Оптимизация шагает по стране - от медицины докатилось и до театров. Театральный мир взбудоражен назначением новых худруков в три ведущих театра Москвы. Во главе театра Романа Виктюка поставили Константина Богомолова, который за месяц успел не только убрать из репертуара все флагманские спектакли театра, но даже его переименовать!!! Теперь театр Виктюка носит название "Театр-сцена "Мельников". Ну, такое себе.
Мне удалось побывать на последнем спектакле театра Виктюка, но тогда я еще об этом не знала. Примерно весной моя интуиция стала нашёптывать мне, что надо бы купить билеты на спектакль по пьесе Марины Цветаевой "Федра", что я и сделала. И это оказалась не только последняя "Федра", но и последний спектакль театра Виктюка вообще - покупая билеты сильно загодя - за два с половиной месяца, я не знала, что этим спектаклем труппа закрывает свой очередной театральный сезон, после которого практически "закроют" и сам театр. И я очень счастлива, что видела эту постановку; даже не представляю, как поднялась рука запретить такое шедевральное действо.
Текст Цветаевой со сцены несколько теряется (МЦ - это такой космос, можно (и нужно) сидеть часами и разгадывать ее послания), но волшебным образом спектакль от этого не теряет, трансформируясь в область магии, заклинаний, вихря, чистого искусства. Не думаю, что "Федру" можно было поставить лучше. Минимум декораций - лишь золотые полосы струятся с потолка, костюмы тоже лаконичны, но спектаклю легко удается погрузить зрителя в эпос и античность.
Пластика актеров театра Виктюка как всегда за гранью возможного, уж такое они выделывают на сцене, такое!!! Это больше, чем артисты - перед нами были молодые боги Эллады. А Дмитрий Бозин в роли Федры - одновременно и бесноватый (от некоторых монологов мурашки и волосы дыбом - страшно!) и влюбленная женщина (любовь запретная - к пасынку), и каким-то образом сама Марина Ивановна Цветаева. В общем, гениально!
Богомолов вот сказал, что данный театр превратился в законсервированный мавзолей Виктюка. Что надо быть ближе к жизни, ставить спектакли для детей и про семейные ценности. Я была в мае в Современнике на спектакле по пьесе модной нынче Ярославы Пулинович. Что ж, я выбираю мавзолей! Чистое искусство даже сравнивать неловко с современными потугами, наскоро прихваченными набившими уже оскомину скрепами. Да и не заметила я никакой законсервированности, честно говоря. Видно, что театр живой, что он развивается, что зритель его обожает. Уже без Виктюка здесь поставили шикарный спектакль "Царь-девица", режиссером выступил Дмитрий Бозин - вот кого надо в худруки!!! Но сейчас у нас во всех сферах, увы, эпоха (не)эффективных менеджеров.
У меня пока нет желания посещать кастрированный обновленный театр. Очень жалко актеров. Благодарные зрители устроили после "Федры" 15-минутные овации. Многие были с плакатами ВИКТЮКИ!, я тоже перед спектаклем разжилась плакатиком с сердцем - всегда любила поучаствовать в флешмобах)) Я так радовалась и наслаждалась атмосферой, не зная, что это практически исторический момент...
"Федра", поклон артистов, закрытие 27-го театрального сезона, 30 июня 2024 г.
Кстати, всё та же интуиция нашептала мне в начале весны, что надо срочно пойти посмотреть культовых "Служанок". Их Богомолов снял в первую очередь... А это самый популярный спектакль театра, всегда аншлаги, билеты раскуплены заранее. Среди поклонниц в фойе слышала такой разговор:
- Сегодня мои седьмые "Служанки".
- Всего лишь? У меня сегодня одиннадцатые.
Мои "Служанки" оказались первыми и последними((( Слава Богу, успела!
Сидя на спектакле, наслаждаясь и млея, я в глубине души понимала, что он обречен. Но блин, если кто-то видит не высокое искусство, а лишь мужиков в юбках, что-то не так с нашим обществом... Концертному залу Чайковского тоже приготовиться к переименованию?!
Дорогой театр Виктюка, спасибо за незабываемые эмоции и атмосферу. Очень жаль, что всё так.
"Меня не интересует горизонтальное, я занимаюсь вечностью", - говорил Роман Виктюк. Вечность нынче не в цене.
O tempora!