Немецких колонистов - темплеров, отправившихся в середине 19 века заселять Палестину, ни в коем случае не следует путать с тамплиерами, рыцарями католического ордена, основанного во времена Первого крестового похода. Помимо почти идентичных названий (разнящихся лишь немецким и французским произношением слова "храм"), их роднит, пожалуй, только недолгая и печальная судьба обоих этих начинаний. Орден рыцарей был спустя 200 лет после основания, в начале 13 века, жесточайшим образом накрыт медным тазом усилиями французского короля Филиппа IV Красивого и римского папы Климента V; после коллективного обвинения в гомосексуализме, поклонении некоему коту и поедании пепла кремированных усопших его члены закончили свою жизнь либо на кострах инквизиции, либо на дыбе, либо в тюрьмах.
Но речь пойдёт не о тамплиерах, а о судьбе их немецкого движения-тёзки, расцвет и закат которого и вовсе уместились в 80 лет.
Движение темплеров основал в 1861-ом году лютеранский священник Кристоф Хофман, задавшийся целью создать новый народ - "Народ Бога" и построить Царство Божье на Земле. Реализовывать концепцию строительства Храма (в духовном смысле, речь шла не о физической постройке здания, а о создании живущей по образу и подобию Христа общины) надлежало на его исторической родине, и последователи Хофмана стали переселяться на Ближний Восток. К началу Второй Мировой переселенцев было почти две тысячи.
Оставшиеся от них "Немецкие колонии", с их добротной, мгновенно узнаваемой, бюргерской застройкой, украшают архитектурный ландшафт (и рынок недвижимости) Хайфы, Тель-Авива и Иерусалима. Мы же отправились в два намного менее раскрученных поселения, Вальдхайм (переименованную евреями в Алоней Аба) и Вифлеем Галилейский.
Лютеранская церковь:
Ни одного потомка немецких поселенцев здесь (как, впрочем, и во всех остальных колониях) не осталось, сплошь простые еврейские крестьяне.
И их еврейский трактор:
Не мог пройти мимо электромобиля:
Внезапно для сравнения соседний образец израильского зодчества
И бонусом соседняя дубовая роща, наверняка не раз вызывавшая у жителей Вальдхайма приступы ностальгии по лесам в окрестностях Штутгарта
Вклад темплеров в развитие Палестины в начале 20 века ничуть не меньше вклада одновременно с ними прибывших сюда поселенцев-евреев. Благодаря темплерам за рубежом стали популярны яффские апельсины. Темплеры также наладили выпуск мыла из оливкового масла, и «мыло из Святой Земли» также стало известным за границей брендом. Темплеры первыми в Палестине начали разводить коров. Сионистский деятель Артур Руппин в начале века, сравнивая еврейские хозяйства с темплерскими, зявил, что евреи не станут настоящими фермерами, пока еврейки не научатся доить коров. Инженерные планы Хайфского порта, железной дороги на Дамаск, городская планировка еврейских поселений Зихрон-Яков и Петах-Тиква - плоды труда немецких инженеров. Куда же исчезли сами поселенцы, несмотря на свою малочисленность, оставившие такой ощутимый след за собой?
Их сгубила верность родине, в неправильное время, в неправильном месте. В 1932 году была основана ячейка Национал-социалистической партии в Хайфе. На домах и автомобилях темплеров начинают появляться свастики. В 1934 году темплеры принимают решение не сдавать жильё евреям и начинают приветствовать друг друга нацистским салютом. В дальнейшем темплеры перестают принимать евреев на работу, а предпринимателям-темплерам рекомендуется расторгать контракты с еврейскими коммерсантами. В 1935 году в Палестине насчитывалось 250 членов нацистской партии, а к 1938 году их число достигло 330, что составляло 17 процентов от общего числа палестинских немцев. В ячейках Яффы, Сароны и Вальхаллы насчитывалось 113 членов. Немецкая молодёжь в Палестине вступала в ряды Союза немецких девушек и Гитлерюгенда. Среди старшего поколения темплеров увлечение национал-социализмом не всеми одобрялось, а в центральной газете организации была опубликована критическая статья об этой идеологии, с точки зрения автора статьи фактически являвшейся идолопоклонством. Что, разумеется, не имело ни для британских властей Палестины, ни для нацистского правительства покинутой 70 лет назад дедами и прадедами нынешнего поколения темплеров Германии, абсолютно никакого значения. Для первых они были "пятая колонна", для вторых - пушечное мясо. За несколько дней до начала войны молодые мужчины из числа темплеров, бывшие гражданами Германии, были призваны в германскую армию и покинули Палестину. Оставшихся членов общины с началом войны задержали британцы. Часть темплеров была отправлена в концлагерь в Атлите (не правда ли, факт наличия концлагерей, в которых во время Второй Мировой на территории Израиля содержались заключенные-немцы - не что иное, как
разрыв шаблона), а молодые мужчины с семьями были депортированы в Австралию. За время войны были совершены три обмена гражданских лиц, в ходе которых часть палестинских темплеров была переправлена в Германию в обмен на евреев из германских концлагерей, имевших палестинские паспорта. Обмен при этом был неравным, и число немецких подданных, возвращённых в Германию, было значительно выше, чем число евреев, вернувшихся в Палестину.
С окончанием войны британцы отпустили интернированных темплеров на свободу, но перспективы проекта построения этническими немцами Царства Божьего на Святой земле, бок о бок с десятками тысяч чудом вырвавшихся из нацистских концлагерей евреев, выглядели очень мрачно. Немецкое меньшинство всё чётче чувствовало идущий от окружающего еврейского большинства посыл "Давай, до свидания!", временами с летальным исходом. 22 марта 1946 года был убит последний мэр Сароны, Готлиф Вагнер. Машину Вагнера остановили на дороге, его вытащили из машины и застрелили в упор. Остальных пассажиров машины не тронули. В апреле 1948 года еврейские боевики атаковали Вальдхайм, убив двоих жителей и ранив ещё одного.
После образования государства Израиль оставшимся палестинским темплерам было предложено покинуть пределы страны. 49 человек были отправлены в Германию, свыше двухсот выбрали Австралию, куда и прибыли в 1949 году.
Вот такая история.