Будущее медиации: на пути к революции конфликта

Sep 28, 2015 14:52

Наши постоянные читатели, вероятно, помнят, что предыдущий номер журнала - посвящен теме будущего медиации. Сегодня мы продолжим этот разговор и предложим вам работу, в которой взгляд на будущее медиации радикальным и неожиданным. Кеннет Клоук не просто рассматривает возможный успех или неуспех медиации как метода альтернативного разрешения споров. Он видит в идеях медиации тот революционный механизм, который способен изменить и нашу жизнь, и, возможно, наше понимание самих себя.
Есть два типа людей, говорящих о том, что должно произойти в будущем: те, кто не знают, и те, кто не знают, что они не знают. Джон Кеннет Гэлбрейт



В революции, как и в романе, самое сложное - придумать конец. Алексис де Токвиль
Когда мы думаем о будущем мира, мы всегда думаем, куда он придёт, если он будет продолжать идти так, как мы видим его идущим сейчас, и нам не приходит в голову, что он идёт не по прямой линии, а по кривой, постоянно меняя направление.
Людвиг Витгенштейн

Каждый раз, когда человек встаёт на защиту идеала, или действует, чтобы улучшить судьбу других, или выступает против несправедливости, он поднимает крошечную волну надежды. И, собираясь вместе, эта рябь, исходящая из многих центров энергии и решимости, перерастает в течение, которое может смыть самые крепкие стены подавления и сопротивления.
Роберт Ф. Кеннеди-младший

Мы всегда сами творим наше будущее, но не всегда так, как мы хотим. Наша свобода в создании того будущего, которого мы хотим, как сказал Гегель, пропорциональна нашему «признанию необходимости», или, в случае с медиацией, нашему пониманию природы, или «законов» конфликта и его урегулирования. В этом смысле мы можем описать будущее медиации как «медиированное» или возникающее в процессе переговоров при участии частично наших взглядов, ценностей, отношений, намерений и действий, а частично - естественных и исторических условий, в которых мы живём, создаём представления и действуем.
По этим причинам невозможно создать будущее, для которого ещё не появились предпосылки. Например, Президентом США не мог бы стать афроамериканец, если бы не существовало ранее движения за гражданские права. Точно так же мы не можем начать представлять себе будущее медиации, если мы не практиковали ее и не участвовали в ней на протяжении определённого периода времени.
Попытка представить себе будущее, которое лежит за пределами возможного с естественной или временной точки зрения, или будущее, для которого не построена соответствующая инфраструктура, легко приводит к утопизму и фантазиям. И хотя Ламартин был, безусловно, прав, что «утопии - это зачастую незрелые истины», и даже фантазии могут открыть скрытые возможности, любой взгляд на реальное будущее требует наличия связи между тем будущим, которого мы хотим, и тем, которое возможно с учётом нашего опыта и понимания конфликта и процесса урегулирования.

Мой опыт и понимание конфликта и урегулирования
Моё чувство будущего медиации основывается на моём тридцатипятилетнем опыте работы в сфере медиации, в ходе которой я рассмотрел тысячи споров, как локальных, так и международных: от бракоразводных, супружеских и семейных споров до сложных административных споров в сфере государственного управления, публичной политики, споров в области образования и охраны окружающей среды, трудовых конфликтов и конфликтов в отношении условий труда, включая дискриминацию и сексуальные домогательства, сложнейших спорных дел, проблем восстановительного правосудия и отношений потерпевшего и правонарушителя, ссор между соседями, антагонизмов между этническими меньшинствами и многих других конфликтных ситуации
Здесь мой опыт не уникален, в этой области работает множество моих коллег, а так-же все возрастающее число высококвалифицированных и опытных специалистов не только в США, но и по всему миру, и каждый из нас открывает что-то новое, но мы редко объединяем или синтезируем наши подходы Такой разный опыт ведет нас к представлению разного будущего, и большая заслуга проекта состоит в открытии диалога, позволяющего нам совершенствоваться, изучая взгляды друг друга
Из этого разнообразного, постоянно удивляющего, глубоко эмоционального опыта я получил для себя ряд связанных представлений о конфликте, которые направляют мою практику, включающих ряд очень простых, но широко игнорируемых, глубоких, имеющих серьезные последствия и чрезвычайно важных идей, определяющих мое чувство будущего медиации Вот список моих основных десяти идей о конфликте и урегулировании:
♦ Все конфликты являются личными, уникальными, простыми, локальными, случайны¬ми и непредсказуемыми, и в то же время систематическими, типичными, сложными, глобальными, хроническими и предсказуемыми
♦ Все конфликты происходят внутри более широких систем, контекстов, культур и окружений, которые прямо и косвенно оказывают влияние на потенциал для урегулирования.
♦ Системы, питающие и усугубляющие конфликты, также включают культуру, верования, представления и способы мышления и действия, существующие внутри каждого из нас, между друзьями и в семейных парах, в браке и семье, между соседями и в сообществах, в школах и на работе, в корпорациях и государственных учреждениях
♦ Все конфликты ощущаются лично и выражаются в действиях отдельных лиц, что делает в значительной степени незаметным то влияние, которое оказывают на их возникновение и поддержание системы, контексты, культуры и окружение.
♦ Данные системы ориентируются, основываются, характеризуются и берут начало в процессах, основывающихся на силе, правах и интересах, каждый из которых требует все более высокой степени мастерства для урегулирования и ведет к все более высокому порядку такого урегулирования - индивидуальному, межличностному и системному.
♦ Все наши наиболее серьезные социальные,экономические и политические конфликты являются хроническими и происходят из регенерации системных источников, которые в первую очередь базируются на силе и правах,
и в основе своей формируются под воздействием этих моделей низкого уровня, а также соответствующих процессов и методов разрешения споров
♦ Эти основывающиеся на силе и правах социальные, экономические и политические системы хотя и предназначены частично для предотвращения и урегулирования конфликтов, но делают это чаще всего грубо, примитивно и неумело, что приводит к обратным последствиям.
♦ Концепции урегулирования конфликтов разрабатывают принципы и методики, предлагающие способы выявления хронических и системных источников социального, экономического и политического конфликта, и предлагают альтернативы урегулирования, основывающиеся на интересах. которые могут позволить предотвратить и разрешить эти споры гораздо быстрее, дешевле, глубже и более удовлетворительно, чем при использовании систем, основывающихся на силе и правах
♦ В связи с этим мы имеем возможность предотвратить и значительно снизить риск возникновения конфликтов внутри любой системы, будь то два человека, семья, соседи, школа, организация или нация (государство), используя усовершенствованные методы построения схем урегулирования конфликтов и создавая алгоритм такого урегулирования на основе центральных принципов и ценностей медиации
♦ Всё это необходимо и возможно совершать глобально, путем наращивания возможностей по урегулированию конфликтов независимо от наличия тех границ, которые мы установили для того чтобы обезопасить себя от базирующихся на силе и правах, состязательных и бескомпромиссных действий других. Наше выживание и благополучие в масштабах всей планеты все больше зависит от этого.
Каждый из приведенных выше тезисов, взятый отдельно, может быть использован для выработки предложений по будущему развитию и обозначения формы грядущего расширения и роста, но, рассматриваемые в своей совокупности, они указывают направление к тому, что я называю «революцией конфликта», при которой принципы и основывающиеся на интересах сторон методы медиации будут при¬меняться ко всем конфликтам в глобальном масштабе, а не только к тем, которые происходят в межличностных отношениях, и особенно к тем спорам, которые возникают в социальной, экономической и политической областях.

Построение логической цепи
Принимаясь за рассмотрение проблемы будущего медиации - возможностей её расширенного и более строгого применения широкому спектру социальных, экономических и политических конфликтов, мы должны построить логическую цепь, исходящую из базовых принципов. Ниже приводятся некоторые основные элементы, на которые, по моему мнению, должна опираться такая логика:
Во-первых, любой конфликт происходит не просто между лицами, но в определённом контексте, культуре и среде, в окружении социального, экономического и политического воздействия, внутри семьи, в кругу соседей, в группе или организации, под влиянием систем и структур, в многообразном сообществе людей, в конкретный момент времени и истории, в определённом месте пространства и географической точке, на конкретной стадии, на заданном фоне, в каком-либо окружении или кругу.
Во-вторых, ни один из перечисленных элементов не является нейтральным по отношению к конфликту. Каждый из них оказывает влияние, зачастую в скрытой и неопределённой, но глубокой степени, на природу, интенсивность, продолжительность, воздействие и значение наших конфликтов. И каждый из этих факторов в зависимости от обстоятельств может играть определяющую роль в успехе переговоров, процессов, вмешательства и методов, которые мы используем для предотвращения, разрешения, трансформации и преодоления конфликтов.
В-третьих, практически любая сложная социальная, экономическая или политическая проблема может повлечь за собой и усугубить личные и межличностные конфликты. Действительно, социальные дисфункции, экономические диспропорции и политическая непоследовательность почти всегда воспринимаются как личные конфликты, при этом сами системные проблемы, их регулярно производящие, остаются в тени, незамеченные и неразрешённые.
В-четвёртых, экономические и политические системы, по причине их внутренних антагонизмов, противоречивых историй и бескомпромиссной ориентации, производят повторяющиеся, хронические конфликты и вместе с ними культуры уклонения от конфликтов или агрессии. Они способствуют росту антагонистического отношения и защитного поведения в связи с обычными социальными, экономическими и политическими проблемами, которые снижают способность людей, семей, организаций и национальных государств к какой-либо совместной и демократической работе по урегулированию и трансформации разногласий, а также лишают возможностей для их предотвращения и преодоления.
В-пятых, каждый конфликт обладает элементами и характеристиками, схожими и подобными на всех уровнях, и таким образом обычный набор представлений, эмоций, идей и поведения объединяет даже те конфликты, которые представляются на первый взгляд чисто внутренними, с теми конфликтами, которые регулярно возникают в отношениях, в семьях, в сообществах, организациях, обществах, экономике и политике, и это применимо как к отношениям между детьми, играющим в песочнице, так и к отношениям глав национальных государств. Такое подобие на всех уровнях позволяет нам определить пути адаптации методик, подтвердивших свою эффективность на одном уровне, к отношениям совершенно иного порядка.
В-шестых, практически все конфликты независимо от того, насколько незначительными или личными они являются, обладают завуалированными социальными, экономическими и политическими элементами, по которым можно проследить их развитие и возможные последствия Такие элементы включают, например, социальные стереотипы, дискриминацию и предубеждения, отражающиеся на нашем отношении к оппоненту, экономический эгоизм, черствость и жадность, отражающиеся в нашем нежелании идти на компромиссы или взаимодействовать по финансовым вопросам, и политическую иерархию, бюрократизм и авторитарность, отражающиеся в спорных решениях даже по самым незначительным конфликтам.
Даже в исключительно меж¬личностных конфликтах в браке и семье очевидно, что люди могут негативно реагировать на социальные, экономические или политические разногласия, вырабатывать предубеждения и стереотипы в отношении друг друга, взаимодействовать на основе невысказанных социальных предположений и ожидании и испытывать негативное влияние различий в статусе, материальном положении и возможностях По этой причине они могут ссориться по поводу социальных ожиданий, соперничать из-за недостаточных средств или не соглашаться между собой относительно способа принятия решений Они могут поддерживать будущие изменения или противиться им, восхвалять или порочить свою жизнь в прошлом, критиковать или защищать существующее положение вещей, вести себя бюрократически или анархически по отношению к установленным правилам и осуществлять имеющуюся у них власть демократически или деспотично Каждый из перечисленных потенциальных источников личного или межличностного разлада скрывает то, что может быть названо тонким социальным, экономическим или политическим элементом, который делает конфликт более закрытым для урегулирования и может подтолкнуть его или в сторону тупика и хронического повторения или к урегулированию и предотвращению.
В-седьмых, за исключением тех случаев, когда социальные, экономические и политические вопросы прямо затрагиваются при обсуждении конфликта, эти контекстуальные и системные элементы редко обнаруживаются, признаются, обсуждаются или разрешаются как сторонами, так и медиаторами. Вместо этого обсуждение идет по незначительным вопросам, что вызывает противоречия и недопонимание и ведет к усугублению напряжённости Или же они остаются скрытыми и, как результат, становятся блоками и источниками разногласий, которые кажутся неустранимыми, поскольку мы не знаем, как найти к ним правильный подход.
Но если такие скрытые аспекты конфликта обнаружены, подвергнуты анализу и переосмыслению, они могут быть трансформированы в продуктивный источник выработки методик по предотвращению будущих споров, для достижения успешного урегулирования, преобразования взаимодействия и отношений сторон, а также системного усовершенствования Как результат, почти все такие конфликты могут повлечь за собой революционные изменения в жизни конкретных личностей, семей, организаций и учреждении.
Следствия построения такой цепи рассуждений имеют далеко идущий и глубокий характер, поскольку они непосредственно приводят нас к рассмотрению вопроса о том, как применение медиации может быть значительно расширено - не только в отношении социальных, экономических и политических противоречий, что само по себе было бы в большой степени важным и полезным, но и для проектирования социальных, экономических и политических систем таким образом, чтобы сделать их намного более эффективными в деле предотвращения и урегулирования конфликтов.

Журнал «Медиация и право» № 2 (36) июнь 2015

МЕДИАЦИЯ, Журнал "Медиация и право"

Previous post Next post
Up