В школе, помню, нас учили, что критический реализм 19 века, он отражает жизнь.
Соцреализм вроде бы тоже отражал жизнь, что еще и звал куда-то вдаль светлую, несусветную.
Современная литература постмодерна - она уже не отражает жизнь, она ее моделирует и формирует.
Кто такой Путин? Гениалисиссимус Букашин, кагебешник с бесцветными глазами из романа Войновчиа «Москва-2042».
Что такое аннексия Крыма? Это - «Весна», военно-патриотическая игра из романа Аксенова «Остров Крым».
Кто такой Бастрыкин? Батя - главный опричник из сорокинского «Дня опричника»!
Что такое Донецкий фронт (вчера в новостях впервые появилось это слово: «Он - на фронте», - говорили про кого-то каждые полчаса)? Ответ: фронт - это бесконечные войны «Теллурии» того же автора, герои которого эвакуируются в единственно спокойное место, на Крайний Север, в Беломорскую республику.
На недавней выставке Дмитрия Цветкова в московской
Krokin Gallery зрители могли убедиться, что не только современная литература, но и современная живопись формирует жизнь.
На картине - танк. Но не просто танк, а танк германского Бундесвера. Вместо привычного бравого танкиста из люка выглядывает миловидная девушка. В какой армии девушек берут на службу наравне с юношами? Правильно, в вооруженных силах самообороны Израиля (ЦАХАЛ).
А вот дорожный знак, висящий на растяжке, там, где главная дорога, идущая в сторону Гжели, меняет направление, прорисован как-то не так. Такого типа дорожный знак, в России и в других в странах, принявших Венскую конвенцию о дорожных знаках и сигналах 1968 года (с последующими Женевскими протоколами), выглядят иначе. На картине - знак, прорисованный в точном соответствии со стандартами министерства транспорта США. Значит, окрестности Гжели входят в американский сектор Западного Берлина, простите, в американский сектор Восточного Подмосковья.
Танк Бунждесвера в окрестностях Гжели. Судя по дорожным указателям, в американской зоне Восточного Подмосковья
Стоило мне на вернисаже остановиться у картины Дмитрия Цветкова, символизирующей, как мне показалась, апофеоз санкций Евросоюза и США по отношению к стране-изгою, как друзья художника стали говорить о случайности представленной композиции.
- Дима не водит машину, не разбирается в автомобилях, не знает правил дорожного движения! - говорили мне на вернисаже.
- Какой-то танк действительно появлялся на учениях в окрестностях Гжели, правда, но без девушки, - говорит
Дмитрий Цветков . - А стал писать, попался журнал с фотографией современного танка, принятого на вооружение в Бундесвере.
Но это тем более интересно! Значит, поразившая меня картина создана на уровне подсознания, на уровне интуиции, на уровне предвидения.
Дмитрий Цветков у своих картин
Все персонажи на картинах с той выставки Цветкова светились радостью. Улыбались Минин с Пожарским на Красной площади. Улыбался мухинский пролетарий, слившийся в любовном экстазе с такой же улыбающейся крестьянкой. Над головой - яркое синее небо. Светлое мирное небо после Третьей мировой войны. Долгожданное мирное утро. Выставка так и называлась: «Утро красит нежным…».
В соседних залах висели картины в мрачно-серых тонах. Работы Константина Батынкова. Там еще шли бои: в окрестностях Кремля, на Смоленской площади. Чем-то картины в черно-белых тонах напоминали военную хронику, когда лучший друг всех москвичей
решил не топить москвичей, как котят, взрывая плотину в Химках перед отъездом в самарский бункер. Сталин ограничился
затоплением крестьян севера Подмосковья, отрезав армии обитавшего в доме Чайковского (в Клину) фон Бока и стал строить баррикады на Садовом. Тпакие, как на картинах Батынкова. Но хорошо прорисованная послевоенная сталинская высотка на Смоленке говорит нам о том, что война на картинах Батынкова далеко не Вторая мировая. Скорее, Третья.
Московские бои на фоне современных московских реалий - непременный атрибут многих полотен Константина Батынкова
На днях Путин в разговоре с председателем Еврокомиссии Жозе Мануэлу Баррозу обмолвился, что за две недели сожет добраться до Киева. Почему так долго, если даже поезд доходит за 10 часов? Очевидно, речь шла о поездке в компании с танкистами. Мржет быть, это будет бегством от танкистов, обосновавшихся в Гжели?
Напоследок еще пара фотографий, где участникам вернисажа Дмитрия Цветкова передается радость художника от созерцания мирного неба над головой. А какой там танк за спиной - это уже детали.
ФОТО АВТОРА