2 ноября Общественное движение «Наши дети города Балашиха» проводит в Ледовом дворце «Арена Балашиха» большую конференцию на тему «Организация и содержание инклюзивного обучения детей с ОВЗ и детей - инвалидов в Московской области». На нее съедутся ведущие эксперты и специалисты в области медицины и образовательных программ для «особых» детей из Москвы и Подмосковья.
Предполагается, что модерировать конференцию будет Елена Клочко - член Общественной палаты Российской Федерации, заместитель председателя Координационного Совета по делам детей - инвалидов других лиц с ограничениями жизнедеятельности при Общественной палаты РФ, член совета по попечительству в социальной сфере при Правительстве РФ.
Я неспроста перечисляю ее регалии. После серии публикаций о детях-аутистах из Балашихи проблемой заинтересовались на самом высоком уровне.
Анна Сергеева, прекрасная мама, которая
растит сына Диму, страдающего расстройством аутичного спектра (РАС) и такие же родители, как она, достаточно долго добиваются возможности сделать на базе любого образовательного учреждения города Балашиха специальный ресурсный класс, где будут учиться их ребятишки. Родители заручились поддержкой психологов, разработчиков специальных программ для детей с расстройством аутистического спектра (РАС). Эти специалисты настаивают, что таким детям не просто нужна, а необходима общеобразовательная, а не коррекционная школа. Ресурсный класс и адаптированная программа, а также помощь тьютора (специального педагога, который будет работать с ребятами-аутистами) помогает детям с расстройством аутистического спектра стать более успешными в освоении школьной программы. Да и обычным, здоровым ребятишкам, такое взаимодействие в жизни будет явно не лишним. Они становятся более толерантными, понимающими, и вырастают неравнодушными людьми.
По этому поводу участники общественного движения «Наши дети города Балашиха» ведут непрерывное общение с госорганами, участвуют в круглых столах, конференциях и мероприятиях министерств и ведомств, благотворительных фондов. «Мы понимаем, что останавливаться нельзя, поэтому решили провести свою конференцию, куда приглашаем экспертов и всех заинтересованных в решении этой задачи. Приглашаем также и представителей местной власти, в частности начальника Управления образования г.о. Балашихи Александру Зубову», - рассказывает Анна Сергеева.
Гостям будет интересно не только обсудить проблематику, но и коснуться судеб отдельно взятых детей.
В преддверии конференции мне удалось познакомиться и пообщаться с Оксаной Ковалевой. Даниил, ее десятилетний сын с РАС, посещает обычную общеобразовательную школу. Чтобы добиться этого, Оксана предприняла нереальные усилия.
Выглядит это примерно следующим образом: как только в школе заканчиваются уроки, мальчик приходит в класс и индивидуально занимается с учителем фактически во вторую смену, что, по словам мамы, является грубым нарушением со стороны школы. Всего на программу ему отводится 8 часов в неделю, школу он от силы посещает 3-4 раза в неделю, учась всего два урока в день. Опять-таки, благодаря усилиям мамы, мальчику удаётся общаться раз в две недели с одноклассниками в рамках внеурочной деятельности. В общий поток учащихся его не вводят, ссылаясь на медицинские показания, хотя он ведёт себя вполне адекватно, разговаривает и неплохо усваивает материал.
Статья 79 Федерального Закона "Об образовании" предусматривает создание для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) специальных условий, и мама настаивает, чтобы такие условия были созданы, но руководство школы сопротивляется, требуя от нее заключения специальной комиссии.
«Буквально на днях я получила ответ на свое заявление, в котором просила предоставить моему сыну специальные условия в учебном заведении, составление индивидуального учебного плана (который предусматривает больше учебных часов), а также занятий с классом. Мне ответили по всем пунктам твердое «Нет», - сетует Оксана Ковалева.
Для персонала школы она слишком напористая мамаша, которая не хочет, чтобы ее «особый» ребенок довольствовался индивидуальным обучением в том формате, который есть сейчас. Но Оксана, как и все мамы таких детей - боец, поэтому намерена не только обнародовать эту историю на конференции, но и продолжить коммуникации с госорганами, включая Администрацию Президента.
«Нам нужна не псевдоинклюзия, а нормальное образование для наших детей. Да, они особые, и поэтому условия нужны особые. Ресурсный класс - это выход. Более того, мы готовы вкладываться интеллектуально и финансово. Привлекать специалистов, готовых с ними работать, и спонсоров. Ничего сверхвыдающегося нам не надо, но отправлять детей в коррекционные школы, которые нам предлагают сейчас, или изолированно учить их в обычных школах, не выход», - говорят родители детей с расстройством аутического спектра.
Надежду, что их услышат и поддержат, они возлагают на эту ноябрьскую конференцию , хотя лично мне, как автору этих строк с трудом верится, что чудо произойдет достаточно скоро. Каждый процесс в России согласовывается долго и мучительно, а любой новаторский проект - ответственность, который не каждый готов взять на себя. Нет, я не сомневаюсь в компетентности органов местной власти, но для того, чтобы реализовать образовательные проекты для особых детей, добро нужно получить на федеральном уровне. Желательно на прямой линии с Владимиром Путиным.
Единственное, на что уповаю - на неиссякаемую энергию родителей особых детей, которые поставили себе цель сделать их полноправными членами общества.