О необходимости деликатного проведения медиации в сфере международного похищения детей родителями
Проблема международного похищения детей родителями - одна из тех проблем, которые в принципе не имеют универсального юридического решения. Именно поэтому авторы нашего журнала нередко обращаются к этой теме. И действительно медиация в подобных обстоятельствах кажется не просто наиболее эффективным, но подчас и единственным инструментом, способным хоть как-то защитить интересы ребенка и разрешить противоречия между родителями, принадлежащими к разным культурам, юрисдикциям, языковым средам. Однако применение медиации в этой области требует специальной подготовки и особой осторожности.
Австралийка выходит замуж за американца, и у них рождается дочь. Семья живет в Техасе, где ребенок ходит в детский сад и воскресную школу, каждые выходные навещает бабушку с дедушкой по отцовской линии, дружит с мальчиком по соседству и регулярно играет с детьми из своей детсадовской группы. Мать, однако, несчастлива в Техасе. Летом она планирует поехать в отпуск вместе с девочкой, чтобы навестить свою семью в Австралии, в то время как отец девочки остается работать дома. Вскоре после прибытия в Австралию мать звонит отцу и сообщает, что она не намерена возвращаться в Соединенные Штаты, и что ее адвокат свяжется с ним для организации графика посещения их дочери в Австралии.
Данный паттерн типичен для «простого» международного похищения детей родителями: родители - выходцы из стран с относительно близкими куль¬турами, говорят на одном языке (так же, как и все члены расширенной семьи), и ни один из них не обвиняет другого, скажем, в насилии. Мать просто «несчастна» в Техасе. Главная трудность в этом случае - расстояние между местом жительства родителей, поскольку дети прежде всего должны жить в одном месте и ходить в одну и ту же школу. Но даже если учитывать это обстоятельство, многие медиаторы могли бы заняться данным делом о международном похищении.
К сожалению, не так много дел столь же просты, и в большинстве случаев ситуации оказываются почти безвыходными. Данная статья высвечивает некоторые сложности международного похищения детей родителями и показывает, почему такие дела должен вести способный, высококвалифицированный медиатор.
Сложности, связанные с родительской идентичностью
В любом деле в сфере семейного права у каждого родителя есть свой собственный багаж, индивидуальность и целый арсенал эмоций. Родителей в случае похищения детей, как правило, захлестывают эмоции, и само похищение может создать ощущение чрезвычайной ситуации. Когда один из родителей вывозит ребенка за границу, дело приобретает еще более сложный характер.
Иммиграционный статус одного или обоих родителей еще один повод для беспокойства участников процесса. Родитель, возможно, первоначально въехал в Соединенные Штаты (или вывез ребенка из США) нелегально, и теперь ему запрещен въезд в страну, что делает процесс очной медиации затруднительным или даже невозможным.
Даже когда личные встречи возможны, культурный опыт каждого родителя может создать сложности как для медиатора, так и для родителя. Родители могут в разной степени владеть языком, быть очень разными по мировоззрению и стилю коммуникации. Даже когда они могут говорить на одном языке, в ситуации высокого напряжения, возникающего в процессе медиации, один или оба родителя могут предпочесть говорить на родных языках, требуя услуг переводчика. Культурные нор¬мы родителя могут также повлиять на состав участников: один родитель может пожелать, чтобы в медиации принял участие, например, старейшина племени, старший родственник или даже ребенок, в то время как другой предпочитает, чтобы присутствовали только оба родителя.
Эти случаи могут быть особенно каверзными для медиатора. Если медиатор и родитель из одной культуры, он (или она) могут иметь врожденные (или по крайней мере приобретенные) предубеждения Когда культурные нормы одного из родителей допускают поведение, которое в других культурах считается неприемлемым (например, насилие в семье), у медиатора могут возникнуть дополнительные трудности -как остаться нейтральным, исходя из своих собственных культурных норм . Когда в семье говорят на нескольких языках, медиатору нужно очень четко отслеживать; насколько полно каждый участник процесса понимает, о чем говорится, что сделано и согласовано.
География влияет и на родителей, и на расширенные семьи. Многие семьи военных, например, регулярно переезжают, а иногда живут за границей. Кто должен решать, где ребенок или дети будут жить, и как часто они будут навещать родителя, который находится за рубежом? В других семьях один из родителей может принадлежать племени, чья территория пересекает международные границы, что мешает определить юрисдикцию. Много детей от межкультурных браков, живя в основном в одном сообществе, могут часто выезжать за границу, и часто, становясь старше, проводят достаточно времени с членами расширенной семьи и узнают об их культурном наследии. Выбор места жительства - это проблема: как часто ребенок должен выезжать за границу к бабушкам, дедушкам, любимым кузенам? В подобных делах медиатору следует направлять родителей в оценке воздействия расстояния и путешествия на ребенка, посещения или непосещения членов расширенной семьи или родителя-нерезидента.
Сложности, связанные с гражданством или местом проживания
В процессе медиации в сфере международного похищения детей родителями медиатор должен считаться не только с потребностями обоих родителей, но и обеих стран. Эти страны могут иметь сильно различающиеся правовые системы, включая системы, основанные на религиозных законах, которые могут сделать исполнение установленного соглашения в обеих странах невозможным. Если соглашение неисполнимо и если отсутствует механизм, с помощью которого можно затребовать возвращения похищенного ребенка, то родитель, похитивший ребенка, может чувствовать себя уверенно и игнорировать просьбы о медиации. Каждая страна (не говоря о юрисдикциях внутри страны) имеет свои собственные правила, касающиеся медиации, и каждый родитель может иметь свои сильно отличающиеся представления о том,что ожидать от самого процесса. Различия варьируются от требований о невмешательстве в частную жизнь и конфиденциальности до роли и квалификации медиатора.
Страны также отличаются по своему отношению к роли ребенка в медиации. В конце концов, ребенок - фокус спора. Некоторые страны высказываются за вовлечение в этот процесс детей, не достигших «определенной зрелости», в то время как другие этого не позволяют Соответственно медиаторы, не приученные разговаривать с детьми, должны будет скорректировать свои методы в тех странах, где предписано участие ребенка. Различия в правовых системах также затрагивают медиацию в делах, касающихся однополых или приемных родителей; некоторые страны не признают таких отношений и поэтому могут не признать соглашение, достигнутое в отношении ребенка.
Медиатор должен быть также знаком с редко применяемыми в семейных конфликтах, но распространенными в любом международном споре международными соглашениями. В частности, в некоторых странах законодательство позволяет родителю добиваться возвращения ребенка, применяя Гаагскую конвенцию о гражданских аспектах международного похищения детей от 1980 года .
Конвенция устанавливает строгие крайние сроки, а также определяет структуры и контакты с определенными департаментами в госструктурах. И если родитель не владеет этой информацией, он не сможет воспользоваться защитой, прописанной в данном соглашении. Во всех таких случаях медиатор должен быть уверен, что если в процессе медиации не будет достигнуто соглашение, это не вызовет непреодолимую для родителя отсрочку в решении.
В процессе медиации в сфере международного похищения детей родителями медиатор должен считаться не только с потребностями обоих родите¬лей, но и обеих стран.
В разных странах - разные правила, часть из которых может создать благоприятные условия для предстоящего по¬хищения детей, и медиаторы, проводя обсуждение, должны знать об этих различиях. Любое соглашение должно быть встроено в текущую реальность и предвосхищать проблемы в будущем. Например, различные государства имеют весьма отличающиеся системы таможенного контроля при выезде из страны. Соединенные Штаты позволяют родителю вывозить ребенка без проверки полномочий родителя на поездку с ребенком. Некоторые другие страны требуют подписанного или заверенного нотариально письменного согласия второго родителя, прежде чем позволить ребенку выехать из страны с одним родителем. В ходе обсуждения в процессе медиации также следует напрямую коснуться вероятного сценария будущего путешествия, включая условия в отношении того, кто получает и хранит паспорт ребенка и кто оплачивает международную поездку.
Ключевые компетенции медиатора
Во время медиации в делах о международном похищении детей родителями у медиаторов может быстро возникнуть ощущение перенапряжения: временами они чувствуют потребность в глубоких знаниях в области международного, криминального, семейного и иммиграционного законодательства, а также детской психологии, культурных норм и иностранных языков. В действительности медиатору нужно только знать, как и где найти информацию, когда проконсультироваться со специалистом, у которого больше опыта или экспертных знаний, и когда прервать (завершить) процесс.
Все медиаторы, работающие с семейными спорами, должны владеть начальной информацией в области возрастной психологии и оказания терапевтической помощи. В делах о международном похищении медиаторы будут часто слышать о проблемах, связанных с детско-родительскими привязанностями, особенно когда маленькие дети не часто видят обоих родителей. Если ребенок разлучен с одним из родителей на длительный период времени, медиаторы могут предоставить родителю возможность пройти терапию детско-родительского воссоединения.
Медиатор также должен знать о любых криминальных проблемах в деле Похищение детей родителями - преступление в масштабе государства или штата. Если был выдан ордер на арест родителя-похитителя, то родитель может не захотеть возвращаться в Соединенные Штаты (или другую страну) из-за страха ареста,и это затрудняет доступ к ребенку. Если «криминальный» родитель настаивает, чтобы другой родитель снял обвинения (а он или она этого сделать не в состоянии), медиация может быть сорвана.
Наконец, медиатор должен уметь управлять динамикой процесса. Один или оба родителя, например, могут планировать похищение ребенка. Медиатор должен иметь навыки чуткого обращения с такими проблемами, он должен позволить родителям выработать проект соглашения, которое подкрепит их понимание текущей ситуации, и обеспечит гарантии от неблагоприятного решения суда - все без ненужной эскалации конфликта.
Дополнительные факторы, которые необходимо учитывать медиатору
В наш мобильный век любой семейный спор может перерасти в дело о международном похищении детей родителями. Медиаторы в сфере семейных споров должны постоянно протоколировать все встречи, чтобы можно было выявить, имеются ли отклонения в данном деле от типичной семейной медиации. Например, в деле о похищении, родитель, ссылаясь на Гаагское соглашение 1980 года, может подать прошение в федеральной суд или суд штата, хотя у каждого суда различные процессы планирования слушаний и различные возможности для проведения срочных слушаний.
Во многих делах о похищении детей родителями есть свидетельства о насилии в семье. Если Гаагское соглашение о похищении от 1980 применимо в данной стране, упоминание о насилии в семье может заставить суд отклонить прошение о возвращении ребенка. Здесь требуется дополнительный скрининг, гарантирующий, что участники и медиатор находятся в безопасности. Раннее выявление проблем в деле о похищении детей родителя¬ми поможет медиатору спланировать процесс и график медиации для сторон, находящихся в различных часовых поясах, особенно если медиация проводится дистанционно. Для сторон, которые хотят участвовать в медиации, но не могут сделать этого лично, а также для представителей третьей стороны, которые также не могут принять личное участие в процедуре, медиаторы должны уметь проводить процесс урегулирования споров онлайн.
Как уже говорилось ранее, медиатор должен предусмотреть, какие стороны или организации могут способствовать успешному завершению медиации. Департаменты в Правительстве США, различные неправительственные и международные организации могут сыграть здесь свою роль. Кроме того, если одна или более сторон представлены адвокатом, медиатор должен пред¬усмотреть его или ее влияние на клиента, а также тот факт, что он или она могут не владеть всей полнотой информации.
Во время медиации в делах о международном похищении детей родителями у медиаторов может быстро возникнуть ощущение перенапряжения: временами они чувствуют потребность в глубоких знаниях в области международного, криминального, семейного и иммиграционного законодательства, а также детской психологии, культурных норм и иностранных языков.
Хотя медиации в делах о похищении детей родителями проводятся в Соединенных Штатах не так часто, неправительственные организации в других странах, в Соединенном Королевстве и в Германии на протяжении многих лет участвуют в разрешении немалого количества подобных дел. И этот опыт столь обширен, что Гаагская конференция по международному частному праву опубликовала часть своих исследований в форме Практического руководства по проведению медиаций в делах, подпадающих под действие Гаагской конвенции о похищении детей от 1980 года.
Заключение
Дела о международном по¬хищении детей родителями -сложные случаи семейных споров - включают несметное число проблем и требуют услуг компетентных, уверенных в себе медиаторов, которые не только понимают все нюансы этих дел, но и ясно сознают рамки своих возможностей - и готовы обращаться за соответствующей помощью.
Журнал «Медиация и право» № 2 (36) июнь 2015