Последняя книга Торы Второзаконие не принесла нам ничего нового. Здесь повторяются законодательные всякие положения из книг Исход, Левит, Числа. Второзаконие написано от первого лица, то есть от лица Моисея. Он вспоминает весь нелегкий путь евреев по пустыне за 40 лет и оставляет подробное предсмертное завещание молодому, неустойчивому еврейскому народу.
Принятое название книги происходит от не совсем точного перевода в Септуагинте 18-го стиха из 17-ой главы. По-русски это место звучит в синодальном переводе так: "должен списать для себя список закона сего". Это место "списать… список" было передано переводчиками Септуагинты словом "деутерономио" (буквально "второй закон"), которое в 4-ом веке при переводе Библии Иеронимом на простонародную латынь (latina vulgata) было переведено как Деутерономиум, т. е. Второзаконие.
Еврейское название Пятой книги звучит как "Сии суть слова" (Сии суть слова, которые говорил Моисей всем Израильтянам за Иорданом в пустыне на равнине против Суфа, между Фараном и Тофелом, и Лаваном, и Асирофом, и Дизагавом), что соответствовало распространенному у евреев обычаю называть книги по первому слову или словам текста (1:1). С точки зрения содержания Второзакония это еврейское название больше подходит к книге, т. к. в ней не "второй закон", а проповеди Моисея на тему Синайского закона.
Второзаконие построено по тому же принципу, что и так называемые вассальные договоры, формы соглашений, типичные для 2-го тысячелетия до Р. Х. Когда царь заключал договор со страной, находившейся на положении вассала по отношении к нему, то такой договор обычно состоял из шести частей: а) Преамбула; б) Исторический пролог (история отношений царя с его вассалом); в) Общее условие договора (призыв к искренней лояльности со стороны вассала по отношению к его сюзерену); г) Частные условия (подробное перечисление законов, исполняя которые вассал может конкретно выразить свою лояльность царю); д) Божественное свидетельствование (божества призывались во свидетельство договора) и е) Благословения и проклятия (за исполнение или неисполнение договора). Вся проповедь Моисея как раз четко разбита на эти пункты:)
Из событий во Второзаконии можно отметить только смерть самого Моисея в последней главе книги. Прожил он 120 лет и умер перед самым входом в Землю Обетованную. Своим преемником по указанию Бога он назначил Иисуса Навина.
На фреске Луки Синьорелли "Завещание и смерть Моисея", (Сикстинская капелла, Ватикан, 1481-82 г.) можно увидеть последние эпизоды в жизни Моисея.
На переднем плане справа Моисей сидит на возвышении и читает народу завещание, вокруг его головы сияние-рожки, в руках - завещание и жезл-символ власти, в ногах - Ковчег Заветов. В нём видны сосуд с манной небесной и каменные Скрижали Завета с Десятью заповедями.
В левой половине картины - Иисус Навин, назначенный по указанию Бога преемником Моисея, стоит на коленях. Моисей передаёт ему свой жезл, т.е. власть и ответственность за людей .
В центре, на втором плане, гора Нево, куда призвал Моисея Господь и откуда он взглянул на Землю Обетованную и умер.
Слева на втором плане - похороны Моисея. «Погребен на долине в земле Моавитской против Беф-Фегора, и никто не знает [места] погребения его даже до сего дня.» (Втор.34:6)
А кто это обнаженный в центре на переднем плане, я не знаю...