Москва, День города: Виноградов-Дубосарский, Провиантские склады, пир на весь мир…

Sep 13, 2014 11:04

Почему вроде как?
Потому что когда идешь по свежезалитой цементной стяжке пандусов с просвечивающими прутьями усиления бетонного каркаса, покрытой составом противоскольжения, становится понятно, что еще осталась возможность использования Провиантских складов по прямому назначению - для въезда по обновленным пандусам подвод с провиантом и на первый, и на второй этаж. Или для въезда подвод без провианта, как это было в течение многих десятилетий - в эпоху размещавшегося здесь гаража Генштаба РККА (впоследствии - 147-й автобазы главного автобронетанкового управления Министерства обороны).

Parkplatz

Если бы склады возродились не в виде «генеральского гаража» (или гаража управления делами президента), а в качестве открытого для всех паркинга, это было бы здорово. Помещение для музея найти несложно, а вот таких зданий, идеально подходящих для многоэтажного паркинга без какой-либо реконструкции и реставрации, таких в Москве больше нет.

Кто-то посчитает заявление о парковке внутри ампира первой трети 19 века (Провиантские склады строились в 1829-1835гг.) кощунственным, но, во-первых, ампир строился в сугубо утилитарных целях - для снабжения провиантом расположенных по соседству Хамовнических казарм. Во-вторых, сам дорический ордер и венчающий корпуса складов антаблемент с наклонными стенами и сужающимися кверху дверными проемами - откровенная пародия архитектора Стасова на конструктивы пирамиды Хеопса и сокровищницы египетских фараонов (то есть те же склады!).

А что музей?

Во дворе Провиантских складов от солдафонов осталось столько никчемных бетонных пристроек «начальника транспортного цеха», за которыми - огромный пустырь, простирающийся до Кропоткинского переулка, что вот оно - прекрасное место для современного мультимедийного музея, для такого шедевра, как, скажем, центр Помпиду в парижском квартале Бобур.

А что сказать про искусство в гаражах?
Можно назвать работы Виноградова и Дубосарского искусством?
Почему нет?
Особенно, если сравнивать их с какими-нибудь рваными полотнами, на которые какой-нибудь художник-самозванец выливает ведра черной и белой краски, то сравнение будет в пользу Виноградова / Дубосарского.



Если облить холст /доски ведрами стекающей черной и белой краски, это тоже будет искусством. Гавное, чтобы художник радовался!
(фото - с одной из выставок в Центральном доме архитектора, Союз московских архитекторов)

Виноградов & Дубосарский

От многих на вернисаже в Провиантских складах, впрочем, слышалось: «Попса!».
Говорили, что все полотна созданы чуть ли не за два месяца освоения собянинского бюджета. Шепотом передавали друг другу рассказы о каких-то подмосковных ангарах я яхтами на берегу Пироговского водохранилища, где Рафшан и Джамшуд с целыми бригадами маляров в течение двух месяцев на огромных полотнах раскрашивали увеличенные старые фотографии. Впрочем, такие слухи - это, скорее, всего лишь плод фантазий завистников.

Между тем, многие фотографии подобрано столь удачно, что концепция не лишена смысла. Как, например, доска почета с вкраплением таких «героев капиталистического труда», как Билл Гейтс, Стив Джоббс или Марк Цукерберг. Bill Gates , Steve jobbs или Цукерберг, Марк .



Герой каптруда Билл Гейтс



Стив Джоббс



Марк Цкукерберг

Иные фотографии вызывают яркие ассоциации с реалиями 50-х-60х годов.
«Сегодня он играет джаст,
А завтра родину продаст!» - говорили про стиляг на рубеже 50х-60-х годов.

А что думает Валентина Терешкова, глядя, как Юрий Гагарин хлещет «двойной бурбон» через трубочку?
И какой у нее строгий, осуждающий взгляд!



«Сегодня он сосет коктейль,
Завтра ракету угонит отсель!»

"Сегодня он коктейль сосёт,
а завтра к битникам уйдет!"

Был любопытен полиэкранный фильм о Виноградове и Дубосарском, показанный на вернисаже на трех экранах одновременно.





Интересны раскрашенные старые фотографии 30х-40х годов. Вот первый поезд метро, а вот Арбатская площадь, на которой еще нет ни тоннеля, соединяющего бульвары, ни красного павильона метро, лишь временный павильончик 1935 года. Узнаваем лишь дом Моссельпрома на углу Калашного и двух Кисловских переулков.





Или вот строители-геодезисты на Берсеньевской небрежной. Я бы назвал эту картину «Бракоделы» - настолько узкой и неудобной у них эта набережная получилась!



Непривычно выглядел и закамуфлированный в 1942 году Большой театр.
Нужна ли была такая декорация?



В отличие от Дрездена, Грозного и Хиросимы Москва не подвергалась ковровым бомбардировкам. Нет, военно-промышленные объекты (завод Хруничева, ЗИС, железнодорожные узлы) атаковались с воздуха, но центр столицы? Два случайных попадания (угол Мясницкой и Кривоколенного и угол Арбата и Большого Николопесковского) за всю войну, если не считать «зажигалок», с которыми справлялись выпускники детского сада и которые давали лишь психологический эффект. В свое время, занимаясь московской историей 1941-42гг., я задавал вопрос всем своим знакомым, пережившим войну в центре Москвы, вспоминали лишь эти два попадания. В общем, «Люфтваффе» Геринга, как бы к нему не относиться, оказалось единственной структурой ВВС Второй мировой строго соблюдавшей Женевские и Гаагские конвенции. Харьков, например, несколько раз переходил из рук в руки в целости и сохранности в 1941-42гг., пока не был превращен в руины авиацией маршала Жукова.

Что еще?
Вот парадная работа этой выставки - «Мосфильм».



Эмблемой современной оболваненной Москвы удачнее смотрелся бы символ зомбоящика - Останкинская телебашня. Но если выставка посвящена эстетике 50х-60х, то «Мосфильм», пожалуй, еще не уступил ей пальму первенства, тем более что и Останкинской башни (1967) еще не было. Работала лишь Шуховская башня, которую сейчас, как говорят, пытается снести семейство Дворковича, зять которого, как говорили об этом на недавних слушаниях  в Мосгордуме, имеет непосредственное отношение к девелоперам, застроившим стадион завода «Красный пролетарий» (единственный зеленый оазис в этой части столицы) и подбирающимся к гиперболоиду инженера Шухова.

Интересны выглядят нераскрашенные (черно-белые) фотографии Ахмадуллиной и Окуджавы (хотя и помеченные традиционно: «холст, масло»), памятник Маяковскому в непривычном ракурсе.





А вот портреты Высоцкого и Есенина? Оживший советский лубок и ничего больше!



Единственная работа, которая, на мой взгляд, вызывает несомненный интерес как яркое произведение искусства, так это, пожалуй, спор французских философов о Москве. Витязь-замкадыш уже подбирается к стенам столицы (не скучающий ли по новым баталиям после перемирия в Луганде?), а западные философы все еще спорят о его «особом пути».



Дворик Провиантских складов в день вернисажа - это и выстроенные тут стены домика Мельникова в Кривоарбатском, и стены мавзолея, превратившиеся в лавочки для хипстеров, и сцена с ярким цветомузыкальным оформлением, и видеоинсталляции, появлявшиеся на стене Провиантских складов в режиме on-line.


Дом Мельникова во дворе Провиантских складов



Мавзолей Ленина, превратившийся в лавочки для хипстеров



Девушка, которая поёт

Всё это несколько ослабляло тот когнитивный диссонанс, с которым мозолили глаз неуместные в окружении ампира постройки «завгара».

Во дворе на вернисаже угощали яблочным пуншем, водочными коктейлями, основным ингредиентом которых была водка «Белуга».



В прошлые годы День города превращался в бесконечную пьянку, в которой толпы известных в арт-тусовке «халявщиков» перебегали с одного вернисажа к другому, а к концу дня уже падали от изнеможения.

В Провиантских складах учли печальный опыт прошлых лет и к стойке бара устроители (Галерея Триумф) подпускали лишь по спискам и приглашениям. И это - правиольно! Ведь что бывало, когда устроители Дня города утра до вечера спаивали русский народ? Страшно вспомнить!.

Кузнецкий, 11, былые годы

Вот фотографии с первого собянинского Дня города.

В выставочном зале Московского союза художников (Кузнецкий мост, 11) - выставка «Москва - территория для жизни, территория для творчества». Жизнь оказалась настолько пьяной, что и творчество таким же.

Посетители, приходившие пьяными уже с других вернисажей, продолжая пьянствовать на «территории для жизни», тут же занимали место на «территории для творчества». Опрокинув стакан водки, пускались в пляс (благо, целый день играла музыка), но падали, едва отойдя от поддерживающей их стенки.





Приходилось танцевать на карачках.



Потом начиналось действо, напоминавшее стриптиз. По залу разбрасывались шарфы, куртки, очки, туфли, сумки, смартфоны...



Администраторша выставочного зала МСХ на Кузнецком(на фото - девушка в синем) пыталась урезонить пьяную компанию, но - бесполезно.



Опираясь друг на друга, пьяницы снова пускались в пляс. Последнее и пожалуй, самое ярко впечатление с того Дня города - какой-то старик Козлодоев, плясавший, высунув язык от удовольствия и обливаясь слюнями.



Впечатления оказались для меня столь незабываемыми, что в этом году после открывшейся в пятницу выставки Виноградова-Дубосарского я сразу уехал далеко за город. Как говорили в советское время, за «сто первый километр»!
Тишина подмосковных лесов, заполненных богатым урожаем грибов - разве можно сравнить такую идиллию с какими-то пьяными балаганами?

Нет, День леса лучше Дня города!

Постскриптум: «Лиха беда начало!»

Возвращаясь к идеи использования автобазы РККА по прямому назначению, замечу, что начало уже положено. Один из посетителей вернисажа Виноградова-Дубосарского смог воспользоваться помещением Провиантских складов по их прямому назначению и припарковаться на втором этаже. Владельцем припаркованного на втором этаже экипажа был Егор Гельман. Но не потому для него было сделано такое исключение, что он - внук всемирно известного драматурга Александрв Гельмана, нет. Экипаж Егора был единственным, который в силу своих скромных габаритов смог въехать на пандус парковки через узкие рамки металлодетектора!



Экипаж Егора Гельмана. припаркованный на втором этаже Проивнантских сколадов. Слева от экипажа - отец Егора, Марат Гельман

- У нас будет своя Новороссия! - отвечал на вопрос о прогнозах отец Егора, имея в виду свой новый проект, новую Новороссию (уж извините за тавтологию!) в окрестностях Будвы.

Марат Гельман, Закат России, Москва, интеллигенция, Запретное искусство, водка

Previous post Next post
Up