May 25, 2016 13:47
Вчера меня практически ткнули носом во второй том "Мертвых душ". А произошло это вот как - продолжаю посещать проект Театральная Россия, где в провинциях крутят онлайн спектакли из известных столичных театров. Вчера как раз была трансляция "Мертвых душ" из театра им. Маяковского. Очень хорошая постановка, как я люблю,- классическая, но с разными небольшими забавными фишками; игра актеров тоже прелесть, вот все были хороши! Но вдруг ловлю себя на мысли, что первый акт никак не заканчивается, а по моим меркам произведение-то уже к концу подходит... Ну, то есть Чичиков уж к Плюшкину едет. О чем будет второй акт, wtf?! Для меня ведь "Мертвые души" оканчиваются на провале Чичикова на балу у губернатора и как он уезжает в никуда: Русь, куда несешься ты, дай ответ! - ну всё вот это вот, короче. А тут Чичиков уехал и антракт. Интрига!!!
Оказалось, что второй акт по второму тому. Второй том "Мертвых душ" я помню в легком тумане, точнее даже не помню, читала его или нет. В голове лишь картинка, как Гоголь его сжигает. Ну, что это проблемный был том, это все помнят: Гоголь-художник превратился в Гоголя-моралиста, с Белинским еще поругался, всё такое.
В общем, что я хочу сказать? Не нужно было делать второй акт, ибо скучновато и сумбурно. И правильно Гоголь его сжигал!
Второй том существует в этом мире в виде найденных черновых рукописей. В нем Гоголь хотел показать моральное возрождение Чичикова и еще всяких положительных героев туда насовать. Выглядит это полнейшим нонсенсом диссонансом! Вот не получается писать о России хорошо и благостно, сразу фальшь лезет из всех щелей.
С другой стороны, психиатрический анализ Баженова («Болезнь и смерть Гоголя». Русская мысль, 1902) отмечает ровное течение болезни в 49-50 гг. и улучшение в 1851. Все встречавшие Гоголя в 1851-1852 гг. говорят о нем как о веселом, остроумном, подвижном человеке, а не изможденном, ушедшем от мира аскете. Гостя у Смирновых, он шалит и возится с детьми, которых обожает; путешествуя с Максимовичем, он то и дело выскакивает из экипажа, бегает по полям, собирая цветы для гербария сестры; в доме Аксакова он готов плясать под любимые малороссийские песни. К концу жизни (не считая двух последних месяцев) Гоголь предстает как бы духовно просветленным, радостным, внутренне удовлетворенным: плоть свою он не умерщвляет, мира не проклинает, а, напротив, страстно любит природу, цветы, песни, детей; становится проще и добрее.
В общем, сами делайте вывод - нужен второй том или нет. Я, пожалуй, его пере/почитаю...
З.Ы. Черт, Гоголь умер в 42 года!!! Всего лишь в 42 года!!!
размышления,
show