"Новейший Плутарх"

Sep 03, 2005 02:02

Такой идеей просто невозможно было не воспользоваться. Удивляет одно: почему я не сделал этого раньше?




Белянцев Александр Модестович
(1915-1998)
Советский российский писатель-антиутопист

Александра Модестовича Белянцева не зря называли «советским Жюлем Верном» - большая часть диковин, придуманных и описанных французским фантастом, воплотилась в реальность за каких-нибудь сто лет. Б. тоже обладал живым воображением и особым даром - его сюжеты сбывались с поразительной, порой пугающей точностью, что свидетельствует о незаурядном мастерстве и прозорливости писателя.
Известность Б. принес уже его первый вышедший в 1935 году роман-антиутопия «1937» о тотализированном до гротеска обществе, где за каждым гражданином наблюдают недреманные очи Большого Отца, главы государства - в висящие повсюду портреты усатого вождя вмонтированы крохотные объективы кинокамер, чьи линзы замаскированы под стекла пенсне. Большой Отец в романе лично принимает решения о судьбе каждого из своих подопечных - ни одному человеку не позволено не пользоваться своим правом на счастье.
В конце 1937 года НКВД арестовал Б., в качестве основной улики обвинения фигурировал упомянутый роман - Б. получил пятнадцать лет строгого режима.
В лагере Б. за год написал роман «Война миров» - о международном милитаристическом конфликте, затеянном агрессорами Германии, Италии и Японии и втянувшем в себя все страны континентальной Европы, а также Англию, Америку и СССР. Роман был написан так превосходно, что начал хождение в списках, но в конце июня 1941 года Б. за авторство был переведен из лагеря в штрафной батальон и послан на передовую. К счастью, судьба хранила Б. - он не только остался жив, но и продолжал заниматься писательством. Сначала очерки для фронтовых малотиражек, потом и литература посерьезнее - крохотная книжица «Цветение атомной хризантемы» о новом сверхоружии, примененном против Японии, была напечатана в 1944 году на газетной бумаге в серии повестей о борьбе со шпионами, призванной укреплять дух советских людей. Автором книжицы был Б. - это позволило НКГБ СССР в августе 1945 арестовать его за связи с американской разведкой. Б. был отправлен в УСТЬЛАГ, где и находился до смерти И.В. Сталина и последовавшей за этим массовой амнистии. К моменту освобождения у Б. имелось несколько новых работ.
Очередной роман Б. под названием «Уриэль», рассказывающий о первом советском космонавте Уткине, вышедшем за пределы земной атмосферы на космическом корабле и сделавшем фотографии секретных объектов, принадлежавших враждебно настроенным к СССР государствам, привлек внимание военной разведки. Как следствие в 1961 году Б. был выслан на поселение в Среднюю Азию, где издал в маленькой самаркандской типографии написанную им еще четыре года назад небольшую повесть «Пасынки кукурузы» - о сельскохозяйственном культе, зомбировавшем население целой страны. Книга получила заслуженное признание читателей, но спустя несколько лет вызвала ярость Н.С. Хрущова. Генеральный секретарь, прочитав на государственной даче повесть, переданную ему председателем КГБ В.Е. Семичастным, ударил по столу кулаком и грубо отозвался об авторе, потребовав «упечь этого пидираса в Соловки». Приказ был выполнен немедленно, и Б. получил амнистию лишь после смещения Хрущова с поста в 1964 году.
Выйдя на волю, Б. первым долгом поспешил издать повесть «Цилиндр профессора Золова» о гениальном изобретателе, открывшем способ использовать разрушительную силу света при помощи полированного кристаллического стержня. Книга привлекла внимание не только читателей, но и офицеров комитета государственной безопасности. Тираж второго издания попал под нож (первое, к сожалению соответствующих органов, разошлось слишком быстро), а сам Б. отправился на поселение в Курганскую область, на объект п/я 458913/01, где и провел несколько лет до освобождения.
К тому моменту, когда Б. вновь получил право самостоятельно выбрать место жительства (исключая стокилометровые зоны вокруг Москвы, Ленинграда, Киева и Минска), у него уже были готовы очередные рукописи: «Звезда Полынь» - о катастрофе на электростанции, устроенной вырвавшимся из подчинения мирным атомом, «Вдребезги» - о развале государства победившего социализма, «Пандемия» - о возникновении и стремительном распространении по миру неизлечимого заболевания, карающего группы риска порочного общества, «Алхимик» - о главе государства, самодуре и пьянице, создавшем для себя преемника, маленького гомункулуса.
Все эти книги не только добавили славы маститому автору, но и на много лет обеспечили его пребывание в различных местах заключения, а также одно принудительное лечение в психиатрической больнице особого назначения.
Отягченный бременем заслуженной известности, в 1998 году Б. мирно скончался в своей постели, в одиночной камере тюрьмы «Лефортово». После смерти писателя в ящике его стола были обнаружены рукописи двух повестей: «Пленники Посейдона» - о гибели на дне Белого моря российской подводной лодки с ядерным зарядом на борту и «Факел» - о поджоге Останкинской телебашни. Кроме того, там же находились черновики еще одной книги «”Мир” - Земле» - о падении орбитальной космической станции. Все манускрипты были тотчас же переданы в архив Федеральной службы безопасности, и дальнейшая судьба их неизвестна - остается лишь надеяться, что со временем эти несомненно замечательные произведения все же потеряют гриф секретности и будут явлены литературному миру.
Previous post Next post
Up