Старигард - Ольденбург- Убитые на войне, Казнённые, Трофеи

Feb 23, 2012 12:08




Старигард - Ольденбург- Убитые на войне, Казнённые, Трофеи

Старигард - Ольденбург - Данные Археологии
Убитые на войне, Казнённые, Трофеи
Продолжение поста

В основе поста лежит издание немецких археологов Инго Габриеля и Торстена Кемпке.
Starigard/Oldenburg - Hauptburg der Slawen in Wagrien VI, Ingo Gabriel, Torsten Kempke, Wachholtz Verlag GmbH, 2011

После описания вероломного убийства Круто авторы объясняют природу рассеяных по территории города непогребённых останков.

Возможное объяснение можно вывести из некоторых сведений, которые имеются в исторических преданиях. Предания повествуют о сражениях, после которых трупы в большом количестве скармливались зверям, о бойнях, которые происходили во время войн и особенно после взятия крепостей в угаре победы, о казнённых пленниках и об отрубленных головах видных врагов, которые должны были служить победными трофеями.

Так например сообщает Адам (II, 43), при этом он вероятно поразумевает события 1066 года (Petersohn, 1979, 27 Anm. 48): «Датский король (Свен Эстридсен), который всё предание варваров знал, как если бы оно было фиксировано письмено,мне сообщил, в городе Ольденбурге жило когда-то много христиан, и он сказал: «После того как там оставшихся (христиан) забили как скот, 60 священников оставлил для кровавой потехи. Среди них был тамашний старший соборный пастор Оддар, мой кровный родственник. Он как и все остальные следующим образом принял смерть мученика: им стальными ножами вспороли кресто образно кожу головы и каждому обнажили черепнную коробку. Потом приверженцам бога связали руки за спинами, таскали через селения славян, истязали нанося удары и другими способами, до тех пор пока они не были мертвы.»

В то же время в крепости Мекленбург была осталвена жизнь старому епископу Иоану и другим оставшимся христианам. Их пленили для позднейшего празднования победы... Им отсекли кисти (руки) и ступни (ноги) а тело выбросили на улицу; голова же была отрезана; язычники насодили её как знак победы на острие копья и пожертвовали её своему Богу Редигосту... в главной славянской крепости Ретра» (Адам III, 51).
Внезапный набег славян на Штормарн в 1110 г. побудил графа Готфрида неистово преследовать врагов. Они же приготовили засаду и сразили кроме него самого ещё 20 его мужей. Пришедшие позднее местные жители обнаружили мёртвого графа. Голову, однако, не нашли, потаму что славяне её отсекли и взяли с собой. Голова была позднее выкуплена за высокую цену и погребена в отцовском склепе» (Гельмолд I, 35).
О смерти абодритского князя Никлота (1160) сообщается, что он один вырвавшись вперёд из засады напал на мнимо безоружных наёмников саксонского военного лагеря, которые, однако, замаскировано были защищены доспехами и вооружены. Так «он был быстро окружён и зарублен... Лицо его опознали и в принесли в лагерь...» (Гельмолд I, 88).
Когда кайзер Отто первый в 955 преследовал со своим войском абодритского князя Стойгнева, то оказался в опасном окружении у болотистого речного переката Раксы. Благодаря военной хитрости числено превосходящая славянская пехота истощила свои силы ещё до самого сражения и была вынуждена отступить перед рыцарями. «Так как они искали спасение в отступлении, то были быстро сражены. Стойгнев же с конными воинами ждал исхода сражения на высоком холме. Когда он увидел, что его люди обратились в бегство, он тоже побежал; обнаружен он был рыцарем по имени Хосед (Hosed) в одной роще с двумя спутниками, он был сражён в борьбе, его оружие было украдено, а голова его отрублена. Один спутник был схвачен живым и вместе с головой вождя и его оружием был тем рыцарем доставлен к кайзеру... в этот же день был захвачен лагерь врага, и многие были убиты или пленены, и истребление продолжалось до глубокой ночи. На следующий день голова вождя была выставлена в поле, вокруг неё были обезглавлены 700 пленников; его советнику были выколоты глаза и вырван язык, и так оставили его беспомощно лежать среди тел...» (Widukind III, 55).

В заключении статьи Инго Габриель описывает гибель Адальберта. Описание деятельности Адальберта и «о нравах прусов» в замечательном   посте  у соратника Kolyvanski.


Казни, Старигард, Варяжская Русь, Археология, oldenburg

Previous post Next post
Up