Посмотреть на Яндекс.ФоткахДелая в комнате ремонт, наткнулся на такую вот интересную книженцию, которую вовремя позаимствовал в Лихоборах:)
Книженция интересна тем, что описывает тяговые передачи ПС, со всеми рассчётами, чертежами и картинками. Но самое главное - историческая часть.
Мутными рассчетами грузить особо не буду (да и не надо оно Вам, честно); но небольшой ликбез - проведу.
Тяговая передача 1 класса - опорно-осевое подвешивание редуктора и ТЭД:
Посмотреть на Яндекс.Фотках Различные варианты редукторов:
Посмотреть на Яндекс.Фотках Как один из вариантов: траверсная подвеска ТЭД:
Посмотреть на Яндекс.ФоткахВторой вариант - через серьгу
Если с редуктором всё более-менее понятно, то с ТЭДом возникает засада - это его опора на ось КП. Если перед войной (по рассказу моего дедушки, обладателя английского мотоцикла марки Велосетте) англичане делали разъемные(!) коренные (!!) подшипники качения (!!!) в ДВС, то... у нас такое устройство додумались вводить недавно. На 2ТЭ70. Про Гранит не скажу.
Собственно варианты подшипников скольжения, которые применяют до сих пор:
Посмотреть на Яндекс.Фотках Далее, по плану - передачи 2 класса. Их отличает опорно-рамная подвеска ТЭД, и опорно-осевое подвешивание редуктора. Какие плюсы? В отличие от передачи 1 класса, колебания от неровностей путей (назовём это так) не передаются на ТЭД (который восприимчив к этому). Но есть и сложность - ТЭД спокойно крутится на раме, а редуктор (от этих же неровностей) будет прыгать! Значит нужно что? правильно, муфту:)
Муфта системы Сешерон:
Посмотреть на Яндекс.ФоткахПрименялась на первых электровозах, в том числе ЧС1, ЧС3 и некоторых ЧС2.
МУфта системы Шкода:
Посмотреть на Яндекс.ФоткахШла от ЧС2, через ЧС2Т,ЧС4, ЧС4Т, ЧС6, ЧС200 до ЧС7 и ЧС8.
Представляет полый вал ТЭД, в котором проходит вал (тот же "кардан"), одним концом соединённый через шарнир Гука с полым валом ТЭДа, а другим, через тот же шарнир - с малым зубчатым (ведущим) колесом редуктора.
Ещё интересный русский вариант:
Посмотреть на Яндекс.ФоткахУниверсальная Шарнирно-поводковая муфта (УШПМ), для ТЭ121.
"лучи" соединенные между собой поводками (набор лучей - на валу ТЭД, и симметричный ему - на валу редуктора) дают определённую степень перемещения.
Тут я не стал приводить примеры передачи электропоездов, где валы соединены через резино-кордовую муфту.
Далее, самое сложное с конструкторской точки зрения - передача 3 класса, в которой и редуктор и ТЭД имеют опорно-рамное подвешивание.
Как пример - подвешивание тепловоза ТЭП70:
Посмотреть на Яндекс.Фоткахгде ось КП "одета" в полый вал, на который насажена шестерня. А полый вал сообщается теми же поводками с КП.
Аналогичная система была и на ТЭП60 (система Эрликон):
Посмотреть на Яндекс.Фотках А вот французы сделали инчае. Они связали ось КП и полый вал неким подобием шарнира Гука:
Посмотреть на Яндекс.Фотках И аналогичная шарнирно-поводковая система фирмы ВВС:
Посмотреть на Яндекс.Фотках Ну и на десерт, пара инноваций того времени.
Съемный боковой 2-х режимный редуктор (грузовой-пассажирский):
Посмотреть на Яндекс.Фотках Тоже самое, но в варианте группового привода:
Посмотреть на Яндекс.Фотках Ну и групповой привод с 2я комплектами муфт:
Посмотреть на Яндекс.Фотках Групповой привод с продльным расположением ТЭДа:
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фоткахв этом случае редуктора сидят на оси КП.
По старой традиции, жду вопросов, дополнений, исправлений