Встречи в Путевом дворце

Aug 22, 2017 12:09

  1. Почтовые станции и путевые дворцы
Некоторые люди старшего поколения помнят, что было время, когда еще не ходили из Москвы в Петербург скоростные поезда фирмы Siemens (окрещенные в России «Сапсанами»).
Сейчас кажется невероятным, но ведь было и такое время, когда лишь тихоходные поезда с пыхтящими паровозиками да деревянными вагончиками ходили по Николаевской дороге.
Ужасное было время! Орловский губернатор Вадим Поломский не так давно раскрыл нам страшную тайну. Оказывается, Иван Грозный со своим сыном Иваном ехал из Москвы в Питер именно в таком поезде. Вадим Полонский, правда, не уточнил, то ли от резкого толчка цесаревич свалился с верхней полки и ударился об угол стола, то ли простудился на сквозняке (как это не раз случалось при царском режиме, не работал кондиционер!), вот и не доехал цесаревич до Питера. Погиб в пути.
А еще было время, которое мы помним по пушкинскому «Станционному смотрителю» да по радищевскому «Путешествию». Тому самому, из Петербурга в Москву. Время, когда ни шпал, ни рельсов не было и в помине. Лишь ямские станции. Потом - почтовые. Там можно было переночевать, сменить лошадей, позднее - масло. Можно было напоить-накормить экипаж: водой, овсом, позднее - антифризом, соляркой, бензином.

Неуютно было в такой дороге. Лишь особы, особо приближенные к императору, могли пользоваться путевыми дворцами, выстроенными на всём пути из Петербурга в Москву по высочайшему указанию Екатерины Великой. Появились такие дворцы в Торжке, в Твери, в Крестцах, в Великом Новгороде. Построили путевые дворцы и на въезде в Москву и в Санкт-Петербург - чтобы можно было еще раз отдохнуть, привести себя в порядок перед торжественным въездом в Кремль или в Зимний дворец.
Путевой дворец на въезде в Питер был назван Чесменским (в честь морского сражения в Чесменской бухте). Путевой дворец в Москве - Петровский. Потому как стоит в Петровском парке. Сейчас от парка, правда, мало что осталось. Лишь небольшой сквер за Путевым дворцом. Все аллеи перед ним еще а 30-х годах прошлого века были перерезаны аллеями Ленинградского проспекта, а потом и вовсе выкорчеваны, когда Ресин строил тут свою «Большую Ленинградку», скоростную автостраду среди жилых кварталов - вместо того, чтоб вести ее вдоль Николаевской железной дороги, как то предусматривалась генпланом Улласа-Шпеера (1971).

Сейчас почти все путевые дворцы - в страшном запустении. Дворец в Твери начали было реставрировать, когда он вошел в состав арт-центра «Тверца». Там открывалась выставка «Синих носов» на гельмановском фестивале «Верь-в-Тверь» (2011). Но как Путин прогнал губернатора Дмитрия Зеленина, раструбившего о червячке в кремлевском салате, так и арт-центр вскоре закрылся, а у главного его здания (бывший речной вокзал) вообще на днях съехала крыша. В буквальном смысле слова.



Так выглядит сейчас арт-центр "Тверца" Марата Гельмана, в состав которого входил Екатерининский путеаой дворец на проитивоположном берегу Волги
  1. Петровский дворец
Повезло лишь Петровскому путевому дворцу в Москве. Он сейчас - в ведении столичной мэрии. Там теперь - пятизвездочный отель Petroff-Palace, который еще называют Домом приёмов правительства Москвы. Многочисленные рестораны, конференц-залы…



Даже в крепостную стену вокруг Петровского дворца встроен уютный ресторанчик с летней верандой плюс бассейн этажом ниже.



Вот захожу я в такой конференц-зал. Даже не в зал. Передо мной - атриум под открытым небом. Но - с навесом на случай дождя. Там - встреча с москвичами.

На вот какие обычно вопросы задают москвичи в зданиях мэрии, префектур, районных управ  на таких встречах?

Спрашивают:
- Когда дадут горячую воду?
- Когда зароют траншею во дворе, разрытую два года назад?
- Когда уберут временные трубы, проложенные через сквер для стройки, которая закончилась пять лет назад?
- Когда перестанет падать на голову людям штукатурка с карниза? Когда начнется ремонт фасада?

Вопросы - не выдуманные. Привел лишь несколько от жителей своего арбатского дома на подобной встрече с москвичами, проходившей в зале арбатской управы.
Ну, еще теперь спрашивают про реновацию-депортацию, про окончательное решение жилищного вопроса.

А здесь же всё по-другому. Вопросы были совершенно иными. Глобальными.
Я бы сказал, вопросы куда более актуальные.
  1. Дилетантские чтения
Да, в атриуме Петровского дворца спрашивали о другом.
Спрашивали:
- Почему из хорошего мальчика получается тиран и деспот? В чем причина? Гены? Плохое воспитание? Психологическая травма?
- В чем причина тирании?
- Как так получается, что демократия вдруг перерождается в тиранию?

Вспоминали при этом разных тиранов. Вспоминали родившихся во дворцах Рима, в грузинской сакле на окраине Гори. Вспоминали и родившихся в деревне Рансхофен под Браунау или в какой иной подворотне.

Был жаркий летний вечер. Путевой дворец стоит на полпути - нет, не на полпути от Питера до Москвы, до Петербурга еще далеко. Путевой дворец стоит на полпути от центра Москвы к Серебряному бору, к Строгинской пойме, к Спасскому и Алёшкинскому заливу. Но сотни москвичей предпочли вечернему летнему отдыху ответы на традиционные вопросы русской интеллигенции: кто виноват и что делать. Третий вопрос («Где мои очки?») никто не задавал. Приехавшие нашли ответ на него еще до того, как вышли из дома.

Людей могло быть и гораздо больше. Просто вход был по регистрации, а регистрация - по количеству мест на открытой площадке дворика вкруг Петровского дворца.

- Я счастлива видеть таких слушателей, слышать такие вопросы! - говорила отвечавшая на них профессор Наталья Басовская.

Осталось добавить, что люди собрались в Петровском дворце на Дилетантские чтения, посвященные выходу очередного номера журнала «Дилетант» (главный редактор - Виталий Дымарский). А сам номер посвящен римским диктаторам: Да и не только римским. Тема номера: «Из ангелочков в палачи: Калигула»

  1. Поэзия Натальи Басовской

Вел вечер главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов. Вопросы читателей (слушателей) предваряло выступление Натальи Басовской.



Все мы слушаем по субботам диалоги Венедиктова и Басовской в программе «Всё так». Многие помнят ее лекции по истории, пламенные речи (по другому и не скажешь!) в программе Academia на телеканале «Культура».

Не буду спорить с Александром Невзоровым, о том, является ли история наукой. Есть высказывания на исторические темы, истинность которых выводится из исходных предикатов как строгий силлогизм на уровне первой теоремы Гёделя в математической логике. Александр Глебович, конечно, сослался бы на вторую теорему Гёделя о неполноте, но вот я, например, не раз доказывал (в «Огоньке», на «Эхе»), что Куликовская битва произошла у южного входа на станцию метро «Китай-город», определял, с кем и почему. Доказывал как строгую математическую теорему. Но сейчас речь не об этом.

Для меня история в интерпретации Натальи Басовской - это, прежде всего, поэзия. Поэзия древних свитков, преданий, легенд, складывающихся из многовариантной словесной руды похивных документов в яркую картину древностей, описывая которую, Наталья Ивановна искренне переживает за своих героев, будь то история рыцарей-тамплиеров, трагедия Орлеанской девы или судьбы императоров Древнего Рима.

Наталья Басовская - гений поэтического погружения собеседника в пласты древних эпох. Гений, единственный в своем роде. Таких больше нет. Был еще Лев Гумилёв. И вот теперь - Наталья Басовская.

Конечно, подходы к истории у них разные. Гумилёв - поэт, сын поэтов (Николая Гумилёва и Анны Ахматовой), а. Наталья Ивановна - профессор, строгий академический ученый.

Но роднит их именно поэтическое восприятие мозаики исторических событий. Когда я слушаю выступления Басовской, вспоминаю лекции Гумилева, записанные на Ленинградском телевидении еще в 1990 году, когда казалось, Лев Николаевич только что пил чай в юрте Улугбека, а сейчас рассказывает нам об этом.

Когда Наталья Ивановна начинает свою лекцию или просто отвечает на вопросы, она захватывает слушателя удивительными подробностями. Порою кажется, что она стояла за портьерой Версаля во время переговоров Людовика с Ришелье, слушала разговоры рыцарей в замке тамплиеров. Или даже стояла в тени колонны Римского форума точно так же, как Лев Гумилев прятался за коврами юрты Чингисхана.
И становится не так уж важно, является ли история строгой наукой или нет, когда мы имеем дело с живой историей жизни конкретных людей, оказавшихся волею судеб в точке бифуркации исторических процессов и оказавших влияние на судьбы мира.

Постскриптум
  1. Завтра, 23-авг-2017, - выпуск нового номера журнала «Дилетант», новые Дилетантские чтения.
  2. Полный набор фотографий с Июльских дилетантских чтений в хорошем разрешении можно увидеть тут.

Эхо Москвы, кровавый режим, Венедиктов

Previous post Next post
Up