Дочитала вторую книгу Пятикнижия Исход.
Итак, приблизительно через пятьдесят дней после того, как евреи покинули Египет, Бог дал избранному народу десять заповедей, которые были написаны на каменных пластинах (Скрижали Завета) и переданы Моисею самим Богом на горе Синай. Но пока Моисей находился 40 дней и ночей на Синае, народ слегка подраспустился. Евреи зароптали, что Моисей пропал, а оставаться без лидера и без Бога народу было боязно. Поэтому они заказали брату Моисея Аарону сделать новое божество. Тогда Аарон для успокоения народа сделал из золотых украшений, собранных у евреев, золотого тельца, которому они стали поклоняться, принося жертвы, устроив оргии и пляски…
Никола Пуссен "Поклонение золотому тельцу" (1633-1634)
Национальная галерея, Лондон
Интересно, что выражение «золотой телец» стало символом наживы, власти, денег, богатства, алчности. В Библии же об этом речь совсем не идет, тут золото является лишь материалом, из которого был изготовлен идол, а осуждению подвергается поклонение другому «богу», то есть нарушение первой и главной заповеди - да не будет у тебя других богов, и нарушение второй заповеди - сотворение кумира. Именно это взбесило Моисея, когда он спустился с горы Синай. В гневе он разбил Скрижали Завета, вручённые ему на горе Богом, и уничтожил тельца.
Затем Моисей собрал колено Левия и сказал им: «так говорит Господь Бог Израилев: возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего» (Исх. 32:27). Это было исполнено и в тот день было убито около трёх тысяч человек.
После этого Моисей вернулся на гору Синай и сорок дней молил Бога о прощении остального народа. И снова Бог дал ему Скрижали Завета с Десятью Заповедями. Когда Моисей спустился , от его лица шло сияние: Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лице его стало сиять лучами от того, что Бог говорил с ним (Исх. 34:29) И на картинах многих художников Моисея изображают с лучами, исходящими из его головы - знаком Божия Благословения.
Гюстав Доре "Схождение Моисея с горы Синай" (1864-1866)
Правда, во времена Средневековья вышла несостыковочка с переводом и 29 стих звучал в Вульгате следующим образом: «Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лицо его стало рогато оттого, что Бог говорил с ним».
На иврите слово qrn можно прочитать несколькими способами, в частности:
1) qeren - рог
2) qaren - луч
Блаженный Иероним при переводе на латынь почему-то выбрал значение "рог"... Позднее ошибку исправили, но на многих картинах и скульптурах Моисей так и остался рогатым)
Вот такая копия статуи Моисея Микеланджело находится в Пушкинском музее.
В знаменитой картине Рембранта тоже четко можно опознать рожки, причем такие ествественные совершенно)
Харменс ван Рейн Рембрандт "Моисей со скрижалями законов" (1659)
Государственный музей, Берлин
На этой картине кстати не понятно, первые это скрижали или вторые. То ли Моисей поднял их над головой, чтобы разбить, то ли это уже вторые и он радуется. Так как гнева на его лице не видно, я за вторую версию, хотя эту картину часто называют "Моисей, разбивающий скрижали"...
Остальная часть Исхода посвященна подробнейшему описанию, как сделать скинию, сопуствующие ей предметы и одежды священнослужителей. Куча мелкий деталей, вплоть до миллиметров и цвета тканей и материалов. В итоге, скиния выглядит примерно так
Ски́ния (др.-греч. σκηνή, скини́, «шатёр, палатка»; др.-евр. מִשְׁכָּן, мишкан, «обиталище, местопребывание», др.-евр. אהל מועד, оэль моэд, «шатёр встречи, собрания») - в основном употребляется в значении походного храма евреев, Скинии собрания, использовавшегося, согласно Библии, как место принесения жертвоприношений и хранения Ковчега Завета до постройки Иерусалимского храма, созданного строго по образу Скинии.
В христианстве Скиния расценивается исключительно как прикладная ценность, считается одним из ветхозаветных прообразов Церкви.