“Aferim” (“Браво”) румынского режиссера Раду Жуде, получивший приз за лучшую режиссуру на Берлинском международном кинофестивале, - разумеется никакой не наследник румынской новой волны, ни Кустурицы, ни даже германовской притчи “Трудно быть богом”, а уж тем более здесь мало вестерна. Самое главное, это фильм не о XIX веке, не о поисках беглого цыгана, а о веке XXI-м.
“Aferim” - это фильм-насмешка над политкорректной Европой, перекликающийся в первую очередь с “Боратом”, тем более, и то, и иной есть вариация на тему роуд-муви.
Весь фильм мы слышим подобные рассуждания:
“Гигантские евреи размножались, но с каждым разом становились все меньше. Теперь это нынешние евреи. Вот, почему евреи терпеть не могут людей, христиан. Вот, почему, они убили, Господа нашего, Иисуса Христа…
- Лучше еврей без бороды чем борода без еврея. А что они делают в Молдове? Евреи по всей Молдове катаются в свой экипаж -
- но в этом ничего плохого нет -
- но в экипажах православные христиане. -
- Не верю, отче - Так поступали москали с нашими крестьянами. В войну 1827 года генерал Желтухин заставлял их тащить телеги.
Каждое племя существует на Земле для чего-то.
Евреи - для мошенничества
Турки - для проклятий
Мы, румыны, - для любви и чести и христианского мученичества
И у каждого народа есть свои привычки.
Евреи - много читают.
Греки - много говорят.
У Турок - много жен.
Немцы - много курят.
Венгры - много едят.
Москали - много поют и пьют.
Англичане - много думают.
Французы - очень следят за модой.
Армяне - много бездельничают.
У черкесов - много шнурков на одежде.
Итальянцы - едят много пончиков.
Сербы много мелят,
А цыганей много бьют. Цыгане должны быть рабами потому, что их проклял Ной”.
И так далее, и тому подобное.
Получился просто какой-то триумф расизма, национализма, мизогинии, православия, гомофобии, целомудрия, мракобесия, клерикализма, антисемитизма и деспотии над либерализмом и политкорректностью. Еще одна параллель: “Дон Кихот” Сервантеса. Но если рыцарь печального образа желал защищать униженных и оскорблённых, то Теодор Кобра и Ионийца, гнобят бедных, обманывают беззащитных, убегают при первой опасности, не имеют сострадания и служат самому сатане.
Click to view
Раду Жуде, надев маску самой невинности, делает фильм о временах незапамятных и поэтому получает индульгенцию. Он крутит дули в лицо леволиберальному Берлину, а взятки с него гладки.
Самое смешное, что Жуде издевается над Лотяну, Петровичем, Кустурицей и Будулаем. Кинематограф 20 века воспел цыган как вороватых, но свободолюбивых пилигримах пыльных дорог, а Жуде изображает цыган как скот, подневольных, жалких рабов, целующих руку самому последнему начальнику, которые тычет им кулаком в морду.
Венцом фильма стала страшная кровавая сцена, которая поразит ваше воображение.