Как мы авангард на телеге в Казани догнали (Путешествие в Татарстан #3)

Sep 27, 2024 12:09

Прогуливаясь по Казанскому Кремлю, мы неожиданно увидели, что тут проходит выставка "Авангард: на телеге в XXI век". Весной 2022 года я не сходила на неё в Музей русского импрессионизма в Москве, как-то совсем тогда не до этого было. Но потом я сожалела, - выставка очень интересная, а я фанат русского авангарда. Конечно же, в Казани не смогли пройти мимо и побежали наверстывать упущенное.





Вот-с, собственно, прям при входе в Кремль анонсы выставок. В Казанском Кремле располагается несколько художественных галерей и выставочных площадок. Наша выставка экспонируется в историческом здании Присутственные места.



Выставочный проект про авангард на телеге поражает своей необычной историей. Это реконструкция передвижной выставки 1921 года. В то время, сто лет назад, закончилась гражданская война, в стране налаживалась мирная жизнь, и несколько энтузиастов от искусства решили просвещать народ в глубинке с помощью передвижных художественных выставок. После революции в почете был авангард, вот с ним и знакомили провинцию. Третья передвижная выставка была особенно грандиозной, на нее привезли около трехсот новейших произведений из Вятки, Казани, Москвы и Петрограда. Выставка стартовала в городе Советск Вятской губернии, и дальше ее должны были возить по всей области. После Советска она приехала в соседний Яранск, да там и застряла из-за осенней распутицы. Картины же на телегах транспортировали из города в город...
А в 1922 году любовь советской власти к авангарду начала затухать, у передвижников возникли проблемы с финансированием, и выставку больше никуда не повезли... Картины осели в запасниках Яранского краеведческого музея. В 1965 году 77 работ передали в Вятский художественный музей, где они тоже пылились в запасниках. Пока их не обнаружили в 2017 году! А там, дорогие товарищи, работы Василия Кандинского, Ильи Машкова, Александра Родченко, Николая Фешина и прочих корифеев импрессионизма, авангарда и беспредметного искусства!!!

Николай Фешин "За самоваром. Портрет О.М. Ясеневой", 1913 г.



До того, как приехать в Казань, выставка помимо Москвы побывала еще в Екатеринбурге и Кирове (в том самом Вятском художественном музее, где картины были заперты в запасниках, угу...)) Почему Казань? Всё логично - с Казанской художественной школой связаны многие участники выставки - здесь учились Николай Фешин, Павел Беньков, Давид Бурлюк, Варвара Степанова, Александр Родченко, Вера Вильковиская, Константин Чеботарев, Василий Богатырев и другие. Так что Казань - практически колыбель золотого фонда русского авангарда.
Самый главный казанский гений - это, конечно, Николай Фешин (1881-1955). Он родился, учился и жил в Казани до своего отъезда в Америку в 1923 году. Перезахоронен он тоже в Казани в 1976 году, такова была последняя воля художника. Именно с его картин и начинается выставка.

Николай Фешин "Портрет девочки", 1910-е годы.



Любимым жанром Фешина был психологический портрет.
Николай Фешин "Портрет М.Н. Евлампиевой", 1914 г.



Константин Чеботарев (1892-1974) учился у Фешина в Казанской художественной школе. После возвращения с фронтов гражданской войны он стал фактическим лидером молодых художников-авангардистов Казани.
Крутейшие линогравюры Чеботарева из серии "Революция", 1921 г.



Изображение Новозаветной Троицы в окружении серафимов на фоне радуги - редкий сюжет в православной иконографии. Точнее это скорей не иконография, а модерн.

Константин Чеботарев "Святая Троица", 1918 г.



Радуг много не бывает;)
Алексей Кравченко "Радуга", 1913 г.



Еще одна ученица Николая Фешина - уроженка Казани Вера Вильковиская (1890-1944). В эпоху расцвета казанского авангарда существовало несколько радикальных художественных группировок. Вера Вильковиская входила в одну из них, которая называлась «Всадник» и представляла собой объединение графиков, заявивших о развитии гравюры как самостоятельного искусства, искусства нового времени. Мне понравились её выразительные гравюры, точнее это линогравюры (на линолеуме).

Вера Вильковиская "Старуха", "Персидский орнамент. Листы из серии Восточный орнамент", 1921 г.



Её живописные работы тоже хороши. Цепляет глаз картина
«Портрет брата, Степана Вильковиского, в мастерской Н.М. Сапожниковой», середина 1910-х.



Кстати, смотрительница музея, когда узнала, что мы не посетили эту выставку в Москве и вот идем в Казани, хвасталась, что их вариант экспозиции лучше столичной, добавлены некоторые картины и скульптуры, и куратор у них крутой)))
Вот, например, такой работы Вильковиской на прошлых выставках не было. Кураторы действительно расширили часть, которая касается казанской художественной школы.
Мне очень понравилась эта картина, можно использовать её как мем "Моё лицо, когда ..."))
(что я, собственно, и сделала в сторисах, пока ходила по выставке;))

Вера Вильковиская "Портрет татарской женщины", середина 1910-х



На выставке также представлены участники художественной группы раннего авангарда «Бубновый валет». Основатель объединения - Илья Машков (1881-1944). В 1908 году он съездил в Европу и привез оттуда фовизм и сезаннизм.
Мимо этой женщины пройти невозможно))) Интересно, как реагировали на нее сто лет назад жители провинциальной Вятской губернии...

Илья Машков "Портрет Е.И. Киркальди. Этюд к «Портрету Евгении Ивановны Киркальди (Дама с китаянкой)», 1910 г.



Пришли крестьяне на выставку, а тут женщина без лица сидит...
Илья Машков "Женщина у стола", 1910 г.



Говорят, особенной популярностью в 1921 году в Советске пользовалась картина Георгия Лазарева «Лежащая женщина». Обнаженная натура шокировала посетителей. В те времена подобные картины публично не выставлялись.
Лазарев был одним из лучших учеников Машкова, он тоже вдохновлялся зарубежными модернистскими течениями - фовизмом и кубизмом. Сохранилось всего четыре работы этого художника.



Развесочка - тру авангард)))



На самом деле это просто двойная картина, что выяснилось на реставрации при подготовке полотен к выставке. Времена были трудные, холстов не хватало, приходилось писать на обеих сторонах...
На экспозиции представлены аж четыре двойных картины, две из них принадлежат художнику Николаю Синезубову. С обратной стороны стенда можно полюбоваться на оборот "Портрета" 1920 года - Николай Синезубов "У зеркала", 1920 г.



Имя художника Синезубова я узнала как раз перед поездкой в Татарстан - читала в письмах Цветаевой 1931 года, как она помогала ему в Париже получить визу, целая эпопея была. И вот прихожу на выставку, а там он... А мы только из Елабуги приехали, от могилы Цветаевой... Такая вот перекличка.



Задник автопортрета
Николай Синезубов "После бала", 1918 г.



Еще одна двойная картина - художника Моргунова, друга и соратника Казимира Малевича. Алексей Алексеевич Моргунов (1884-1935), внебрачный сын художника Саврасова, писавший под конец жизни картины в духе соцреализма, - очень редко встречающийся в собраниях художник. Третьяковская галерея много лет пытается сделать его выставку, да всё никак... (UPD Френдесса в комментах написала, что в Третьяковке как раз открылась выставка Моргунова, ура!) Картина «Композиция» потребовала серьезной реставрации перед экспозицией.



А тут явное подражание Врубелю, но всё равно симпатично))
Алексей Столбов "Женский портрет", 1909 г.



На телеге ездила целая компания амазонок русского авангарда: Александра Экстер, Надежда Удальцова, Любовь Попова, ну и главная из них, конечно, Ольга Розанова. Мы с Настей npi3 как раз ходили в начале года на ее персональную выставку в Москве и видели там все эти картины. Забавно было повстречаться в Казани тем же составом)))

Ольга Розанова "Валет червей" из серии «Игральные карты», 1914-1915 гг.



А вот npi3 фотографирует работу Александры Экстер "Городской пейзаж (Композиция)", 1916 г.
Кстати, Настя, с днем рождения!!!))))



Художницу Варвару Степанову (1894-1958) тоже записывают в эти самые амазонки, несмотря на наличие мужа - Александра Родченко (1891-1956). Они не приняли супрематизм Малевича (казанские авангардисты вообще шли своим собственным путем), а исследовали беспредметность, которую рассматривали как «движение духа» и борьбу с «материализмом предмета».

Варвара Степанова "Две фигуры", 1920 г.



Имя Родченко сейчас больше ассоциируют с фотографией. Я тоже постоянно упускаю, что он отличный художник, причем профессиональный (ученик Фешина, кстати). Он разработал свою версию абстракционизма, которую назвал «линиизм».
Александр Родченко «Линии на зеленом, №92», 1919 г.



В абстрактных картинах прошлого века я всегда чувствую энергетику и гармонию, видно, что люди действительно изучали теорию цвета, света, композиции. В современных картинах я этого не ощущаю, они для меня пусты и холодны. А вот Родченко прекрасен.

Александр Родченко "Беспредметная композиция (на желтом фоне) №8", 1918 г.



А это дореволюционный Родченко, такой немножко нежный)))
"Женская фигура", 1915 г.



Я очень рада, что мы нагнали-таки телегу с авангардом и увидели эту чудесную выставку!!! Я разместила всего лишь десятую часть картин, на ней представленных.
Слева: Михаил Демидов "Портрет девушки в красной косынке", 1920-е.
справа: Василий Тимофеев "Голова женщины", 1920 г.



В общем, отлично Казанский Кремль посетили)



О начале путешествия в Татарстан можно прочитать тут
https://zet-isnotdead.livejournal.com/379600.html

О Елабуге
https://zet-isnotdead.livejournal.com/379858.html

выставка, Татария

Previous post Next post
Up