Продолжение постов о данных археологии в Старигарде
В основе поста лежит издание немецких археологов Инго Габриеля и Торстена Кемпке.
Starigard/Oldenburg - Hauptburg der Slawen in Wagrien VI, Ingo Gabriel, Torsten Kempke, Wachholtz Verlag GmbH, 2011
Перевод мой:
В одном из некогда сгоревших домов, в котором в его юго-восточной части были погребены близнецы и новорождённый, была найдена примечательная находка. Предположительно эта находка связана с магией, имеющей отношение к преждевременным родам и смертости новорождённных.
Посреди дома рядом с печью была найдена глинянная фигура, которую можно назвать «младенцем». Она лежала на закопчённом полу под слоем сгоревшего зерна.
Фигурка сделана из глины, из которой изготваливались горшки. То что фигура обоженна, может быть связано с пожаром. К глине примешан песок. Фигурка сделана грубо и не заглажена, так что даже остались отпечатки пальцев.
Левая рука отломана. Фигрка не могла стоять и сидеть. Плоская спина указывает на то, что куколка младенца должна была лежать.
Ничего не говорит о поле фигурки и об её одеянии.
Длина: 117 мм, ширина: 60мм, толщина: 39мм.
Вряд ли фигурка являлась игрушкой и вряд ли была изображением Божества.
Скорей всего это работа по случаю. Причиной изготовления, возможно, служило рождение близнецов, которое могло восприниматься как странное и загадочное (таинственное) явление.
Смертность новорождённых была высокой. Поэтому было много причин, чтобы задабривать вредоносные силы, укреплять, приносящие исцеления Божества, и оберегающих духов, а также по пути аналогии волшебства желать здорового потомства. Изготовление куколок для таких действий было обычным делом. С одной стороны такая практика укоренена в языческих ритуалах, с другой стороны встречается и в христианском толковании: младенец, интерпритируемый как младенец Иисус, от которого согласно мотивам народной набожности исходит дух исцеления, был бы формой такой аналогиии. Параллелью может быть
Мерзебуржский заговор.
Интерпретация
В Ольденбурге можно наблюдать обычай захоронения младенцев в доме под полом. Возможно этот обычай уходит своими корнями в доисторические времена. Маленькие дети, видимо, ещё не являлись частью общины (Рода). Для принятия в общину существовали по всей видимости различные критерии. Дети, не принятые в общину, оставались при матери - в доме, где и хоронились. Например по христианским обычаям до 11 столетия (Германия) крещение детей происходило только на пасху и на троицу. Крещение было предпосылкой захоронения в крещённой земле, что являлось гарантией возрождения христиан. Не крещённых детей было положено хоронить в пределах дома.