Левит

Aug 31, 2015 16:36

Третья книга Пятикнижия Левит не так насыщена событиями, как Бытие и Исход. Точнее вообще не насыщена. Поэтому читала я её долго и нудно. Книга Левит содержит очередные предписания священникам и народу Израиля, в основном это подробности о порядке богослужений, о жертвоприношениях, святости и очищении, грехе и наказаниях.
Название Левит употребили переводчики Септуагинты, потому что в этой книге идет речь о священнических церемониях и установлениях, которые совершают священники по линии Аарона (т.е. из колена Левия). Еврейский же заголовок книги звучит "И воззвал Господь" (с этих слов книга начинается).

Итак, из событий там было только одно- наказание старших сынов Аарона за то, что они провели обряд воскурения фимиама не по правилам: Надав и Авиуд, сыны Аароновы, взяли каждый свою кадильницу, и положили в них огня, и вложили в него курений, и принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им; и вышел огонь от Господа и сжег их, и умерли они пред лицем Господним. (Лев.10:1-2) Оплакивать их семье Аарона было запрещено. Так что, оказалось, священником и даже первосвященником быть опасно, правила проведения обрядов и жертвоприношений нужно выполнять строго по завету, не добавляя туда никакой отсебятины!
Про подробности и тонкости жертвоприношений я особо ничего не запомнила, а вот про чистых и нечистых животных было интересно. Чистые - это те, которых можно есть, к ним были причислены волы, олени, коровы, овцы, козы, домашняя птица, такая, как курица, гусь, индейка, утка, а также голуби, рыба, имеющая плавники и жабры, саранча, жуки. Остальных животных есть нельзя. А еще запрещено употреблять в пищу кровь, тук или жир, мертвечину, удавленину. То есть человек должен полностью сливать кровь из мяса и удалять жир, а также он должен быть уверен в том, что это животное не удавилось, не умерло от какой-либо опасной болезни и т.п.
Еще интересно про козла отпущения: раз в году (в день искупления) древние евреи собирались для обряда отпущения грехов. Происходило это так: на общее собрание приводили двух козлов, одного из них закалывали и приносили в жертву (за грехи священника и народа), а другого отпускали, точнее, прогоняли в пустыню или кидали со скалы, предварительно «возложив на него руки». Возложить руки значило прикоснуться к нему, как бы переложив на него все свои грехи.
Этот древнееврейский обычай и последующее наделение козла негативными чертами в Европе (когда с приходом христианства древние божества были объявлены идолами, а тех, кто сохранял традиции своих предков, церковь сурово преследовала. Так, вполне положительные обитатели леса Пан и Фавн начали считаться демонами, а те, кто им служил - приспешниками темных сил), натолкнул некоторых на мысль, что Бафомет, или представленный в его обличие дьявол, сатана - это никто иной как сам козел отпущения, и он должен быть наказан как первоисточник греха. Отсюда возник популярный образ дьявола в виде козла.
В христианской теологии козёл отпущения иногда интерпретируется как прообраз самопожертвования Иисуса Христа. Иоанн Креститель называет Спасителя «Агнцем Божиим». Тогда точнее будет так: если дьявол - козел отпущения, то Иисус Христос - тот первый козел, на которого выпал жребий для Господа.
А процедура отпущения грехов кстати успешно перешла потом из иудейской веры в христианскую и стала нормой. За отпущение грехов священники брали неплохие деньги, когда процветала торговля индульгенциями

Левит

Previous post Next post
Up