Подобно герою Джерома К. Джерома, попадая в какой-то новый город, я при возможности посещаю местное кладбище. Такие визиты действуют умиротворяюще, настраивают на философский лад, в который раз напоминают о суетности бытия. А еще - дарят много историй.
Иногда для этого просто достаточно побродить среди старых могил и памятников, почитать надписи, даты. И в голове тут же возникают целые абзацы о том, кем были эти люди, как они жили, с кем, при каких обстоятельствах окончили свой земной путь и т.д.
Ваганьковское, Сестрорецкое, Байковое, Рижское... Но Гаванское кладбище Христофора Колумба - это не просто кладбище. Это смесь музея скульптур, черного юмора, красивой скорби и особое, кубинское отношение к вопросам жизни и смерти.
Пройдя под кат, вы узнаете, почему там так и не был похоронен Колумб; кто, где и как исполнит все ваши сокровенные желания и почему мы ехали туда, плача от смеха.
Трудности перевода
А началось все с того, что я совершенно позабыла, как по испански будет слово "кладбище". Наш водитель - вон тот мил человек на фото выше - был искренне рад нам помочь и готов отвезти хоть на край света и потому как мог участвовал в подборе слов. "Сemetery!" - я все еще не теряла надежды на великий и могучий английский язык. "Сeremonia?!" - радостно вопросил наш испанский дон Педро. "Нет, нет!" - закричали мы. Церемонии не входили в тот день в наши планы. "Monuments of dead people!" - решила я зайти с другого фланга. "Marks? Lenin?" - еще больше обрадовался Педро. "No, no!"
Когда мой словарный запас со смекалкой иссяк, Миха взял инициативу в свои крепкие мужские руки и перешел к языку жестов. Педро восхищенно наблюдал за ним, как за народным артистом. Миха пантомимой изобразил засыпающих людей, уходящих на вечный покой. - "Hotel?!" - Похоронный оркестр. - "Conсert?". - Христос на распятии. - "Пляж?!"
Я не знаю, сколько бы все это продолжалось, никто не хотел отступать. Но у нас наконец-то заработал джипиэс, и Миха ткнул пальцем в нужную нам точку. Педро смотрел туда с полминуты, не веря своим глазам, после чего просветленно произнес то самое ключевое слово на испанском: "Сementerio!!". И... перейдя на пантомиму и хохоча, сгибаясь в три погибели, изобразил перед нами целую галерею способов убийств и самоубийств. Особенно хорошо ему удалась сцена повешения и стрельба из револьвера в висок. Хохотать мы все трое не переставали до самых ворот того cementerio.
Еще никогда дорога на кладбище не была такой веселой.
Memento mori
Изначально здесь действительно планировали похоронить Колумба, в связи с чем на рубеже 18-19 веков и было основано это кладбище. Но останки Колумба вследствие многочисленные политических интриг и препон так сюда и не попали даже проездом. Но название "Колумбово" за кладбищем сохранилось до наших дней.
Кубинцы шутят, что это - единственное место на Кубе, где разрешена частная собственность. Дело в том, что из-за особенности климата и дефицита земли, по кубинскому обычаю, умершего тут кладут в мраморною могилу (если он или его родня смогли обзавестись ею при жизни). Затем, спустя 3-4 года могилу вскрывают, прах помещают в специальную урну и водружают ее в семейный склеп.
Поэтому на Гаванском кладбище часто можно увидеть захоронения нескольких поколений семей.
Здесь можно бродить часами, и не найти двух одинаковых скульптур: каждая статуя, украшающая пантеон, отличается своей драматичной оригинальностью.
А это - самый высокий памятник кладбища. Он был воздвигнут на деньги гаванских жителей бригаде пожарников, погибших при исполнении служебных обязанностей. В 1850 году в одном из хозяйственных магазинов Гаваны вспыхнул пожар. Хозяин заведения, заинтересованный в спасении товаров, не предупредил пожарных о находившихся в подвале взрывоопасных веществах. Едва спасатели вошли в охваченное пламенем здание, прогремел взрыв, унесший жизни всей команды, состоявшей из 28 человек.
Памятник в форме египетской пирамиды профессору художественного университета от любящих студентов.
Здесь часто можно увидеть на могилах свежие цветы. Их оставляют упакованными в пакеты, чтобы дольше постояли. Жара среди раскаленных камней просто испепеляющая...
Скульптуры выполнены настолько изящно, что порой теряешься: где скульптура, а где живой объект. Здесь - птица самая настоящая, живая.
А вот увидеть доминошку на могиле в качестве надгробной плиты было и вовсе неожиданно.
История же была следующая. В начале 20-го века в Гаване проживала состоятельная дама Хуана Мартин. Обладая немалым капиталом, женщина имела страсть к игре в домино и в увлечении своем ей не было равных. Если кто желал сразиться с Хуаной, он должен был пройти «испытание» с ее приближенными и лишь потом (в случае выигрыша) допускался к телу столику хозяйки.
Однажды имение Хуаны Мартин посетил неизвестный господин, который заявил о своем намерении сыграть с Хуаной в домино и наотрез отказался от предложенной предварительной партии с лучшими игроками дома. Оскорбленная и негодующая, хозяйка все же приняла гостя. На кон были поставлены огромные деньги... Каково же было удивление окружающих, когда после напряженной борьбы у Хуаны в руках осталась последняя фишка домино. Это была «дубль три» - роковая «дубль три», глубоко потрясшая женщину, не знавшую до этого таких поражений.
Лишение большей части капитала и репутации королевы домино тяжело сказались на здоровье уже пожилой к тому времени дамы. Некоторое время спустя Хуана Мартин умерла.
"Роковая" кость домино украшает надгробие Хуаны Мартин, а ниже следуют надпись: «Маме от Луизы и Антонио».
И наконец...
Исполняющая мечты и желания
....еще одно удивительное захоронение с почти мистической историей.
Это - самая посещаемая могила, Амелии Гойри (де Ос). «Чудотворная Амелия», как ее стали называть после смерти, ушла из жизни в 1901 году при родах. Ребенок появился на свет мертвым. Безутешный любящий муж похоронил двадцатитрехлетнюю Амелию вместе с младенцем, которого положили в ногах у матери.
Сорок лет (!) муж ежедневно приходил к могиле жены, стучал в кольцо, дабы пробудить ее дух и часами разговаривал с возлюбленной.
Тринадцать лет после смерти Амелии умирает ее свекор, обожавший невестку, как родную дочь. Хороня отца недалеко от жены, муж Амелии Хосе Висенте Адот решается взглянуть на тело любимой. Гроб открыли и увидели Амелию, держащую ребенка в руках...
Никто не смог объяснить, как так смогло произойти. Этот случай признали чудом, а саму Амелию - чудотворницей. Супруг Амелии умер в 1941 году. По его завещанию он был похоронен рядом с женой и ребенком.
Подражая примеру Хосе, множество матерей приходило к Амелии просить здоровья своим детям, благополучия в семье и Чудотворница действительно помогала: неизлечимо больные дети выздоравливали, принося счастье любящим материнским сердцам.
Амелия была причислена к лику святых под именем Защитницы слабых детей. По сей день люди приносят на могилу к Амелии цветы и таблички со словами вечного почтения и благодарности за исполненные желания. В День матери - 2 мая - к Амелии идут тысячи и тысячи людей. Дорога устелена живыми цветами. Множество людей - приезжие из дальних стран и континентов специально ради этого визита.
Поклонения святой Амелии продолжаются и поныне. Теперь считается, что просить можно все что угодно. От нового дома, до успешной сдачи экзамена. Она обязательно услышит и не обойдет вниманием ни одной просьбы.
В соответствии с ритуалом, люди подходят к памятнику чудотворницы, стучат трижды медным кольцом на мраморной плите, затем касаются фигуры матери, ребенка и покрывают могилу цветами, прося у Амелии счастья и здоровья своим детям (иногда оставляют каменные таблички с мольбой). Покидают святыню, не поворачиваясь к изображению Амелии спиной, так же уходил когда-то от могилы возлюбленной ее муж Хосе.
Конечно же я исполнила сей ритуал. И загадала, чтобы у всех моих родных и друзей исполнилось все то, что они хотят. Верю, что обязательно сбудется.
Только потом, согласно второй части ритуала, нужно обязательно приехать на Кубу, чтобы возложить мраморную табличку Амелии со словами благодарности. Никто не против?