Как и недавняя ретроспектива Репина, выставка Василия Поленова в Третьяковке тоже приурочена к 175-летию со дня рождения художника. А просто и Репин, и Поленов родились в одном году - 1844-м. И это еще не всё - вместе они учились в Академии художеств в Санкт-Петербурге и в один год закончили её, оба писали работу на большую Золотую медаль на одну и ту же тему "Воскрешение дочери Иаира" и оба эту медаль получили. Так что немудрено, что имена этих двух художников часто ставят рядом или сравнивают. Я тоже поддалась этому искушению и сравнила)) Увы, в моем случае сравнение было не в пользу Поленова... Шикарная выставка Репина произвела на меня большое впечатление, я была в полном восторге. На её фоне экспозиция Поленова смотрелась скудновато и катарсиса у меня не случилось. Тем не менее, на выставку идти, конечно же, надо! Все большие проекты Третьяковки маст си, как говорится.
Пространство выставки разделено на несколько залов по тематике и хронологии: Пейзажи, Путешествия, Евангельская тема, Архитектура, Театр и т.д.
При входе нас встречают три главных шедевра Поленова: "Московский дворик", "Бабушкин сад" и "Заросший пруд". Нежно любимые мной картины, которые навсегда в моем сердце. Думаю, все их знают и любят, поэтому я даже фотографировать не стала... "Московский дворик" представлен в двух вариантах - с людьми и без. Я уже не раз рассказывала тут историю, как ходила в Белгороде на выставку Шедевры Третьяковки и чуть с ума не сошла, увидев, что с полотна Дворика исчезли все персонажи!)) Тогда я не знала, что "Московский дворик" существует в двух исполнениях...
В начале экспозиции меня очень привлекла одна небольшая картина, стала моей любимицей, к ней возвращалась вновь и вновь, с нее я, пожалуй, и начну.
"В парке. Местечко Вель в Нормандии", 1874 год
Государственный Русский музей
Василий Поленов родом из дворянской семьи, его отец был дипломатом, библиографом, историком и археологом, мать - внучка знаменитого архитектора Николая Львова - детской писательницей и художницей-любительницей, а его рано осиротевшая бабушка вообще воспитывалась в семье Гаврилы Державина. Увлечение искусством Поленов перенял от матери, но просто быть художником в их семье считалось несерьезным, поэтому одновременно с Академией художеств он окончил юридический факультет Петербургского университета. Получив Золотую медаль и специальную стипендию на поездку в Европу, Поленов уехал туда на несколько лет. Там он написал необычную для своего творчества картину "Право господина". Репин вспоминал, что эта картина Поленова „Право первой ночи“ (именно так она называлась изначально) есть как раз плод его юридических изучений.
А написанная в Париже картина "Арест гугенотки" принесла ему звание академика.
"Арест гугенотки Жакобин де Монтебель, графини д'Этремон", 1875 г., ГТГ
В Европе художник увидел творчество импрессионистов, познакомился с работами барбизонской школы. В некоторых его картинах того периода видны эксперименты с цветом.
"Белая лошадка. Нормандия", 1874 г. Музей-заповедник "Поленово"
В конце 70-х Поленов ушел добровольцем на Балканский фронт, участвовал в боевых сражениях и был награждён сербской серебряной медалью «За храбрость», сербским золотым орденом «Таковский крест» с надписью: «За веру, князя и Отечество», а также «Свидетельством о храбрости». А в русско-турецкой войне по приглашению императора он поехал на фронт официальным художником от нашей армии. Правда, в отличие от Верещагина рисовать всякие военные ужасы ему претило, поэтому с фронта он привез зарисовки быта и местных жителей. Это фото я сделала специально для
yasnaya_luna, у которой Сербия в сердце;)
"Обитатели северной Сербии", 1876 г. (дерево, масло)
Василий Дмитриевич был не только разносторонним художником, но еще и архитектором, педагогом, театральным декоратором и даже музыкантом и композитором. И вся эта разноплановость хорошо представлена на выставке. По его проекту совместно с художником Васнецовым была построена Спасская церковь в усадьбе Саввы Мамонтова Абрамцево, вдохновленная домонгольскими храмами. С неё началась повсеместная мода на неорусский стиль.
После завершения строительства художник венчался в этой церкви. А позже весь его талант архитектора раскрылся при постройке собственной усадьбы «Борок» на берегу Оки (ныне Поленово). Кстати, дизайн выставки как раз своими нефами и арками воспроизводит очертания дома Поленова, в котором он с самого начала планировал сделать общедоступный музей и картинную галерею - и сделал. А еще построил на собственные средства церковь и школу, включив в нее театральный зал, где силами местных крестьян ставились спектакли, к которым он сам делал декорации и создавал костюмы. Со своего высокого берега он написал множество панорамных пейзажных видов в разное время года. Поленов прожил здесь с женой с 1890 по 1926 год и вырастил пятерых детей. Когда во время революции сотни усадеб по всей России были разграблены и сожжены, благодарные Поленову местные жители охраняли Борок. Сейчас это Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова, куда я планирую наконец попасть из Тарусы!)
"Вид на Тарусу вечером", 1910-е годы, частное собрание, Москва
Еще Василий Поленов писал музыку, например, сочинил оперу «Призраки Эллады» на выдуманный античный сюжет, которая была поставлена в 1906 году в Московской консерватории. Он же создал для оперы все декорации и костюмы. На основе своих эскизов декораций к постановке живой картины "Афродита" и оперы "Призраки Эллады" написана следующая картина.
"Эллада", 1890-е годы, частная коллекция
Главный же акцент выставки сделан на Евангельские мотивы в творчестве Поленова. Из Питера впервые приехали две его большие картины "Воскрешение дочери Иаира" и "Христос и грешница".
Тема "Воскрешение дочери Иаира" была предложена Петербургской академией художеств в 1871 году для конкурсной работы пяти выпускникам. Победитель награждался Большой золотой медалью и правом шесть лет жить за границей на казенный счет. Главными претендентами на победу были Поленов и Репин. Беспрецедентность этого года выпуска была в том, что золотую медаль получили оба. Но и это еще не всё. В комиссии присутствовал президент Академии, младший брат царя Александра III, и он предложил дать медали всем пятерым конкурсантам. Неслыханный случай в истории! Вот имена счастливчиков: Илья Репин, Василий Поленов, Евгений Макаров, Михаил Зеленский, и Егор Урлауб. Я начиталась интереснейших постов про этот случай в журнале
mi_ta_pe и блистала на выставке с рассказами перед своими друзьями:))
Когда проходила выставка Репина, из Питера тоже привозили его работу на эту тему. И она мне понравилась больше картины Поленова. Давайте же рассмотрим главных победителей и еще работу Михаила Зеленского, не могу пройти мимо однофамильца, извините!:)
Итак, вот работа Поленова, приехавшая к нам из Научно-исследовательского музея Российской академии художеств, Санкт-Петербург
Картину Репина из Русского музея на его выставке в Третьяковке я не сфотографировала, поэтому фото из интернета.
Ну, и картина Зеленского из Саратовского художественного музея им. Радищева
В общем, мне милее всего Репин, есть в его работе какая-то привлекательная загадочность и ожидание чуда. У Поленова всё более бытовое, но тоже весьма симпатично. Зеленский понравился меньше всего (сорри, "тезка"!)
Но гвоздь экспозиции это, конечно же, огромное полотно "Христос и грешница". Можно сказать, что это главная работа всей жизни Поленова. Он писал её около 15 лет, вдохновленный «Явлением Христа народу» Иванова. Картина Поленова мне понравилась намного больше Ивановской. "Явление Христа народу" мне кажется слегка ненатуральной, выспренной. А вот у Поленова получилось отлично! И в этого Христа я верю, и вся композиция какая-то жизненная и даже воздух там особый - видно, что дело происходит в Палестине.
В общем, не зря Поленов ради всего этого несколько раз ездил с экспедицией на Ближний восток по библейским местам. Художник посетил Константинополь, Александрию, Каир, Палестину, Сирию, Грецию и привез оттуда множество набросков и эскизов к картине, а также напитался правильным светом и воздухом, там он всё-таки другой. В советское время, кстати, база нашей Академии художеств находилась в Алупке. Только в Крыму была нужная степень соляризации, которая позволяла хоть как-то видеть и ощущать библейские и античные места и рисовать тот воздух.
Ослик с картины бежит прямо на тебя, где бы ты не стоял))
Целый зал посвящен этим эскизам и наброскам Поленова, но надо сказать, мне там кроме грандиозной главной картины особо ничего больше не понравилось. Вроде бы симпатичные краски, но сильно меня не трогает почему-то и всё тут...
«На Тивериадском (Генисаретском) озере», 1888 г., ГТГ
Это две наиболее понравившиеся картины из этого зала, остальное вообще никак...
"Мертвое море", 1882 г., ГТГ
Возможно, все эскизы и наброски просто потерялись на фоне главного полотна, а оно действительно впечатляет! Картина приехала в Москву впервые за 130 лет с момента ее первого показа на 15-й выставке Товарищества передвижников. Её приобрел там Александр III, поэтому она находится теперь в Питере... Где-то слышала, что Русский музей долго думал, везти ли её на эту выставку или зажать... Слава Богу, привезли.
Интересно, что авторское название "Кто без греха?" цензура заменила на "Христос и блудная жена", а теперь картина называется «Христос и грешница». Не помню, не Александр ли её так назвал в конце-концов... Вот фото из интернета, по которому можно оценить размеры картины.
Но всё же Поленов певец наших, родных просторов! Это ему удаётся лучше всего. Целый зал посвящен его пейзажному творчеству и тут мне многое было по сердцу.
"Осень в Абрамцево", 1890 г., музей-заповедник В.Д. Поленова
Очень понравились зимние пейзажи.
"Железная дорога близ станции Тарусская", 1903 г., музей-заповедник В.Д. Поленова
И отдельно хочется сказать об освещении: ох, ну что это за новомодная тенденция интимного полумрака и диковатой подсветки! Ну, ладно там в зале с картиной "Христос и грешница", там это хоть как-то уместно. Но в остальных-то с пейзажами зачем?!
Вот еще не самый темный зал...
И многие картины пострадали от такого дурацкого освещения - некоторые рамки отбрасывают тень на полотно. (Пример ниже). По-моему, безобразие для музея такого уровня, как Третьяковка! Осудим, товарищи!
"Ранний снег", 1891 г., ГТГ
Что еще понравилось? Как любителю портретного жанра, конечно же, портреты. Жаль, их было всего несколько.
"Портрет художника Ильи Репина", 1879 г., ГТГ
Еще портрет сестры художника Веры, они были близнецы и очень близки по жизни. Веру можно увидеть на многих картинах Поленова, в том числе на картине "Бабушкин сад" и "Заросший пруд". Она была довольно-таки неординарная личность для своего времени - окончила медицинские курсы, работала в военном госпитале во время русско-турецкой войны. Умерла, к сожалению, в 37 лет, Поленов очень тяжело пережил ее смерть.
"Портрет Веры Хрущевой", 1874 г., музей-заповедник В.Д. Поленова
Автопортретов самого Поленова (1844-1927) в экспозиции не представлено, и я не знаю, писал ли он их вообще. Его самого мы можем увидеть на выставке лишь на картине художника Кузнецова.
Николай Кузнецов "Портрет В.Д. Поленова", 1888 г., музей-заповедник В.Д. Поленова
Личность Василия Дмитриевича Поленова мне очень симпатична, вот человечище, уважаю! Многие его картины люблю, многие открыла для себя на этой выставке. Рада, что побывала.