Птица-тройка: автомобиль как символ свободы (Аксенов на "Апокрифе" у Ерофеева)

Apr 02, 2011 07:18



"Апокриф" на телеканале "Культура".
http://www.zoomby.ru/watch/16036-apokrif


По сцылке, приведенной выше, - один из лучших "Апокрифов" Виктора Ерофеева и одно из последних выступлений Василия Аксенова.
Updated: Видео ввысокого качества - по кнопке HQ, но с географическими ограничениями:(Россия, Казахстан, Киргизия, Азербайджан, Армения, Белоруссия, Украина, Грузия, Молдавия, Таджикистан, Узбекистан, Туркмения). Если ролик не открываются (а жалобы уже поступали!), ниже, через абзац, - видеоролик с "Яндекса".

Птица-тройка: автомобиль как символ свободы.

Участники программы говорят об образе автомобиля в литературе - от культового («Три товарища» Ремарка) до сатирического («Двенадцать стульев»). Какую роль играет автомобиль в сегодняшней литературе? Гости: режиссер, продюсер Денис Евстигнеев и писатель Василий Аксенов.


Птица-тройка


image You can watch this video on www.livejournal.com


Аксенов, кажется, чуть ни с рождения сидит за рулем, вспоминает свой первый "Запорожец".
- А потом я пересел на FIAT-124. Вот эта была машина! Она уже едет, прёт! Вся Россия ехала. И уехала!!! - с гордостью говорит писатель про свой FIAT (а ведь просто-напросто "Жыгули"!), который потом в России презрительно называли "копейкой".

И ведь умер писатель, по сути, за рулем (инсульт в дороге, от которого он уже не оправился), поскольку апологетом безграничной свободы оставался он  до конца своей жизни.
Получил ли он инсульт в результате ДТП?
Или инсульт стал его причиной?
Сейчас это и неважно. Важно то, что не выпускал руль из  рук в свои 75, ибо оставался поборником свободы передвижения

Ерофеев представляет Аксенова как космополита (автомобиль - это вечное движение) . И Евстигнеев-младший говорит о России так, словно проехал ее проездом: в этой стране.
.
Участники программы (Василий Аксенов, Искандер Кузеев) говорят о поэтизации в мировой литературе кочевого образа жизни - образ вэна, фургона, кемпера, каравана, идущий от "Путешествия с Чарли в поисках Америки" Джона Стейнбека).

Это о чем?
Кажется, о пустяках. О пёсике Чарли, с которым Стейнбек исколесил всю Америку.
Ан нет, не о пустяках!
О той безграничной степени свободы передвижения, которую Стейнбек возвел в культ, а потом и в повседневный обиход по всей Америке, а затем и в Европе. О той степени свободы жития и передвижения по жизни, которая так и не дошла до этой страны. Не дошла, ибо не вписывалась в сохранившийся с советских времен паспортный режим, режим обязательных регистраций (а где регистрировать вечно двигающийся караван с песиком Чарли?). Кстати, единственный «караван Стейнбека», прижившийся в Москве еще 15 лет назад на Старом Арбате у галлереи А3 и в котором успели побывать практически все классики 21 века, был взорван незадолго до записи "Птицы-тройки" (говорят, постарались бандиты венского банкира-мошенника Александра Смоленского). Об этом караване успела рассказать Лена Яковлева. «Что хочет женщина?» называлась ее программа. Вот именно этого и хочет. Рай в шалаше, который, будучи напичкан всеми атрибутами комфорта западной цивилизации, уже и не шалаш вовсе.



Останки взорванного каравана TE-King 573 (фото: Герман Голландский)

У Василия Аксенова автомобиль - один из главных героев, будь то  "Остров Крым" (Руссо-Балт) или "В поисках грустного бэби".Тема путешествия, тема путешествия как бегства от тоталитаризма пронизывает все творчество Аксенова, начиная от "Звездного билета" (кинофильм "Мой младшимй брат"), где в образе недостижимого Запада по цензурным соображениям выведен советский Таллин (предтеча плавающего по вольному морю русского "отрова Крым").

image Click to view


( отсюда)

А образ автомобиля в литературе современной России?
Участники программы (Кузеев, Евстигнеев) сошлись на том, что это - "Мерседес" опричников из романа Сорокина "День опричника", с песьими головами на капоте ("мигалка" мрачного 2020 года).

PS
1. Я не умею флеш-ролики в пост всавлять, поэтому даю только гиперссылку на программу "Птица-тройка" из цикла "Апокриф" (см.выше). По сцылке - полная версия, в том числе и в формате HD.
Updated: Нашел видеоролик на Яндекс-видео!

2. Среди участников заметил на видеоролиуке классика 21 века, поэтессу Ольгу Ильницкую (во втором ряду, справа).

3. Сам я не участвовал в этой программе. Заметил в зале дуэлянта, который меня всё на заградворотах Икшинского водохранилища пристрелить пытается, а как Евстигнеев-младший заговорил про дуэль трейлера и легкового автомобиля из какого-то голливудского блокбастера, мне совссем плохо стало.

дуэль, заградворота, Европа, СССР, Икшинское водохранилище, ТВ, Российская империя, свобода выбора, Искандер Кузеев, Ольга Ильницкая, мигалки, Виктор Ерофеев, классики 21 века, Москва, День опричника, Александр Смоленский, Старый Арбат, Василий Аксенов, Гекрман Голландский, Сорокин, США, Крым

Previous post Next post
Up