Сегодня день рождения великого живописца, скульптора и поэта эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти (6 марта 1475 - 18 февраля 1564).
Если верить чеклисту марафона #сновавесна, то сегодня Межународный день дантиста. Конечно, каждый из нас регулярно ходит к зубному врачу проверять и лечить свои зубы. При этом отношение к этой профессии у людей, мягко говоря, неоднозначное. Я, конечно, поздравляю стоматологов с их профессиональным праздником, но несколько недоумеваю, почему сотрудники ЖЖ отметили в своем чеклисте такой неоднозначный праздник, наряду с другими ещё более странными в другие дни, но о дне рождении великого Микеланджело как-то умолчали.
Но я о дне рождении великого творца эпохи Возрождения умолчать не могу. Поэтому и предлагаю вам этот пост.
Портрет Микеланджело в Сикстинской Капелле - Марчелло ВенустиМикеланджело Буонарроти родился 6 марта 1475 года. Он учился во Флоренции. Творческое развитие Микеланджело было определено его знакомством с работами таких великих мастеров, как Джотто, Донателло, Мазаччо, Якопо делла Кверча, а также изучением памятников античной пластики.
Уже в его юношеских работах определились будущие харктерные черты его творчества, как скульптора, так и живописца - монументальность и пластическая мощь, внутренняя напряженность и драматизм образов, благоговение перед человеческой красотой.
Работая в конце 1490-х годов в Риме, Микеланджело демострировал влияние античной скульптуры на своё творчество, тогда, в 1499 г. была создана группа «Оплакивание Христа» в соборе Св.Петра в Риме.
Pieta (Оплакивание Христа) 1499 г.В 1501 году Микеланджело возвратился во Флоренцию, где создал статую «Давид», известную своей монументальностью и высотой. В 1505 папа Юлий II пригласил Микеланджело в Рим и поручил ему создание собственной гробницы. Над гробницей Микеланджело работал до 1545 года.
Давид. 1501-1504 гг. Галерея Академии Флоренции, Флоренция, Италия
Второй проект гробницы Юлия II
Моисей 1513-1515 гг. Сан-Пьетро-ин-Винколи
Восставший раб 1505-1513 гг. Лувр, Париж, Франция
Микеланджело собственноручно расписал свод Сикстинской капеллы в Ватикане. Эта композиция явилась декларацией безграничных творческих возможностей Бога и созданного по его подобию человека, то есть явилась гимном величию и могущества духа божественного и человеческого. Работа длилась четыре года, всего площадь расписанного купола составила более 600 кв.м. Для каждого своего персонажа была найдена особая поза. Кажый жест, поворот тела, движение, - всё было продуманно до мелочей. Фрескам плафона Сикстинской капеллы, присущи четкость, напряженность и экспрессия рисунка и композиции, доминирование в цветовой гамме изысканных приглушенных цветов. Эти особенности, так ярко проявившиеся при росписи Сикстинской капеллы, будут четко характеризовать и дальнейшие работы Микеланджело.
Микеланджело Буонаротти. Сотворение Адама
Микеланджело Буонаротти. Сотворение Евы
Микеланджело Буонаротти. Адам и Ева.Мироощущение Микеланджело в 1520-е годы приобретает трагический характер. Глубокий пессимизм отразился в образном строе скульптур усыпальницы Медичи. Эти скульптуры над которыми великий мастер работал в 1516-1534 годы олицетворяли необратимость течения времени.
Гробница Лоренцо Медичи 1524-1531 гг. Базилика Сан-Лоренцо
В 1534 году Микеланджело вернулся в Рим, где провёл последние 30 лет своей жизни. Поздние живописные произведения мастера поражают трагической силой образов. Для позднего творчества Микеланджело характерны постепенный отход от живописи и скульптуры и обращение к архитектуре и поэзии.
Творчество Микеланджело, ставшее блестящим заключительным этапом итальянского Возрождения, сыграло огромную роль в развитии европейского искусства, во многом подготовило становление маньеризма, оказало большое влияние на сложение принципов барокко.
Умер Микеланджело Буонарроти 18 февраля 1564 года. А нам остались его великолепная живопись, скульптуры и прекрасные стихи
Лишь я один, горя, лежу во мгле,
Когда лучи от мира солнце прячет;
Для всех есть отдых, я ж томлюсь, - и плачет
Моя душа, простерта на земле.
***
Спокоен, весел, я, бывало, делом
Давал отпор жестокостям твоим,
А ныне пред тобой, тоской язвим,
Стою, увы, безвольным и несмелым;
И ежели я встарь разящим стрелам
Метою сердца был недостижим, -
Ты ныне мстишь ударом роковым
Прекрасных глаз, и не уйти мне целым!
От скольких западней, от скольких бед,
Беспечный птенчик, хитрым роком годы
Храним на то, чтоб умереть лютей;
Так и любовь, о донна, много лет
Таила, видно, от меня невзгоды,
Чтоб ныне мучить злейшей из смертей.
Перевод А. Эфроса