Наша цель - переосмыслить понятие выигрыша

Sep 22, 2015 11:28



Ноа Ханфт, в прошлом глава правовой службы компании MasterCard, известный во всем мире эксперт по эффективному разрешению коммерческих споров, в мае минувшего года вступил в должность президента и главного исполнительного директора CPR - Международного института по предотвращению и урегулированию конфликтов. CPR - одна из старейших и авторитетных организаций в сфере АРС, на протяжении 30 лет формирующая практику альтернативного разрешения коммерческих споров в крупнейших компаниях США, Европы и всего мира. Во многом благодаря усилиям СРК идеи АРС завоевали прочные позиции в международном бизнес-сообществе, и альтернативное разрешение споров (в том числе и медиация) входит теперь в арсенал методов большинства юридических служб крупных и средних фирм. Безусловно, нашим читателям будет интересно узнать, как глава СРР оценивает ситуацию с применением методов АРС в бизнес-спорах, как он видит перспективы этих методов, и какие способы СРК. использует для их внедрения. Президент СРК ответил на столь актуальные для развития медиативной практики в предпринимательской среде вопросы в ходе эксклюзивного интервью для нашего журнала.



- Вы стали президентом и главным исполнительным директором CPR в мае 2014 года и руководите этой организацией уже почти год. Оглядываясь на первый год работы, что вы думаете об успехах CPR и какие задачи на будущее ставите?
- За последний год я встречался со многими представителями делового и юридического сообщества: членами СРК, арбитрами, медиаторами, судьями, учёными, независимыми и штатными юридическими консультантами, - и всегда в ходе этих встреч (даже скорее - доверительных обсуждений) одним из ключевых вопросов был вопрос о том, какие подходы и инструменты эффективны, а какие нет, и почему. Возможность получения обратной связи от потребителей наших услуг неоценима, ведь она проливает свет на со-временные вызовы, помогая нам понять актуальные задачи и определить правильное на-правление дальнейших усилий.
Эти обсуждения подтвердили мою уверенность в том, что миссия нашей организации становится ещё более злободневной, чем это было даже при её создании. Оглядываясь на то, чего удалось добиться СРК, можно без преувеличения говорить об экстраординарных успехах. Мы содействовали более широкому и более эффективному использованию медиации, арбитража и других инструментов, относящихся к альтернативным способам разрешения споров (таких, как рассмотрение дела на ранней стадии, мини-разбирательства, Советы по разрешению споров и, с недавнего времени, соглашения по экономическим судебным спорам). Нашу организацию всегда выделяло вдумчивое, идейное лидерство, но для дальнейшего успеха необходимо продолжать движение от идей к действиям, продолжать решать проблемы по мере их возникновения и всегда делать это так, чтобы решения были понятны и удобны для пользователя.
- Становимся ли мы действительно свидетелями кардинального изменения подхода компаний к разрешению споров?
Отчасти - да. Некоторые компании значительно измени¬ли свой подход к урегулированию споров, пройдя как через культурные, так и через процессуальные изменения с точки зрения более широкого пони¬мания «выигрыша», включающего теперь и долгосрочные коммерческие цели. Однако такой подход ещё не стал нормой. Для большинства компаний узкая направленность на «выигрыш» в споре остаётся устоявшимся компонентом их бизнеса. Удивительно, почему в коммерческой среде, где споры почти никогда не разрешаются в рамках судебного процесса в результате сражений в судебном заседании, такое большое количество усилий тратится на предоставление документов в суд и выработку судебной тактики. Конечно, некоторые дела требуют рассмотрения в суде, но гораздо чаще в суде пытаются разрешить процедурные и другие подобные вопросы. Эти споры рассматриваются агрессивно и с большими затратами, что влечёт за собой негативные последствия для деловых отношений и лишь препятствует решению проблемы. Процесс, который требует больших затрат (времени, средств, корпоративных и общественных ресурсов ) влечёт за собой проигрыш для всех.
- Каков основной вызов в разрешении споров, и каким образом СРК будет на него отвечать?
- Главный вызов - это изменение динамики, переопределение понятия «выигрыш». Под «выигравшим»(победителем) в 2015 году должно пониматься нечто большее, чем менее окровавленный выживший. Как бывший генеральный консул компании я стал свидетелем эволюции мышления как в бизнес, так и в юридической среде. Работа штатных юристов компаний оценивается сегодня по иным критериям, нежели всего несколько лет назад. Развитие бизнеса, а не подсчёт побед и поражений, становится современным критерием оценки успеха. Вот почему я убеждён, что нам ещё многое нужно сделать. Предоставляя инструменты, ресурсы и обучение для подготовки к неизбежным коммерческим спорам, мы можем помочь компаниям разрабатывать программы, способствующие развитию осмысленного процесса - процесса, который поможет поднять на поверхность споры на ранней стадии, обеспечить их эффективное разрешение и минимизировать их отрицательные последствия для деловых отношений, а также снизить расходы, которые обычно считаются «расходами на ведение бизнеса».
Для переосмысления понятия выигрыша наши усилия должны выходить за рамки классических определений ADR -альтернативное разрешение споров). Как наша терминология, так и наши действия должны способствовать широкому применению компаниями наших программ. Это требует включения всего спектра возможностей по разрешению споров: судебный процесс, арбитраж, медиация, и так далее, - и усовершенствований во всех этих областях, чтобы решения корпоративными юристами могли приниматься осмысленно, на основе выбора лучшего, а не наименее худшего. Это не столько задача для «сообщества ADR», это скорее работа для бизнес - и юридического сообществ как целого. Тем, кто предпочитает суд арбитражу, почему бы не предусмотреть своего рода «брачный контракт» в отношении судебных споров, который поможет сторонам увеличить контроль над процессом судебного разбирательства и повысить его эффективность? И в будущем CPR будет уделять внимание и другим механизмам, до тех пор, пока у них остаётся потенциал для улучшения системы урегулирования споров. Конечно, присущая альтернативному разрешению споров гибкость позволит создать новые механизмы и подходы, и CPR обязательно предоставит пространство для таких инноваций.
- Сколько компаний являются членами CPR, и не могли бы вы назвать несколько наиболее известных из них?
- Членами CPR являются более 150 крупнейших мировых компаний. А также лидирующие мировые юридические фирмы, правительственные официальные лица, отставные судьи, высококвалифицированные нейтральные лица и известные учёные.
- Могли бы вы привести пример какого-либо резонансного спора между компаниями, который был успешно урегулирован с использованием альтернативных способов разрешения споров вместо судебного разбирательства?
- К сожалению или - скорее - к радости для участников, разрешение споров по своей природе является «нерезонансным», поскольку оно носит конфиденциальный характер,
и именно таким предпочитают видеть его участники. Из-за наших строгих правил в отношении конфиденциальности мы не можем раскрывать информацию о каких-либо спорах, которые были урегулированы с помощью
Развитие бизнеса, а не подсчёт побед и поражений, становится современным критерием оценки успеха нейтральных лиц CPR, но я могу сказать, что нашими нейтральными лицами были урегулированы тысячи споров по всему миру для разных компаний, как крупных, так и мелких, и общий размер урегулированных споров составил миллиарды долларов. Сюда входят споры по коммерческим договорам, интеллектуальной собственности, слиянию и приобретению компаний, в области строительства, энергетики, финансовой отчётности и др.
- Насколько менее затратно для компании использовать медиацию для урегулирования спора по сравнению с судебным разбирательством?
- Трудно провести точный анализ, потому что каждое дело индивидуально, но, насколько нам известно, в США, например, расходы на ведение одного дела в суде могут достигать миллионов долларов, тогда как расходы на медиацию значительно меньше и составляют лишь несоизмеримо меньшую часть подобных сумм.
- Не могли бы вы больше рассказать о нейтральных лицах СРК?
- Наш список нейтральных лиц состоит только из членов организации и включает
в себя уважаемых судей в отставке, корпоративных юристов, руководителей правовых служб и специалистов в области разрешения споров. У многих из них за плечами десятилетия работы в этой области. Нейтральные лица выбираются для участия в делах в зависимости от их специализации и состава участников. Каждое дело уникально.
Рассматривая возможность включения в списки нейтральных лиц, СРК принимает во внимание образование кандидата, его опыт работы со сложными коммерческими вопросами, образование в области альтернативного разрешения споров, опыт работы по альтернатив-ному разрешению споров, рекомендации и, где необходимо, наличие значительного опыта работы в данной сфере. Мы стараемся обеспечивать географическое и иное разнообразие. Все нейтральные лица CPR должны соответствовать и следовать высоким этическим стандартам, установленным соответствующими этическими кодексами и правилами.
- Пожалуйста, расскажите больше о новом ресурсе вашей организации - её правилах по управляемому арбитражу для международных споров.
- Новые правила, вступившие в силу 1 декабря 2014 года, добавляют управляемый арбитраж к списку предлагаемых CPR средств разрешения споров. Эти правила отвечают пожеланиям международного делового сообщества, выраженным многими пользователями управляемого арбитража, предполагающего, что проводящая арбитраж организация может оказывать при необходимости поддержку сторонам. Кроме того, несмотря на то, что корпорации признают арбитраж в качестве надёжного способа обеспечения нейтрального форума и окончательного, обязательного, подлежащего исполнению решения, многие жалуются на то, что арбитраж в том виде, в котором он существует в настоящее время, имеет те же недостатки, что и судебный процесс - занимает слишком много времени и стоит слишком дорого. Новые правила разработаны с учётом этих проблем. С учётом традиционной для СРК ориентации на пользователя, правила являются гибкими.
Данные правила вселяют в нас особый оптимизм, поскольку самые серьёзные изменения в подходах к спорам, которые мы сейчас наблюдаем, касаются разрешения споров на международном уровне. Это в первую очередь относится к Европе, но недавно наша организация провела ряд мероприятий в Бразилии, где, как оказалось, присутствует большой интерес к подобному способу разрешения споров. В России, как нам представляется, международный арбитраж проходит через период значительной интроспекции и изменений, за которыми мы внимательно следим и которым мы будем рады оказывать всю возможную поддержку.
- Что должны знать о СРК российские компании и юридические фирмы?
- Мы считаем, что юридическое и предпринимательское сообщества России, как и везде, должны пользоваться преимуществами более вдумчивого подхода к предотвращению и разрешению споров, подхода, который принимает во внимание различные существующие механизмы разрешения споров и выбирает из них наиболее благоприятный, будь то медиация (с целью достижения быстрого
и делового решения спора) или гибкий процесс арбитража, позволяющий компаниям быстрее разрешить споры и продолжить свой бизнес. В целях распространения данного подхода СРК рассматривает возможности сотрудничества с российским Центром медиации и права, и пригласил международного медиатора, эксперта в области АОК профессора Цисану Шамликашвили в члены Европейского консультационного совета.
- Какую выгоду могут извлечь российские компании из сотрудничества с СРК?
- Мы надеемся, что российские компании и юридические фирмы найдут привлекательным для себя присоединиться к энергичному сообществу пионеров и лидеров в области предотвращения и разрешения конфликтов, став членами нашей организации, и получить до¬ступ ко всем тем ресурсам, инструментам и обмену лучшими практиками, которые предлагает членство в CPR.
Например, CPR был разработан Инструментарий по оценке дел на ранней стадии, позволяющий нашим членам внедрить простую систему управления конфликтами, направленную на более информированное и быстрое принятие решений на ранней стадии спора. Данный подход пред¬полагает оценку спора таким образом, чтобы выработать наиболее приемлемую стратегию - будет ли это урегулирование, полноценный судебный процесс или что-либо между ними - с целью уменьшения негативных последствий и устранения споров в как можно более короткие сроки и с как можно меньшими затратами. Компании-члены CPR, такие как напр., такие программы, что позволило им сократить число споров, приводящих к полномасштабному судебному процессу. Одна из компаний подсчитала, что внедрение такой программы в 1997 году привело к экономии более 6,5 миллионов долларов на юридических услугах только за один год. Предоставляя такие инструменты, CPR выполняет свою миссию, заключающуюся в помощи коммерческим организациям и их юристам в более эффективном и менее затратном разрешении коммерческих споров.
- Планируете ли вы проводить обучение коммерческой медиации в России?
- Мы готовы провести программы обучения, если этого пожелает сообщество специалистов в области альтернативного разрешения споров, и если потребность в этом будет у бизнес-сообщества. Всюду, где есть подобная заинтересованность, мы рады предоставить наших инструкторов.
Нашими нейтральными лицами были урегулированы тысячи споров по всему миру для разных компаний, как крупных, так и мелких, и общий размер урегулированных споров составил миллиарды долларов
- Какой совет могли бы вы дать тем юристам, которые хотят заняться медиацией коммерческих споров?
- Первый шаг в построении медиативной практики - развитие осведомлённости о медиации как одной из возможностей разрешения споров. Поэтому потенциальные медиаторы должны поддерживать информационно-просветительскую работу в этом направлении и, более того, являться ее инициаторами.

Журнал «Медиация и право» № 2 (36) июнь 2015

МЕДИАЦИЯ, Журнал "Медиация и право"

Previous post Next post
Up