, что картина украдена, а с вором она имела честь пообщаться полчаса назад. Вор держал "Иеронима" у себя в течение двух лет, а потом попытался продать картину в Италию. Покупатели попросили у него доказательства её подлинности. Он отрезал кусок полотна и отослал им по почте. Проверка, разумеется, подтвердила, что в руках продавца оригинал, и покупатели ответили, что готовы совершить сделку. Но параллельно обратились в мальтийскую полицию, которая взяла грабителя с поличным. И тут началось самое интересное: мальтийские власти отправили картину итальянским реставраторам, чтобы восстановить отрезанный кусок. Картину итальянцы успешно восстановили, но возвращать отказались, на том основании, что... Караваджо был итальянцем. Вопрос был решён только после длительных переговоров на уровне министров иностранных дел двух стран.
Теперь картину перенесли в примыкающий к собору музей, охраняют значительно серьёзнее, и даже фотографией оригинала я вас порадовать не смогу. Приезжайте в Ла-Валетту лично, она достойна.